Психология для всех. Часть вторая


 

Социально-психологическое наблюдение применяется главным образом при исследовании малых групп и первичных коллективов. По мере увеличения числа наблюдаемых объектов уменьшается число замеряемых признаков. Так, наблюдение за толпой ограничивается регистрацией таких параметров, как число столкновений или их наличие, передвижения групп, лиц определённого пола, цвета одежды, направление и скорость их передвижения, число жестикулирующих, кричащих, говорящих, смотрящих на один объект, изменение громкости шума толпы и т.д. Такое наблюдение может дать только общую динамику настроения, коммуникативной активности индивидов, их групп. Без опроса, анализа ситуации невозможно понять мотивы, содержание, взаимоотношения людей в толпе. Для социально-психологического исследования личности малых групп и коллективов обычно используется комплекс методов. Ведущее место занимает наблюдение в экспериментах, особенно при разработке малоизученных проблем. По мнению знаменитого психолога П.Фресса, первая фраза эксперимента состоит из «наблюдения, которое позволяет обнаружить важные факты и узнать их со всей определённостью».

С целью диагностики напряжённостей в трудовых коллективах (группах) было выделено три ступени динамики межличностных конфликтов и присущие им поведенческие признаки:

Первая степень – негативная натянутость во взаимоотношениях, её признаки: «нервозное» беспокойство, недружелюбный тон обращения, частые жалобы и затруднения, недуги, «тенденциозное» непонимание, общие разногласия, желание критиковать, сплетни, «непунктуальность».

Вторая степень – негативная напряжённость, её признаки: взаимная раздражённость, неприятный тон обращения, различия во мнениях, частые затруднения, ворчание, длительная неудовлетворённость, нытьё, оппозиция, интриги, наушничанье.

Третья степень – конфликт, который открыто выражается во вспышках аффектов, порывах, в тяжёлых обидах и оскорблениях, спорах, пререканиях и ссорах, в насилии, оскорблении, в отказе от работы, в открытом упорстве, неповиновении, в других сходных столкновениях и разрыве.

Приведённые признаки конфликтных взаимоотношений далеко не равнозначны как по своей определённости, внешней выраженности и однозначности, так и по возможности интерпретации наблюдаемых фактов. Для адекватного отражения социально-психологических процессов при их наблюдении в «полевых» условиях необходимо избегать неопределённых показателей, которые несут в себе образное, общее, а потому весьма субъективное толкование наблюдений, типа» нервозное» беспокойство, «заряженный» тон обращения.

Распространение получила 9-пунктовая шкала оценки развития отношений от сердечности до враждебности:

1 физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.);

2 знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжить, приглашать, предпочитать, защищать);

3 знаки товарищеского отношения (игровая «возня», шёпот, смех, улыбки, совместная работа, высказывания, приобщение других);

4 случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для занятий, приветствия);

5 почти нейтральное, но ещё немного позитивное расположение (вопросы, согласие, одобрения, похвала, любезность, одолжение, выполнение маленьких просьб, игнорирование обиды);

6 знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка быть впереди или «господствовать» без ссоры, мягкая ирония или критика);

7 признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями или желаниями других (спор, возражения против правил, норм, первенства других);

8 признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желаний (критика, ирония, обвинение);

9 признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку, бить).

Особое место в социальной психологии занимает вопрос классификации лидерского поведения. Чтобы выделить поведение лидера, было использовано следующее операционное рабочее определение лидерства: лидерство – это поведение индивида, когда он руководит активностью группы относительно общей цели. Следовательно, исключается из наблюдения поведение, направленное на достижение индивидуальных целей. Была принята следующая классификация типов поведения лидера (руководителя) группы:

Интеграция – способы поведения, которые направлены на то, чтобы повысить кооперацию среди членов группы или ограничить их конкуренцию.

Коммуникация – способы поведения, которые повышают понимание и знание о процессах, протекающих в группе;

Продуктивность – способы поведения, которые нацеливают на объём выполняемой работы.

 

Репрезентация – способы поведения, с помощью которых группа представляется вовне её.

Членство – способы поведения, которые позволяют руководителю стать членом группы.

Организация – способы поведения, которые содействуют дифференциации обязанностей и ролей и предписывают правила (нормы) поведения в группе.

Оценка – способы поведения, которые связаны с распределением поощрений и наказаний.

Инициация – способы поведения, которые ведут к изменению групповой активности.

Доминирование – способы поведения, в которых руководитель игнорирует идеи или личность члена группы.

Для наибольшей точности при описании поведения, для независимости от наблюдателей и различных ситуаций, были предписаны следующие критерии для конструирования пунктов опроса: пункты должны описывать специфические акты поведения, а не общие свойства или характеристики поведения; вопросы должны быть применимы для различных организационных структур, групп или ситуаций; они должны быть не настолько специфичны, чтобы использоваться только в немногих ситуациях или группах; пункты должны формулироваться в понятиях, значимых для опрашиваемых; вопросы должны соответствовать тому, что измеряется, а также и другим измерениям; поведение должно быть описано в настоящем времени; пункт начинается с местоимения «он»; вопрос должен быть ограничен одним способом поведения; вопросы не должны ограничиваться наречиями, характеризующими частоту, с которой происходят акты поведения; вопросы не должны нести ни эмоциональных, ни оценочных компонентов, исключая ситуации, когда эти компоненты неразрывно связаны с описываемым поведением.

Естественно, что наиболее значимы пункты 1, 2 и 9, содержащие критерии, соблюдение которых сводит к минимуму искажение описания поведения, идущее от описывающего и ситуации.

Разновидность наблюдения – самонаблюдения – лежит в основе многих материалов, исследуемых социальными психологами (автобиографии, письма, записи самоанализа, опросы). Систематическое самонаблюдение чаще всего проводится в форме ответов на вопросы анкет, составленных исследователем.

Процедуры конструирования, проверки на надёжность методик по самонаблюдению те же, что и для анкет.

Французский психолог Поль Фресс писал: «Психологи, пользующиеся методом анкет или вопросников, не должны забывать, что самонаблюдение даёт не непосредственные данные, имеющие бесспорное значение, а ответ, который требует ещё истолкования».

Вариантом самонаблюдения является также метод социокоммуникометрии. С помощью единой шкалы и однородных признаков исследуемые члены группы определяют интенсивность или частоту реальных и желаемых контактов с каждым из остальных членов группы в процессе совместной деятельности того или иного вида (обычное деловое и личное общение). Преимущество данного метода заключается в следующем: он позволяет отразить связи каждого с каждым из членов группы, измеряется интенсивность и направленность реального общения. Посредством социокоммуникометрии измеряются следующие социально-психологические показатели:

Коммуникативная активность группы, её членов, т.е. интенсивность реального общения (коэффициент активности).

Социометрическая активность группы, её членов, т.е. интенсивность желаемого общения.

Комфорт общения – состояние, при котором интенсивность фактического общения совпадает с желаемой.

Дискомфорт общения – состояние, при котором интенсивность, частота или продолжительность реального и желаемого общения не совпадают, т.е. оценка желаемой активности не равна оценке фактической активности. Если оценка желаемой активности сравнительно выше реальной, то дискомфорт имеет положительную направленность на сближение. Если ниже – отрицательную. Могут быть вычислены также показатели коммуникативного и социометрического статуса каждого члена группы.

Дискомфорт в общении – состояние определённой потребности в изменении характера контактов с людьми. Он служит мотивом изменения поведения членов группы. С помощью данного метода изучалась социально-психологическая обстановка в коллективах. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что частота, продолжительность и направленность контактов между членами группы зависят: от особенностей функциональной взаимосвязи и зависимости членов коллектива в процессе совместной деятельности; от пола, возраста, профессии и других характеристик членов коллектива; от пространственно-временных и других физических условий общения (например, расположение рабочих мест, шум, другое); от индивидуальных особенностей членов коллектива и сложившихся взаимоотношений между ними.

Материал подготовил Александр Стеффан

Фото - Галины Бусаровой