Дмитрий Шаховский. Несколько мыслей о поэзии (отрывок)


Фото - Галины Бусаровой
Фото - Галины Бусаровой

 

Шаховский Дмитрий Алексеевич (отец Иоанн, епископ Сан-Францисский) – поэт, издатель, религиозный писатель. С начала 1920-х годов жил несколько лет в Бельгии, затем в США. Учился в Лувэнском университете. Шаховский был одним из организаторов клуба русских писателей в Брюсселе – «Единорог». В 1925-1926 годах издавал журнал «Благонамеренный» (Брюссель, вышло два номера). «Несколько мыслей о поэзии» были напечатаны во 2-ом номере этого журнала. Спустя некоторое время Шаховский принял монашество.

 

«Несколько мыслей о поэзии»:

 

Гений всегда просит подаяния, несмотря на то, что все нищие, кроме него.

 

Игрок, который всё время выигрывает, может называться поэтом.

 

Название литературного произведения должно быть более содержательным, чем само это произведение.

 

Поэзия – оттенки любви.

 

Русская грамматика – это английская юстиция: есть законы и нет законов. Центр – в просвещённом судье.

 

Литературные критики делятся на образовывающих и на воспитывающих: первые – научнее, вторые – ценнее.

 

Как почти каждый фотограф, отпускающий волосы, считает себя артистом, так почти каждый, искренно говорящий слово «люблю», считает себя любящим.

 

Настоящее стихотворение должно всё давать и всё обещать.

 

Всякое слово есть то полуслово, с которого понимает или не понимает человек человека.

 

Удовлетворяться объяснением слова «поэзия» - это всё равно что быть довольным собою: высший предел нетонкости.

 

Мерой качества стихотворения можно (также) признать меру возможности его фраз быть эпиграфами.

 

Не надо строить замка из поэзии, надо только бороться против её обращения в уличный домик, где каждый может останавливаться на минуту.

 

Каждая вещь должна лежать на своём месте… – отсюда «оправдание» распределения слов в каждом стихе.

 

- Умный человек – это тот, кто может понять глупого, - говорит апостол Павел.

 

- Умный человек – это тот, кто не может понять глупого, - говорит Ницше.

 

Прогресс в искусстве – это, в сущности, желание прыгнуть выше того места, где должна быть голова.

 

В искусстве, как и в жизни, истинный путь – путь наибольшего сопротивления.

 

В поэзии стараться влезть в окно – это ломиться в открытую дверь.

 

Каноном всяческого искусства следует признать невозможность.

 

Как людей можно узнавать по глазам, так и литературные произведения – по заглавиям.

 

Трубление в розу – переложение стихотворения на музыку.

 

Степени ценности поэтова творчества:

 

1). жить,

 

2). писать о жизни – слагать стихи,

 

3). писать о стихах.

 

Людям нужна не гениальность, а способность к её примечанию.

 

1926 год