Три Карла в шведской живописи. Часть 2


 

Карл Ларсон родился в 1853 году в Стокгольме, его детство прошло в городских трущобах. Однако мальчик был необыкновенно одарён, с малых лет он всегда и всюду рисовал, рисовал, рисовал. В 13 лет Карл Ларсон успешно выдержал вступительные экзамены и стал студентом Академии художеств. За всю историю существования Академии художеств он стал, наверное, самым юным её слушателем (возможно, были и другие «одарённые малолетки», но у них были известные репетиторы и состоятельные семьи). Мальчик начал учёбу весьма успешно, но ему приходилось помогать семье. Продолжая учёбу, одарённый подросток устроился ретушером. Потом ему дали должность иллюстратора в юмористическом журнале.

Вероятно, не случайно, что именно выходец из трущоб обладал незаурядным юмором! Суровая жизнь научила его успешно преодолевать многие трудности…

В двадцатилетнем возрасте, готовя репортажи для газет, Ларсон успешно расширил тематику своих рисунков. В 22 года он стал одним из известных иллюстраторов Швеции и регулярно получал крупные заказы.

В 23 года Карл Ларсон перенёс тяжёлое горе – умерла его любимая женщина. Художник был на грани самоубийства. В отчаянии он уехал в Париж, где, живя впроголодь, продолжал заниматься живописью. Через некоторое время он вернулся в Швецию. Основная масса первого творческого периода Ларсона – прекрасные иллюстрации. Молодой художник был по-настоящему знаменит. Он получал заказы, крупнейшие из когда-либо выпадавших на долю какого-либо шведского иллюстратора. Ларсон, щедро одарённый от природы, трудился много, с удовольствием, постоянно развивал своё мастерство. Художник стал ежегодно посещать Париж. Одновременно с иллюстрациями он работал над рядом полотен, которые мечтал послать в парижский Салон, но ни одно из них не закончил.

В 1882 году он поселился в 70 км от Парижа, в прославленной деревушке Грес, где обосновалась группа шведских художников. Именно там он встретил молодую художницу Карин Бергё, и в 1883 году они поженились. Ларсон обрёл душевный мир. Это отразилось в его многочисленных работах – они были проникнуты тонким лирическим чувством. Художник вспоминает: «Я вновь раскрыл свои объятия Природе – любой, самой скромной. Отныне тема моей жизни – земля, обычная, с её бороздами, колеями, порослью».

Карл Ларсон имел невиданный успех в парижском Салоне и распродажа работ во Франции и Швеции побудили художника вернуться домой. Во Франции, где он учился пейзажной живописи, его окружал изящный рафинированный мир искусства. В Швеции его сопркосновение с простой и суровой местной природой было более тесным и непосредственным.

В 1889 году Ларсон получил в подарок от тестя небольшой коттедж в Сундборне (Далекарлия), и семья художника проводила там каждое лето. С 1901 года Карл Ларсон стал проживать там большую часть времени.

Подобно другим шведским художникам, учившимся пленэрной живописи во Франции, Ларсон решил применить свои знания к родному пейзажу и по-новому его интерпретировать. Интересна картина «Художник. Зимний пейзаж», на ней изображён один из тихих районов Стокгольма, где Ларсон жил несколько лет после возвращения из Франции. Эта зимняя сцена написана как бы в противопоставление картинам летней природы Франции, так как климат Швеции слишком суров для работы на открытом воздухе. В картине ещё присутствует бледный свет и приглушённые краски, характерные для французской живописи. Картины Карла Ларсона всегда воспринимались с одобрением и низменным успехом.

В связи с ростом семьи Ларсон перестроил свой коттедж. В те годы в Европе преобладал помпезный стиль для домов зажиточного населения: огромные, мрачные «буржуазные» дома. Коттедж Ларсона был простым, светлым и просторным. Художник, выросший в городе, чувствовал себя «вечным дачником», которому удалось осуществить свою мечту о сельском доме вдали от столичной суеты.

Он так любил свой коттедж, что сделал ряд зарисовок его внутренних помещений. Рисунки носили декоративный характер, свойственный книжным иллюстрациям. Чёткий линейный контур ограничивал каждую форму. Эти акварели были включены в книгу «Дом», изданную в 1899 году и названную современниками «воплощением шведского идеала семейной жизни».

В предисловии к книге «Дом» Карл Ларсон писал: «Мною руководит не тщеславное желание показать, как я живу, а уверенность в том, что я живу разумно и что моя жизнь – могу смело это сказать – может послужить образцом для тех людей, которые испытывают потребность в уютном устройстве своего дома». Именно этот дом обеспечивал художнику не только личное счастье, он позволял ему жить в полной гармонии с природой.

Карл Вильхельмсон (1866-1928) – родился и вырос в Богуслене, в скалистой местности с множеством островков вдоль побережья. Местечко Фишебекскил, где жила семья художника, был обычным рыбацким посёлком у самого берега моря. Отец Карла погиб в море, когда мальчику было всего 9 лет, без кормильца его семья была обречена на нищету.

 

Близость моря определила занятия жителей – рыболовство, а суровая природа и северная погода – их стойкий характер.

Маленький Карл родился необыкновенным мальчиком, он всегда рисовал, и окружающие признали в нём природные способности. В возрасте 15 лет его отправили в Гётеборг, где определили в ученики литографа. Позднее он поступил в городскую школу живописи, в которой преподавал Карл Ларсон. Учитель и ученик сблизились: оба из беднейших семей сумели пробиться к вершине признания исключительно благодаря своему таланту и титанической работоспособности – они полностью «сделали себя сами».

В 1890-1895 годах художник жил и работал в Париже, он познакомился там с искусством импрессионистов. Особое впечатление на него произвело искусство Гогена. Во Франции он повысил своё профессиональное мастерство. Отличительной манерой творчества Карла Вильхельмсона был чёткий, уверенный рисунок и зрелое понимание «цветовых отношений». Он ежедневно работал «чрезвычайно целеустремлённо», с огромным желанием скорее вернуться на родину, куда он приезжал каждое лето. В 1896 году Вильхельмсон окончательно возвратился в Швецию и поселился в Гётеборге.

В начале 90-х годов 19 века художник начал серию картин из жизни простого народа, это были пронзительно искренние произведения. В живописи Вильхельмсона определилась сероватая гамма красок с мягкими, спокойными переливами света. Картина «Рыбачки, плетущие сети» прославила Карла Вильхельмсона как выдающегося художника Швеции. Это первая работа, положившая начало серии композиций в интерьере, целиком основанная на принципах реалистической живописи как в выборе сюжета, так и в манере исполнения. В картине изображены представительницы трёх поколений одной семьи.

 Одной из лучших картин Карла Вильхельмсона признана небольшая по формату работа «На западном побережье Швеции». На этом полотне человек и природа воспринимаются в едином эмоциональном ключе. Связь между фигурой и пейзажем осуществлена по-новому: девушка с книгой в руке (сестра художника) помещена на переднем плане в тени, а скалистые берега и соседний посёлок по другую сторону залива освещены мягким светом заходящего солнца. Вся сцена проникнута тихой, щемящей грустью и надолго запоминается зрителю, как образец высокого изобразительного искусства.

В пейзажах этого художника, как правило, присутствует топографическая точность при необычайно свободном композиционном решении. В конце 90-х годов Вильхельмсон увлёкся работой на пленэре и перед ним возникли новые открытия и одновременно «новые проблемы». В умении передать яркий солнечный свет и скольжение бликов на воде он был так же искусен, как и в изображении фигур. В его лучших работах человек органично связан с окружающей его природой.

В начале 20 века в творчестве Карла Вильхельмсона определилась тенденция к преувеличенно монументальным формам («Рыбачки, возвращающиеся из церкви», «На холме» и др.). Отказавшись от традиционных перспективных построений, он стал работать в манере, близкой к Гогену, - крупными декоративными плоскостями. Художник, родившийся в посёлке рыбаков и матросов, прекрасно знал их быт, промысел, народные традиции, поэтому писал их «с полным пониманием». В этой сери картин человек дан не только в органичной связи с природой, но художником особенно подчёркнута его зависимость от природы. Например, на полотне мы видим стариков на берегу, ожидающих возвращения сыновей с рыбной ловли. Их явно не восторгает красота заката, их более интересует и волнует предсказание погоды на следующий день.

Особенностью творчества Вильхельмсона является уникальная композиция, разработанная им для серии пейзажных и фигурных этюдов. В этой композиции все формы слегка стилизованы в своеобразной пуантилистской манере: между мягкими, лёгкими мазками красок оставлены крошечные просветы, позволяющие видеть грубый холст. Композиция, развёрнутая параллельно плоскости холста, придаёт работам этой серии монументальный характер.

В эти годы художник пробует себя также в стенной росписи. Несколько наиболее удачных монументальных работ Вильхельмсона находятся в ряде школ и библиотек Гётеборга. На этих росписях отражены главные занятия богусленских жителей: рыбная ловля, труд фермеров среди родной природы.

С 1910 года Карл Вильхельмсон в Стокгольме создал свою школу живописи, где был бессменным руководителем. Он также успешно преподавал в Академии художеств, готовя новое поколение шведских живописцев на высшем уровне. Несмотря на огромную занятость – преподавательская деятельность в двух учебных заведения и создание новых живописных произведений, художник Карл Вильхельмсон каждое лето навещал родной Фишбекскил…

Материал подготовила Людмила Кузнецова

На фото представлена работа Карла Ларсона