Суворовское училище. Предыстория


 

«Старший редактор Воениздата НКО генерал-майор ИГНАТЬЕВ А. А. Народному Комиссару Обороны Маршалу Советского Союза СТАЛИНУ И. В. 

17 апреля 1943 года

О СОЗДАНИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Международная политическая обстановка заставляет предвидеть для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификации её командных кадров.

Принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодёжи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не даёт возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности – военной этики - и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.

Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней, школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной Армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись все же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных людей.

Создание подобной Военной средней школы мотивируется в настоящий момент ещё и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребёнка и юноши в духе высокого сознания воинского долга. Срок обучения – восьмилетний, для прохождения курса десятилетней средней школы, дополненной программами по математике, иностранным языкам, политической и строевой подготовке. Размер – 500-600 воспитанников, разбитых на 4 роты по два класса в каждой. Воспитательский состав – специально отобранный преимущественно из раненых командиров не ниже звания капитана, по возможности с высшим образованием. Преподавательский состав – отобранный только из лиц с высшим образованием. Для начала, в виде опыта, предлагается создать как образец только один кадетский корпус в Москве, который должен войти в систему УВУЗ и Наркомата обороны. Открытие корпуса – 1 сентября 1943 года, к каковому сроку должны быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3, 4, 5, 6, 7 и 8 классов средней школы. Обучение – бесплатное с обязательством по окончании корпуса поступить в военные училища и прослужить в армии не менее 5 лет.

Генерал-майор Игнатьева А.А.».

С этого письма генерал-майора Алексея Алексеевича Игнатьева, русского разведчика и дипломата, началась история уникальных учебных заведений, существовавших и существующих в нашей стране, суворовских военных училищ.

На этом письме И. В. Сталин сделал две пометки: училища были названы суворовскими, и создавалось в 1943 году сразу девять училищ.

Уже 21 августа 1943 года за № 901 состоялось совместное Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации».

Постановлением предписывалось в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года создать девять суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом «для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов».

С даты выхода в свет этого Постановления, 21 августа 1943 года, отсчитывает свои года история современных суворовских училищ.

С самого начала на себя обращала строка «типа старых кадетских корпусов».

Несомненно, принятое решение ссылалось на единственный известный опыт организации уклада жизни и военного обучения детей и подростков, который ранее существовал в стране, – кадетские корпуса. Система военного образования в Российской империи в её реальном воплощении была заложена Петром I, хотя первый кадетский корпус был открыт 17 февраля 1732 г. 

Это обстоятельство дает основания суворовцам считать себя наследниками и Петровской Навигацкой школы 1703 года, и регулярной Российской Армии  с момента ее зарождения в 1714 году.

Петр I в 1722 году ввел в России Табель о рангах, где предписал: «Мы ... никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

Этими словами Петр I заложил важнейшую государственную традицию: единственной обязанностью россиянина является служение Отечеству.

Наше Горьковское суворовское военное училище в числе шести суворовских училищ было создано Постановлением Государственного Комитета Обороны № 6002 от 04.06.1944г. в 1944 году.

Годовой праздник училища был установлен 1 октября Приказом Министра обороны Союза ССР от 30.12.1961 г. № 00149.

ГОРЬКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

Формирование училища проводилось в трудных условиях военного времени.

Все вопросы обустройства училища, подбора воспитателей и преподавателей, отбора будущих суворовцев были возложены на первого начальника Горьковского СВУ генерал-майора К. А. Железникова. Огромную помощь оказывали городской  и областной комитеты ВКП(б).

По   решению городского комитета ВКП(б) с 1 октября 1944 года над училищем взяли шефство коллективы машиностроительного завода № 92 имени И. В. Сталина, автозавода имени В. М. Молотова, авиазавода № 21 имени Серго Орджоникидзе и кораблестроительного завода «Красное Сормово».

Для размещения училища были подобраны два здания, расположенные по обе стороны улицы Семашко при пересечении ее с улицей Лядова (ныне ул. Верхняя Печёрская). Двухэтажный дворянский особняк заняли строевой отдел, медицинская часть училища и лазарет, а на другой стороне улицы в пятиэтажном здании на углу улиц Семашко и Лядова, 25, на месте бывшего госпиталя, разместили суворовцев и командование училища. В июле-августе 1944 г. раненых перевели в другие госпитали города, здание подремонтировали, оборудовали классы и спальни, кабинеты, спортивный зал, столовую и кухню.

За пятиэтажным зданием располагался большой парк училища площадью около одного гектара, на территории которого находились волейбольная и баскетбольная спортивные площадки, учебная сельскохозяйственная станция для выращивания опытных культур по программе биологии. Склады и клуб училища разместили в Горьковском Кремле на площади К. Минина. Там же находились конюшни для лошадей, которые использовались для обучения суворовцев верховой езде. 

Все это было сделано за три месяца со дня опубликования Постановления о создании Горьковского СВУ.

От командования училища, партийных и советских органов потребовались огромные усилия по оборудованию классов, учебных кабинетов, спален, медицинского пункта, спортивных залов. Изыскивалась   школьная мебель, подбирались учебники, комплектовалась библиотека, заготавливалось продовольствие, по образцу дореволюционных кадетских корпусов шилась суворовская форма: чёрные гимнастёрки, кителя, шинели с алыми погонами, брюки с красными лампасами, чёрные ботинки, фуражки, шапки. За образец погона был взят алый погон Суворовского кадетского корпуса, созданного в 1899 г. в Варшаве. Эта форма сразу же стала предметом особой гордости суворовцев и зависти всех мальчишек.

Каждый суворовец имел комплект зимней и летней одежды. Зимняя форма состояла из суконной чёрной гимнастёрки, кителя с алыми погонами и черных брюк с алыми лампасами, черных ботинок и яловых сапог, чёрной меховой шапки и шинели. В холодное время выдавался шерстяной свитер под гимнастёрку. Летом воспитанники носили белую хлопчатобумажную гимнастёрку и черные хлопчатобумажные брюки, на фуражку надевался белый чехол. Суворовцы быстро росли, поэтому обмундирование часто меняли, подгоняя его по росту. 

К сентябрю 1944 г. штат воспитателей и преподавателей Горьковского суворовского военного училища был укомплектован полностью.

Главное управление кадров Наркомата обороны подобрало офицерский состав для суворовского училища, в основном из офицеров действующей армии. Предпочтение отдавалось офицерам, которые имели педагогическое образование или до войны работали в школе. На должности офицеров-воспитателей, преподавателей привлекались, по возможности, также выпускники кадетских корпусов. Так, в Горьковском СВУ в 1-м отделении 5-й роты в течение двух лет офицером-воспитателем был выпускник Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса Георгий Алексеевич Шелехов.

Преподавателями физподготовки стали выпускники Военного института, а преподаватели общеобразовательных дисциплин были привлечены из местных образовательных учреждений.

О высоком уровне преподавателей говорит тот факт, что преподаватель немецкого языка Е. П. Филиппова была в группе переводчиков на Нюрнбергском процессе, а преподаватель английского языка В. Т. Ржевский – на переговорах в Тегеране. Уроки танцев суворовцам давала бывшая балерина М. Ф. Блажевская. Преподаватель русского языка О. Ф. Крылова за большой вклад в дело воспитания и обучения подрастающего поколения в 1948 году была награждена орденом Ленина.

Воспитанники (слева направо): В. Исайн(к)ов, В. Андриенко, А. Шкуратов, В. Кравченко - участники войны, награждённые медалями «За отвагу» Воспитанник В. ЗАХАРОВ, участник партизанского движения, награждённый медалью «Партизану Отечественной войны» I степени

1951 год. Офицеры – преподаватели. Первый ряд: Е. М. Травинина, Н. П. Челнокова, С. А. Куклин, В. С. Стародубровская, С. И. Бродская. Второй ряд: А. И. Барковская, Г. Ф. Ар-женников, В. Т. Ржевский, Е. Г. Тарбеева, З.Е. Толстая, В. И. Москаленко. Третий ряд: С. В. Татаринов, С. Ф. Петрушков, Р.Л. Сапожников, С. Н. Кузнецов, А. С. Будун, Л. М. Малюгин, М. Ф. Панкратов

В соответствии с директивными документами 1944 года отбор кандидатов для поступления в училище осуществлялся на территориях городов и областей Горького, Ленинграда, Кирова, Иванова, Ярославля и Москвы.

Кандидаты, отобранные на местах, прибывали в училище на улицу Лядова, д. 25 для собеседования и вступительных экзаменов по русскому языку и арифметике.

Училище комплектовалось детьми погибших на фронте и сражающихся воинов Красной Армии. Отбор проводился специальной комиссией обкома партии и управлением военно-учебными заведениями Наркомата обороны. В первом наборе Горьковского СВУ было – 505 человек, из них:

• дети погибших на фронте – 236 человек;

• дети сражающихся воинов Красной Армии – 164 человека;

• дети инвалидов войны – 19 человек;

• дети партизан и советских работников – 13 человек; 

• дети рабочих и служащих – 67 человек;

• в том числе сироты – 29 человек.

В училище были сформированы 4 роты и 2 приготовительных класса:

• 1-я рота (4-й класс суворовского училища, соответствующий шестому классу общеобразовательной школы) – 99 человек; 

 

• 2-я рота (3-й класс суворовского училища – 5-й класс общеобразовательной школы) – 100 человек; 

• 3-я рота (2-й класс суворовского училища – 4-й класс общеобразовательной школы) – 99 человек; 

• 4-я рота (1-й класс суворовского училища – 3-й класс общеобразовательной школы) – 100 человек; 

• старший приготовительный класс – (2-й класс общеобразовательной школы – 53 человек; 

• младший приготовительный класс – (1-й класс общеобразовательной школы) – 53 человек. 

Выпуск из училища с получением общесоюзного аттестата зрелости планировался после 8-го класса суворовского училища.

Занятия начались 1 октября 1944 г.

Учебный 1944-1945-й год можно охарактеризовать как год притирки коллективов отделений и рот, проверки знаний суворовцев, полученных в общеобразовательной школе, устранения пробелов в знаниях. Если пробелы были очень велики, то неуспевающих нередко переводили в младший класс.

Обучение организовано было по стандартным программам средних общеобразовательных школ Советского Союза. По окончании училища выпускник получал аттестат зрелости обычного образца, отличники награждались серебряными и золотыми медалями. Дополнительно суворовцы получали справку, что они сдали экзамены по военному делу (строевая подготовка и материальная часть стрелкового оружия), физической культуре, элементам аналитической геометрии и анализа, логике и психологии.

Высокий уровень обучения по всем предметам определялся высококвалифицированным составом преподавателей, прекрасным оснащением специализированных учебных кабинетов по физике, химии, естествознанию и военному делу, а также всем укладом жизни. Для воспитанников были созданы все условия для успешной учёбы. После войны в учебные кабинеты поступило много трофейного оборудования и наглядных пособий из Германии. В старшей роте в каждой классной комнате стояло даже пианино, на котором выполнялись задания по музыке. Все суворовцы были обеспечены необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями.

Кроме посещения обязательных уроков воспитанники по желанию занимались в различных кружках: математическом, химическом, физическом, географическом, литературном, черчения и моделирования, радиокружке и других. Работали драматический, танцевальный и музыкальный (скрипка, фортепьяно и пение) кружки. В них выявлялись и развивались поэтические, музыкальные, танцевальные и технические способности воспитанников.

1952 год. Офицеры – преподаватели. Первый ряд: И. А. Мурашов, К. В. Кузнецов, С. Ф. Петрушков, И. И. Яшанина, П. Д. Шутов, Е. Ф. Федоров, М. Ф. Панкратов, Л. М. Малюгин. Второй ряд: Г. Н. Капралов, А. И. Красинцев, С.Н. Кузнецов, Н. И. Шолохов, С. М. Мельничук, Н. Т. Чеботкевич.

В обязательном порядке суворовцы обучались танцам и хоровому пению на уроках по общему расписанию. Изучали уставы Советской Армии, стрелковое оружие, осваивали верховую езду, много времени отводилось на строевую подготовку. Прочному усвоению изучаемых дисциплин способствовала продуманная система самостоятельной работы воспитанников, часы так называемой самоподготовки. Воспитанники занимались выполнением домашних заданий на своих обычных местах в классных комнатах под наблюдением офицера-воспитателя. По трудным разделам всегда можно было проконсультироваться у преподавателей, которые часто приходили на самоподготовку, офицера-воспитателя или у хорошо успевающего товарища. Решение трудных задач обсуждалось нередко всем учебным отделением прямо в классе у доски. В помощи никто не отказывал, но бездумного списывания не было: среди мальчишек было престижным учиться хорошо, до всего доходить своим умом.

Сделав заданные уроки, суворовцы читали много художественной литературы: обязательные новинки в толстых журналах и, конечно, классику. В училище была очень хорошая библиотека с богатым фондом книг. Было много собраний сочинений русских классиков ещё дореволюционного издания в кожаных переплётах с матовой (бархатистой) слегка пожелтевшей бумагой. Например, романы И. С. Тургенева в таком виде и воспринимались как-то по-особому. Гордостью библиотеки был альбом, выпущенный к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812 года.

В училище регулярно проводились олимпиады по различным предметам, по итогам которых присваивались звание «Лучший математик», «Лучший химик», «Лучший физик» года. Среди суворовцев было немало одаренных ребят: некоторые намного опережали своих сверстников в изучении, например, химии, физики или математики, другие писали хорошие стихи, в стихах даже писали домашние сочинения на заданную тему.  В конце каждого учебного года, в июне, суворовцы сдавали экзамены по основным предметам. Немало было таких суворовцев, которые имели из-за войны перерывы в учёбе, пришли в училище с фронта, и благодаря кропотливой работе учителей, они смогли наверстать упущенное, усвоить учебную программу и окончить училище.

Учебный процесс сочетался с воспитанием суворовцев. Формы воспитания были самыми различными: соревновательность в достижении успеха, подражание любимым командирам, педагогам, воспитателям.

На первом этаже училища была выделена маленькая комната под карцер, но первые годы, когда начальником училища был генерал К. А. Железников, эта комната пустовала, в карцер суворовцев не сажали. В последующем практиковался арест суворовцев с содержанием в карцере и даже с содержанием на гарнизонной гауптвахте, но это было крайне редко.

Неуспевающих в учёбе воспитанников лишали каникулярного отпуска, оставляя их в училище для дополнительных занятий с преподавателями. Были случаи оставления на второй год за неуспеваемость.

В течение учебного года воспитанникам предоставлялись зимние и летние каникулы. На летние каникулы отпускали после лагерных сборов.  На это время все разъезжались по домам.

В первые годы отъезжающим в отпуск выдавался аттестат на получение пайка. В Горьком паек выдавался в суворовском училище, в Москве – в районе площади Коммуны (площадь Суворова). Паек включал несколько буханок белого и чёрного хлеба, сгущенное молоко, сливочное масло, крупы, сахар, тушёнку. По тем временам это было настоящее богатство.

Несмотря на тяжёлое положение с продовольствием во время войны и в первые послевоенные годы, питание в училище было отличным: на завтрак подавали горячее мясное блюдо, кофе с молоком, два куска белого хлеба, 20 гр. сливочного масла, два кусочка сахара, обед из трёх блюд (с обязательным компотом из сухофруктов), ужин.

С первых месяцев существования училища каждый воспитанник во время обеда должен был обязательно принять ложку рыбьего жира. У входа в столовую стоял помощник офицера-воспитателя и без приёма рыбьего жира в столовую пройти было невозможно. В воскресные дни к обеду полагалось пирожное.

По воскресеньям и в праздничные дни во время обеда в столовой играл духовой оркестр.

В столовой за каждым суворовцем было закреплено мельхиоровое кольцо с именным номером, в которое после каждого приема пищи следовало вставить определенным образом сложенную салфетку. Стол всегда сервировался приборами на специальных мельхиоровых подставках. Воспитатели на специальных занятиях обучали суворовцев правилам хорошего тона за столом и строго следили за их соблюдением.

В качестве поощрений широко использовались благодарность перед строем или в приказе по училищу, награждение Почётной грамотой по итогам учёбы за год, фотографирование у развёрнутого Знамени училища, письма на родину, ценный подарок (главным образом это были книги).

В училище духовное и нравственное воспитание прекрасно сочеталось с физическим, художественное с военным. Все это служило одной цели: подготовить грамотного, высоко интеллектуального, честного и стойкого защитника Родины.

Занимались достаточно много, и распорядок дня был очень плотным. Подъём в 7 часов. Неизменной была физзарядка (при любой погоде), зимой в шапках, но без шинелей. Летом в хорошую погоду практиковалось проведение физзарядки в составе всего училища. Младшие классы в 7.40 шли на завтрак, а старшие – в классы на один час самоподготовки к урокам, затем у них был завтрак.

После этого начинались классные занятия: три урока по 45 минут, затем получасовая прогулка, второй завтрак и ещё три урока до 15 часов. Послеобеденный отдых.

2 часа 40 минут выделялось на внеклассные занятия и в качестве свободного времени воспитанников. В это время суворовцы занимались в различных кружках, могли посещать библиотеку, читать художественную литературу, играли в шашки и шахматы, но чаще всего это время проводили во дворе, играя в волейбол, баскетбол, футбол, а зимой -  катаясь на лыжах с крутых гор откоса. Обязательное пребывание суворовцев на воздухе в свободное время составляло не менее полутора часов.

В вечерние часы 3 часа выделялось для самоподготовки к следующему дню занятий.

В конце дня – вечерняя прогулка: строем с песней. День завершался вечерней поверкой с исполнением Гимна Советского Союза. В 22.00 – отбой.

Круглосуточно в расположении роты находился дежурный офицер-воспитатель и его помощник. 

В выходные дни подъем объявлялся в 7.30 утра, не было второго завтрака, отбой – в 22.00, а у младших классов – в 21.30.

Успевающие в учёбе воспитанники в выходные дни могли пойти в увольнение в город. Перед увольнением дежурный офицер обязательно проверял внешний вид суворовцев, напоминал о правилах поведения в городе.

Увольнение заканчивалось в 21.00, перед ужином. Опоздания исключались. Иногородние ребята и сироты обычно ходили в увольнение вместе со своими товарищами-горьковчанами в их семьи, где их очень тепло встречали, как родных сыновей. Многие поддерживали почти родственные отношения с этими семьями и после окончания училища.

 В выходные и праздничные дни суворовцы посещали свой клуб в Кремле, где демонстрировались кинофильмы и нередко давались концерты силами местной филармонии и артистов театров. В клубе устраивались бальные вечера для старшеклассников с приглашением девочек из ближайших женских школ. Суворовцы посещали танцевальные вечера и в школах города.

В воскресные дни устраивались различные спортивные соревнования. Зимой особенно популярным было катание на коньках. Пожалуй, самым любимым воскресным развлечением зимой было посещение катков на стадионах «Водник» и «Динамо».

Ежегодно в дни празднования 1-го Мая и очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции училище принимало участие в парадах Горьковского гарнизона, которые проходили на привокзальной площади.

В июне 1945 года 210 воспитанников училища в составе отдельного сводного полка суворовцев приняли участие в Параде Победы на Красной площади Москвы.

В 1949 года был произведен первый выпуск из Горьковского СВУ.

Выпускалась 1 рота. Одиннадцать экзаменов, участие в Спартакиаде суворовских училищ, отпуск.

В сентябре выпускники собрались для прощания с училищем. Состоялось торжественное собрание, переодевание в курсантское обмундирование: зелёная гимнастёрка, синие галифе, яловые сапоги.

25 сентября 1949 года первые выпускники училища приняли Военную присягу. 

За Горьковский период работы (1944 – 1956 гг.) училище приютило, воспитало и выпустило в жизнь 622 мальчишки, дав им отличное образование и определив основные жизненные вехи.

***

Редакция издания «Мир и Личность» в лице главного редактора Елены Чапленко благодарит руководителя Суворовского училища доктора исторических наук профессора А.М.Касьянова и кандидата исторических наук В.Ф.Проценко за предоставленный материал 

***