Психология для всех. Часть первая


 

Научно целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта называется наблюдением. Изучение социального поведения людей с помощью метода наблюдения активно проводилось социологами, этнографами, журналистами, юристами, психиатрами, социальными психологами и педагогами с середины XIX века.

В 1923 году М.Я.Басов разработал методику психологического наблюдения, наиболее передовую для своего времени. Единицей поведения, по его мнению, служит не реакция, а «акт» поведения, который представляет собой активное действие. Схема психологического наблюдения должна обеспечивать регистрацию не только внешнего проявления, но и внешних и внутренних стимулов, которые вызвали поведение, а также общую обстановку, в которой оно осуществляется («фон»). Основной и оригинальный принцип этой методики, отличающий её от применявшихся ранее дневниковых психологических наблюдений (например, у В.Штерна, КБюлера), - это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений, чётко отграниченная от их психологического истолкования. Предполагается наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов, непрерывная избирательная «фотографическая» запись в определённые отрезки времени.

Большое внимание уделял точности фиксации наблюдаемого учёный П.П.Блонский. В своих работах 1921 года он писал:

«Следует тщательно выделять признаки инстинктивно-эмоционального (невербального) поведения. Обращать внимание на элементы экспрессии лица, глаз, мимики, пантомимики, жестикуляции и движений».

При изучении в 1931 году отдельно взятые коллективы, исследователь А.С.Залужный применял трёхчленную схему наблюдения: для описания среды, ситуации (экзогенная, т.е. внешняя, сфера наблюдения) и актов поведения отдельных членов коллектива (эндогенная, т.е. внутренняя, сфера).

Наблюдаемое социальное поведение человека, групп или общностей всегда конкретно-исторически обусловлено обществом, непосредственной средой, определёнными мотивами и целями. В свою очередь, наблюдение подчиняется соответствующей задаче, гипотезе исследователя, зависит от его направленности, теоретических позиций, знаний и опыта. Особенности наблюдения социально-психологических явлений определяются спецификой предмета исследования. В связи с этим к процедуре наблюдения предъявляются определённые требования.

Наблюдение обычно складывается из следующих процессов: определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести обработку информации?); обработка и интерпретация полученной информации (какой результат?).

Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации. Наблюдаются: речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматика, фонетика, синхронизация; выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков; движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанции между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; физическое воздействие – касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержки; сочетание перечисленных признаков.

Например, учёный Е.Чеппл в 1940 году предложил при исследовании межличностных контактов замерять их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициативу, синхронизацию, доминирование и другие индикаторы поведения участников общения.

По мнению советского исследователя Ю.П.Воронова, фиксируемыми признаками личных контактов должны быть ситуации (мизансцены), последовательность и направленность контакта (ко всем сразу, к себе или без адреса, к отдельным лицам).

Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Различают включённое, когда наблюдатель становится членом исследующей группы, и не включённое наблюдение, «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); «полевое» и лабораторное. По упорядоченности наблюдения могут быть случайные и систематические, сплошные и выборочные; по характеру фиксации – констатирующие и оценивающие, а также смешанного тира.

Способы регистрации и замера наблюдаемых процессов, событий различаются по степени точности, полноты, надёжности и обоснованности информации.

 

А также по техническим и психическим возможностям, по форме и языку записи, по трудоёмкости процесса фиксации, кодировки и расшифровки, анализа, по использованию различных шкал замера.

Результаты наблюдения подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.

Наблюдение позволяет непосредственно воспринимать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в конкретных ситуациях, что устраняет опасность забывания или последующих ошибок в суждениях. Между описанием собственного поведения, например, в процессе опроса и наблюдением этого же поведения «со стороны» существует значительное различие в степени объективности в пользу второго. Посредством наблюдения можно более точно измерить степень интенсивности актов или способов поведения, чем иными методами. Так, степень взаимодействия в рабочем коллективе, влияние престижа личности на спонтанное общение, реакции, которые возникают в коллективе при высказывании вышестоящего руководителя, могут быть измерены намного точнее при наблюдении, чем посредством субъективного описания впечатлений членов группы. При этом результаты наблюдения не зависят от установок, наблюдаемых на стереотипные или показные ответы, как это бывает в случае опроса, хотя, конечно, не исключено притворное поведение в присутствии наблюдателя. Кроме того, опытный наблюдатель воспринимает происходящее целостно и может одновременно регистрировать поведение ряда лиц или целой группы.

Однако наблюдению присущи и свои недостатки. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма чувствительно влиять на результаты наблюдения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно, только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Наблюдатель может находиться под влиянием наблюдаемых лиц. Трудности интерпретации наблюдаемого обусловлены также неоднозначной связью между мотивами и формами поведения. Наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.

Проблема надёжности наблюдения сводится не только к уточнению гипотез, предмета исследования, к выделению критериев и категорий, признаков наблюдения, к контролю и сравнению полученных результатов на одинаковых объектах, но и к устранению ошибок личностного и психологического происхождения в самом восприятии наблюдателя.

Типичными ошибками наблюдения считаются следующие: хало-эффект, который основывается на обобщённом впечатлении наблюдателя и ведёт к грубому обобщению, оценке «в чёрно-белых красках»; эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку наблюдаемым событиям, поступкам; ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, - известно, что крайние признаки поведения намного реже встречаются, чем свойства средней интенсивности; логическая ошибка, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию или о том, что любезный человек одновременно добродушен, - эта ошибка построена на предположении о тесной связи определённых признаков личности; ошибка контраста, которая вызвана склонностью наблюдателя подчёркивать противоположные себе черты у наблюдаемых.

Встречаются ошибки первого впечатления, предубеждений, этнических, профессиональных и других стереотипов, подмена описания факта мнением о нём и т.д. Таким образом, повышение надёжности результатов наблюдения прежде всего зависит от подготовки и тренировки наблюдателей, от чёткой организации наблюдения и выбора обоснованных однозначных наблюдаемых признаков, которые регистрируются по единой системе индикаторов на доступном для других языке.

Наблюдение требует «наблюдательности», умения «не только смотреть, но и видеть» - качества, которые считаются важнейшими для учёного. В обучение наблюдателя входят упражнения по наблюдению за отдельными признаками, аспектами поведения, без потери связи с целым; отработка точности в описании событий и явлений; овладение современными техническими средствами наблюдения и регистрации.

Для социального психолога очень важно установить прежде всего взаимоприемлемые отношения с наблюдаемыми людьми. При этом психологу, как и медику, всегда необходимо помнить известный этический завет: «не навреди».

Материал подготовил Александр Стеффан

Фото - Галины Бусаровой