Русский писатель Леонид Андреев (1871-1919)


 

Леонид Андреев родился 9 (21) августа 1871-ого года в г. Орле в семье скромного сотрудника банка. Николай Иванович, отец писателя славился в городе своей необыкновенной физической силой, «чувством справедливости», частыми пьяными драками (умер рано и неожиданно, в 42 года). Мать Андреева, Анастасия Николаевна, урождённая Пацковская была женщиной простой и малообразованной (в городе говорили, что она принадлежала к обрусевшему и обедневшему польскому дворянскому роду. Она имела пристрастие к устным рассказам, в которых было практически невозможно отделить быль от небылицы.

В гимназические годы Андреев проявил склонность к сочинительству. Изучая произведения известных писателей, он искусно подражал их манере: писал сочинения «под Толстого», «под Чехова» и др. Математика не давалась гимназисту Андрееву и была для него совсем не интересна. Он регулярно списывал задачки и друзей, а взамен писал за них литературные работы. В юности Андреев Серьёзно увлекался рисованием и мечтал стать художником. К сожалению, в Орле не было художественного учебного заведения. Уже став известным писателем, Андреев вспоминает, что его неразвитый талант художника «то и дело заставлял бросать перо и браться за кисть или карандаш». И всё-таки, в первую очередь жизнь Андреева-гимназиста была заполнена книгами. Следует отметить, что именно серьёзное чтение подтолкнуло Андреева к профессиональному сочинительству. «Моментом сознательного отношения к книге» писатель называет «тот, когда впервые прочёл Писарева, а вскоре за тем «В чём моя вера?» Толстого… Вгрызался в Гартмана и Шопенгауэра и в то же время наизусть (иначе нельзя было) вызубрил полкниги «Учение о пище» Молешотта». Долгие годы одной из любимейших его книг являлась «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, которая оказала заметное влияние на его творчество.

Окончив гимназию, в 1891-ом году Леонид Андреев поступает на юридический факультет Петербургского университета. Жизнь и творчество будущего писателя во многом зависели от его многочисленных любовных увлечений, которые начались ещё в старших классах гимназии. Юноша был очень красив и обаятелен, романтичен и обладал великолепными знаниями в области литературы, много читал наизусть и талантливо рисовал. Современники вспоминают: «Слово «увлечение» не даёт представления о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть, он чувствовал тонко и остро, до болезненности. Три покушения на самоубийство, чёрные провалы запойного пьянства, - такой ценой платило не выдерживавшее страшного напряжения сознание за муки, причиняемые неразделённой любовью». Из-за перенесённой глубокой душевной травмы (измены любимой женщины), Андреев бросает учёбу. Продолжает своё обучение с 1893-ого года, восстановившись в Московском университете, переехав в Москву. Склонность к политической активности Андреев никогда особо не проявлял, а «чтение же, в частности, философское, ещё больше удаляло студента Андреева от злобы дня».

Летние каникулы 1894-ого года будущий писатель проводит в родном Орле. Именно здесь разыгрывается одна из самых тяжёлых и продолжительных сердечных драм в его жизни. В своём дневнике он записал: «22 июля 1894 года – это второй день моего рождения». Роман был недолгим. Очередная любимая женщина отвечает отказом на предложение Андреева выйти за него замуж, - и вновь он пытается покончить с собой.

В 1897-ом году Леонид Андреев успешно сдаёт государственные экзамены в Московском университете. Его диплом имел вторую степень и давал звание не «кандидата», а «действительного студента», что позволяло ему начать адвокатскую карьеру.

В этом же году Андреев работает в газете «Русское слово», отдавая в «Отдел справок» свои «копеечные материалы в несколько строк». А также пишет очерки «Из залы суда» для «Московского вестника», который вскоре быстро закрывается «вследствие финансового худосочия». Андреев успевает там опубликовать свой рождественский очерк «Что видела галка». С 6 ноября 1897-ого года Андреев активно печатается в московской газете «Курьер»; кроме публиковавшихся анонимно судебных репортажей он предоставляет редакции фельетоны и рассказы, которые подписывает «James Lynch» и «Л.-ев».

По просьбе редакции «Курьера» весной 1898-ого года, специально для пасхального номера газеты, Андреев пишет рассказ «Баргамот и Гараська». Рассказ понравился Горькому, и его вмешательство в судьбу начинающего беллетриста оказалось решающим на протяжении всей жизни Андреева. Именно Горький рекомендует его редактору и издателю «Журнала для всех» В.Миролюбову, способствует сближению с журналом «Жизнь».

В 1900-ом году Андреев бросает свою адвокатскую практику. По рекомендации Горького Андреев становится активным участником знаменитых литературных «Сред», где знакомится с Буниным, Куприным, Вересаевым и другими известными писателями-реалистами.

«Для меня всегда было загадкою, почему Андреев примкнул к «Среде», а не к зародившемуся в то время кружку модернистов (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Гиппиус и пр.), - писал в своих воспоминаниях В.Вересаев. – Думаю, в большой степени тут играли роль, с одной стороны, близкие личные отношения Андреева с представителями литературного реализма, особенно с Горьким, с другой стороны – московская пассивность Андреева, заставлявшая его принимать жизнь так, как она сложилась». Это несоответствие чувствовал и сам Андреев: «Кто я? Для благороднорождённых декадентов – презренный реалист; для наследственных реалистов – подозрительный символист».

Новый век, новая эпоха – период отчаяния и надежд – диктовали новое содержание творчеству современного писателя и требовали для этого содержания новых форм. Но не только социальные изменения, источник «безумия и ужаса», были отражены в андреевских произведениях. В этих книгах показана трагедия одинокой личности перед всемогущей Мировой волей. Каждый человек, каждый художник во все времена по-своему разрешал это противоречие.

А.Блок писал: «Пока мы рассуждаем о цельности и благополучии, о бесконечном прогрессе, - оказалось, что высверлены аккуратные трещины между человеком и природой, между отдельными людьми и, наконец, в каждом человеке разлучены душа и тело, разум и воля».

Для Андреева главной и суровой правдой было одиночество человека, на которое он был обречён с момента своего рождения.

В 1901-ом году издательство «Знание» напечатало первый сборник рассказов Андреева, который за год переиздавался четыре раза. Он принёс автору громкую славу, успех у литературных критиков и собратьев по перу. Автор писал в своих рассказах о жизни в Орле, Петербурге и Москве, «о людях и событиях, объективно не поднимающихся выше и не опускающихся ниже усреднённой рутины и скучной повседневности». Во всей этой «обыденности» писатель сумел увидеть что-то значимое, особенное, «что-то скрытое от других глаз». Да и сюжеты автор почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг.

В 1902-ом году издание рассказов, дополненное «Стеной», «Набатом», «Бездной» и «Смехом», подтвердило, что в России появился и «полностью сформировался» хороший русский писатель – Леонид Андреев. Яркие образы бездны и стены станут ключевыми во всём творчестве писателя. В одной из статей того времени, посвящённых творчеству Андреева, читаем: «Символика бездны и стены выразительно и точно передаёт суть мировоззрения писателя. Волевое устремление – принцип существования личности – пересекается жизнью повсюду. Бесчеловечность, уродующая и индивидуальные, и социальные отношения людей, обусловлена законами мироустройства…

Звериное, первобытное начало, единственно соответствующее мировому хаосу, прячется в каждом человеке и, как полагает Андреев, не так уж глубоко. В рассказах «Бездна» и «В тумане», вызвавших целую бурю в прессе, писатель показал, что бессознательное, лишь снаружи прикрытое рассудочными императивами, этическими нормами, убеждениями и принципами, таит в себе грозные силы, не поддающиеся контролю. Это бездна, населённая чудовищами насилия и разврата; как и стена абсурда, она давит на хрупкое человеческое сознание, - только не снаружи, а изнутри. В рассказе «В тумане» написано:

«Непостижимый ужас был в этом немом и грозном натиске, - ужас и страшная сила, будто весь чуждый, непонятный и злой мир безмолвно и бешено ломился в тонкие двери».

В феврале 1902-ого года, за несколько дней до свадьбы, Леонид Андреев дарит своей невесте, Александре Велигорской (был знаком с ней с 1896-ого года) первый сборник своих стихов. И лично для неё было приписано трогательное письмо. В нём были незабываемые строки: «Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, тёмные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти…

 

Безгранично велик был мир, и я был один – больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля.

Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было моё одиночество перед ярким солнцем. И не давало оно мне радости – это любимое мною и беспощадное солнце.

Бессилен и нищ мой язык. Я знаю много слов, какими говорят о горе, страхе и одиночестве, но ещё не научился я говорить языком великой любви и великого счастья.

Сегодня день твоего рождения – и я дарю тебе единственное моё богатство – эту книгу. Без тебя не было бы лучших в книге рассказов – разве ты не та девушка, которая приходила ко мне в клинику и давала мне силы на работу? Твой навсегда Леонид Андреев. 4 февраля 1902 года».

Дело в том, что год назад, 25 января 1901-ого года Андреев был вынужден лечь в клинику по нервным болезням при Московском университете, где пролежал весь февраль. Там, в частности, был написан его знаменитый рассказ «Жили-были».

От первого брака с Велигорской у Андреева было двое сыновей. Старший, Вадим (1902-1976), жил с отцом, а в гимназические годы в Петербурге (у профессора М.А.Рейснера) и в Москве (в семье Добровых, родственников Велигорской). Второй сын Андреева, Даниил (1906-1959) постоянно жил и воспитывался у Добровых.

В 1905-ом году Андреев пишет: «Сейчас ясно одно: Россия вступила на революционный путь. Несколько баррикад, бывших СПб 9 января, к весне или лету превратятся в тысячу баррикад. Вы поверите: ни одной мысли в голове не осталось, кроме революции, революции, революции».

В начале 1905-ого года писатель отсидел 2 недели в тюрьме за предоставление своей квартиры членам ЦК РСДРП. Сопереживая революционерам, он считал, что истинное свободолюбие присуще исключительно отдельной личности. Но личность, «возомнившая себя способной переделать мир», обречена (рассказ «Савва»). Истрия народов мира подчинена ритму «так было – так будет».

В декабре 1905-ого года, накануне московского вооружённого восстания, Андреев читал свою повесть «Так было» участникам «Среды». Присутствующих поразил общий настрой этой повести, всепроникающий дух безысходности и обречённости.

Революционная тематика принесла писателю успех и в драматургии. После чтения известной книги Г.Клейна «Астрономические вечера» Андреев написал пьесу «К звёздам» (1905г.). В процесс написания пьесы активно вмешивается Горький. Он настаивает усилить злободневное звучание пьесы и противопоставить астроному, «поющему звёздам», революционный гимн «солнцу – рабочему земли».

Горький также настаивал убрать из пьесы безумную нищую старуху в заоблачной обсерватории. Автор отказался исключить этот эпизод из своего произведения, так как старуха была персонажем, концентрирующим идею абсурда и безумия, происходящего на земле.

Горький сам увлёкся этой темой и написал пьесу «Дети солнца». Будучи писателем-интеллигентом, в своём произведении он ярко изобразил антагонизм «народ – интеллигенция».

В следующей своей пьесе «Савва» (1906г.) Андреев противопоставляет личность с несовершенным миром. Как и все андреевские бунтари, главный герой Савва терпит крах.

Пьесу «Жизнь Человека» (1906г.) Леонид Андреев посвятил памяти своей жены. Александра Михайловна умерла в Берлине 28 ноября 1906-ого года, родив второго сына Даниила, не перенесла послеродовую горячку. Через месяц в декабре Андреев уезжает на Капри, откуда пишет В.Вересаеву: «Для меня и до сих пор вопрос – переживу я смерть Шуры или нет, - конечно, не в смысле самоубийства, а глубже. Есть связи, которых нельзя уничтожить без непоправимого ущерба для души».

Современники утверждали, то маленького сына Даниила писатель открыто недолюбливал, считая его причиной смерти своей жены. Мальчик постоянно жил в семье Добровых в Москве, но из пяти детей Андреева только он стал впоследствии писателем.

Одним из произведений, задуманных на Капри, было произведение «Тьма» (1907г.). Сюжетом послужила реальная история, случившаяся с эсером-террористом П.Н.Рутенбергом, однажды скрывавшимся от полиции в публичном доме.

В 1908-ом году Леонид Андреев вторично женился. Венчание состоялось 20 апреля в Ялте. Его избранницей стала Анна Ильинична Денисевич (по первому мужу Карницкая). Вскоре семейство уехало на постоянное место жительства в Финляндию. Андреев построил дом на Чёрной речке (Ваммельсуу).

Драматург Ф.Н.Фальковский, сосед Андреевых пишет: «Клочок земли на финской скале стал миром Леонида Андреева, его родиной, его очагом; сюда он собрал свою многочисленную семью, свои любимые вещи, свою библиотеку и из этой добровольной тюрьмы он очень неохотно, только по необходимости, выбирался на несколько дней по делам своих пьес в Петербург или Москву… Где бы он ни находился, он рвался обратно, в свой дом, роскошно, уютно обставленный, с сотнями любимых мелочей, из которых каждая невидимой нитью тянулась к его мозгу и сердцу».

Л.Андреев, как правило, работал по ночам. Он расхаживал по своему огромному кабинету и диктовал, диктовал… Его вторая жена, Анна Ильинична, едва поспевала печатать. Так рождались в ночи прекрасные произведения русского писателя Леонида Андреева.

От второго брака у писателя было трое детей – Савва (1909-1970), Вера (1911-1986) и Валентин (1913-1988), которые постоянно жили с отцом на Чёрной речке, вплоть до его смерти.

30 декабря 1909-ого года Леонид Андреев заключил договор с владельцем петербургского книгоиздательства «Просвещение» Н.С.Цейтлиным. По этому договору Л.Андреев передал Цейтлину за 100000 рублей право на переиздание всех опубликованных Сочинений Л.Андреева и перепечатку последующих публикаций за тысячу рублей с листа. С 1911-ого года по 1913-ый год в издательстве «Просвещение» вышло Новое Собрание сочинений Леонида Андреева (13 томов).

В 1913-ом году в товариществе А.Ф.Маркса вышло «Полное собрание сочинений» в 8-ми томах. Л.Андреев отказался от предложения проиллюстрировать «Полное собрание сочинений» своими рисунками, когда узнал, что издательство по техническим причинам не может выполнить репродукции в цвете. Издание Сочинений писателя было перенесено из Петербурга в Москву.

На томе XVII («Иронические рассказы») издание Собрания сочинений Леонида Андреева прекратилось. В бумагах писателя сохранились наброски плана неосуществлённого XVIII тома.

Накануне Октябрьской революции газета «Русская воля», с которой сотрудничал Леонид Андреев, была продана. В это время Андреев вернулся из Петербурга на Чёрную речку, вскоре ставшую частью независимой Финляндии. Более того, из России перестали поступать гонорары от проданных книг и театральных постановок; не было ни средств к существованию, ни сил для реализации творческих замыслов. Для писателя наступил самый тяжёлый период его жизни.

Последний год жизни Андреев был вынужден жить в полной изоляции от России. Ф.Н.Фальковский вспоминает: «Я рылся в книгах, когда вдруг увидел перед собой Леонида Николаевича в пальто, с биноклем в руках. Он дрожал.

- Что с вами?

- Был на башне. Туманно. Искал Кронштадт и не нашёл. Не нашёл…

На другой день он умер.

После его смерти во всём доме нашлось восемь финских марок».

12 сентября 1919-ого года в деревне Нейвола в Финляндии, куда семья писателя переехала из-за близости фронта, Леонид Андреев умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 48-ми лет.

Благодаря усилиям М.Горького были организованы две публичные церемонии прощания со знаменитым русским писателем. Первый вечер памяти Л.Андреева состоялся в Петрограде в здании Тенишевского училища 15 ноября 1919-ого года. Второй вечер был проведён в московской консерватории 18 февраля 1920-ого года, на котором М.Горький выступил со своими воспоминаниями о своём друге Л.Андрееве. В 1922-ом году в Берлине вышла «Книга о Леониде Андрееве», также благодаря Горькому, в неё входили воспоминания Блока, Чулкова, Чуковского и других.

Библиографической редкостью стал сборник памяти Леонида Андреева «Реквием» (документ литературной жизни писателя), выпущенный в 1930-ом году сыном писателя Даниилом…

Материал подготовил Георгий Милованов

На фото представлена работа И.Репина "Леонид Андреев"