Три Карла в шведской живописи. Часть 1


 

Развитие шведского искусства второй половины 19 века было тесно связано с общей эволюцией идей в Европе. Мысль о необходимости объединиться в политически независимое государство складывалась на протяжении всего 19 века. Народ всё более интересовался своей историей и национальные романтические идеи проникли во все сферы искусства.

В связи с бурным ростом промышленности происходили радикальные изменения и в области шведского искусства – появление ярко выраженных реалистических тенденций. Шведские газеты того времени утверждали: «Новые социальные идеи начали подрывать традиционный уклад жизни, и от искусства и литературы ожидают её правдивого отображения». Это было особенно заметно в живописи, которая стремилась к воспроизведению реальной, будничной действительности.

Многие художники Швеции в 80-х годах 19 века стали активно выступать против методов обучения в Академии художеств. Они находили, что академизм явно устарел и стали разделять взгляды парижских художников, работающих в реалистической манере. Новым веянием тех лет стал пленэр – художники «покинули мастерские, чтобы писать непосредственно с натуры на открытом воздухе. Шведские живописцы, например, учились у французских импрессионистов анализировать свет и наблюдать, как под открытым небом, «в непрерывной игре света, меняется облик предметов. Во Франции шведские живописцы принимали активное участие в художественной жизни и выставляли свои произведения на ежегодных выставках в парижском Салоне.

В конце 19 века в Стокгольме был основан Северный этнографический музей. Он был призван показать жизнь шведского народа с древнейших времён, «содействуя тем самым пониманию происходящих в современном обществе эволюционных процессов». В 1891 году в Стокгольме был открыт очень интересный музей Скансен. Это музей под открытым небом, куда со всех концов Швеции были свезены коттеджи, фермерские дома, обставленные типичными предметами быта, традиционными изделиями ремесленников и даже несколько небольших по размерам, но исторически уникальных церквей.

Следует особо отметить, что в начале 90-х годов 19 века шведские художники, как правило, ещё использовали светлую и чистую палитру, свойственную французской пленэрной живописи. Однако к началу 20 века в их работах стали преобладать голубые тона северных сумерек, они обратились к более тёмной колористической гамме и выразительным монументальным формам, создавая совершенно новый национальный стиль.

Карл Нордстрем, один из основателей пейзажной живописи, родился в 1855 году на острове Чёрн (у западного побережья Швеции) и воспитывался в строгой религиозной семье. С детства мальчик проявлял незаурядные способности к рисованию. В 1875 году юноша уезжает в Стокгольм и поступает на подготовительные курсы Академии художеств. Однако поступить в Академию художеств ему не удаётся, так как его постиг провал на экзаменах.

В 1881 году Карл Нордстрем уезжает в Париж и начинает изучать французское искусство самостоятельно – в музеях и на выставках. В 1882 году он поселился в деревушке Грес, в маленькой «творческой колонии шведских живописцев, где познакомился со своей будущей женой – художницей Теклой Линдстрем. Он также познакомился и подружился с художником Карлом Ларсоном, с которым его сблизили общие взгляды на живопись.

Работая в деревушке Грес (Франция), Нордстрем писал в импрессионистической манере. В своих пейзажах художник сосредоточил своё внимание на «неожиданном эффекте яркого солнечного света, который, отражаясь от плоскости, покрытой штукатуркой стены подле пансиона Лоран, растворялся в слепящей белизне». Нордстрем подвергался критике за свою приверженность импрессионизму.

 

В середине 90-х годов 19 века, когда в Швеции «повально увлеклись сумеречной гаммой красок, художник Рихард Берг писал о методе Карла Нордстрема:

«Он писал то, что видел по выходе из дома. Он изучал эффекты света, открывая для себя законы цветового контраста, понял, что все предметы, погружённые в единую атмосферную среду, существуют лишь во взаимосвязи, а не разрозненно. Что правдивость изображения природы достигается не изображением деталей, а ощущением логики целого. Это было именно то, что характерно для импрессионистов».

Нордстрем не имел постоянных средств для проживания во Франции. Его работы не имели успеха в парижском Салоне, поэтому художник решает вернуться в Швецию. Он пишет: «Я хочу изображать природу Швеции, чтобы в будущем хотя бы в какой-то мере рассчитывать на признание шведской публики. Я уверен, что мой долг пытаться сделать это».

Художник 6 лет (1886-1892) живёт в Скансене – стокгольмском музее под открытым небом. Он пишет особенно удачно зимние виды с заснеженными кустами и птицами. Это были камерные картины, исполненные с почти японским изяществом, с голубыми тенями на снегу и рефлексами солнечного света. Период начала 90-х годов отмечен в творчестве художника первыми попытками создать «пейзаж настроения», передать его краски, сумеречные краски, столь типичные для шведской живописи того времени. В 1892 году Нордстрем возвращается в родные места. Его восприятие природы каменистого побережья Богуслена очень субъективно, художник её одушествляет и мечтает увековечить на своих полотнах. Он пишет: «Отныне я бы предпочёл писать не людей или животных, не леса и марины, не натюрморты, а просто цвет, красочные потоки, их великолепное струение, мелодии в цвете. И это после всех безумных попыток изобразить деревья капустно-зелёными, в то время как их следует писать синими, жёлтыми, красными».

В творчестве Карла Нордстрема искусствоведы выделяют 1893 год. Благодаря выставкам в Копенгагене в 1892 и 1893 годах Нордстрем великолепно изучил живопись Гогена и Ван Гога. Например, в «Грозовых тучах» свой пейзаж Нордстрем трактовал обобщённо, без детализации: лаконизм форм, декоративность и чистые, яркие краски свидетельствуют о значительном влиянии творчества Гогена.

Летом 1893 года Нордстрем вместе с группой шведских художников основал Варбергскую школу. Городок Варберг, расположенный на западном побережье, буквально пленил художника. Он много и долго бродил по его окрестностям, выбирая «нетронутые, романтические уголки». Художник часто изображал местный пейзаж с голыми скалами, морем, деревьями. Особенно ему понравился вид средневековой варбергской крепости, позднее он включит её в несколько своих композиций. Наибольший интерес в эмоциональном плане представляет картина 1894 года, на которой крепость, символ одиночества, изображена на фоне величественного тёмно-синего моря, освещённого зарёй.

Однако на следующий год художник неожиданно покидает Варберг. В дальнейшем он живёт то в Стокгольме, то в родном Богуслене.

Карл Нордстрем принял активное участие в создании Шведского Художественного общества, которое в течение многих лет бессменно возглавлял. Основной целью Художественного общества, по словам его основателя, было «организовать противовес Академии Художеств».

Многие современники Карла Нордстрема, не без основания, считали, что он просто не мог простить Академии художеств свой провал на вступительных экзаменах.

Материал подготовил Георгий Милованов

На фото представлена работа Карла Нордстрема