Постановление ЦК ВКП(б) о работе по ликвидации неграмотности

17 мая 1929  г.


 

За годы Советской власти была проделана большая работа по ликвидации неграмотности. Однако новые задачи, вставшие перед страной при реконструкции народного хозяйства, потребность в квалифицированных кадрах выявили ее серьезное отставание от нужд социалистического строительства. В постановлении ЦК ВКП(б) подчеркивалась острая необходимость коренного перелома в дальнейшей работе по ликвидации неграмотности и намечались практические меры по мобилизации всех сил и средств на основе единого плана для решительного улучшения дела народного просвещения

О работе по ликвидации неграмотности.

I. Задачи социалистической перестройки народного хозяйства и огромная тяга трудящихся масс к повышению своего культурного уровня настойчиво требуют решительного перелома в дальнейшей работе по ликвидации неграмотности.

Поэтому ЦК считает необходимым коренным образом перестроить всю систему работы на основе результатов накопленного опыта и добиться планомерной организации всей работы по ликвидации неграмотности на основе единого плана, объединения сил и средств и широкой самодеятельности всех организаций, принимающих участие в ликвидации неграмотности.

В дальнейшей работе по ликвидации неграмотности, на ряду со старыми, оправдавшими себя на практике приемами, должны быть широко использованы следующие формы работы, выявленные культпоходом:

а) привлечение к работе по ликвидации неграмотности членов партии, комсомола, пролетарского студенчества, учащихся старших групп школ II ступени, просвещенцев и других групп советской интеллигенции в городе и деревне, наладив систематическое руководство их работой. Приравнять эту работу к партийной нагрузке;

б) организация групп содействия ликвидации неграмотности при городских и сельских советах, общественные смотры работы школ, конференции неграмотных и малограмотных, шефство грамотных над неграмотными, участие низовых комсомольских организаций, делегатских собраний работниц и крестьянок, фабзавкомов, групп культкомиссий в вербовке неграмотных в школы и во всей организационной работе;

в) сочетание ликвидации неграмотности со всеми формами массовой политико-просветительной работы — проведением бесед на общественно-политические темы, постановкой лекционной, экскурсионной, клубной работы, использованием газеты и книги для малограмотного, вовлечением неграмотных и малограмотных в общественную работу;

г) большее приспособление форм обучения, программ, учебных пособий и методов к условиям труда и быта отдельных категорий неграмотных города и деревни.

II. ЦК предлагает партийным, советским и профессиональным организациям, а также ОДН решительно усилить темп ликвидации неграмотности, охватывая в первую очередь в городе — индустриальных рабочих и новые слои пролетариата, в деревне — батрачество, рабочих совхозов, сезонников, бедноту, членов колхозов. Поставить задачей: ликвидировать неграмотность индустриальных рабочих —в годичный, рабочих совхозов и членов колхозов —в двухгодичный срок. Признать необходимым обучение грамоте индустриальных и сельскохозяйственных рабочих и старше установленного возраста (35 лет). Важнейшим делом является ликвидация неграмотности среди переростков, в частности организация в этих целях специальных одногодичных и двухгодичных школ для них, как средство сократить новое пополнение кадров неграмотных взрослых.

Обеспечить в 1929/30 г. увеличение размаха работы по сравнению с результатами, достигнутыми культпоходом, по меньшей мере вдвое и значительно расширить сеть школ малограмотных.

III. В общей работе по ликвидации неграмотности партийные организации должны обеспечить действительное и систематическое руководство работой и укрепление партийными силами органов, работающих по ликвидация неграмотности (комиссии по ликвидации неграмотности, советы ОДН, отделы народного образования).

Организации ВЛКСМ должны еще шире развернуть привлечение своих членов к практической работе по ликвидации неграмотности.

Городские и сельские Советы должны непосредственно осуществлять руководство делом ликвидации неграмотности.

 

И развитием вокруг него широкой советской общественности.

Признавая недостаточным участие профессиональных и кооперативных организаций в деле ликвидации неграмотности - считать необходимым обеспечить систематическое участив этих организаций в деле борьбы с неграмотностью, путем вербовки неграмотных в школы, подыскания помещений, финансирования работы из культфондов, контроля над посещаемостью занятий и результатами работы, обслуживания обучающихся всеми видами политико-просветительной работы.

IV. Отмечая, что общество «Долой неграмотность» проводило свою работу замкнуто, аппаратными методами и не сумело организовать вокруг ликвидации неграмотности широкой общественности, предложить ОДН решительно перестроить методы своей работы, отказаться от коммерческой деятельности, поставив основной задачей превращение общества в действительно массовую организацию, мобилизующую всю советскую общественность на дело ликвидации неграмотности. Главной задачей общества признать развертывание работы в деревне, широко используя в этой работе инициативу рабочих обществ по шефству над деревней, красноармейцев-отпускников и студенчество. Признать целесообразной организацию ячеек ОДН лишь на тех предприятиях, где имеется большое количество неграмотных.

V. Наличие почти поголовной неграмотности населения в ряде восточных республик и областей, а также среди отдельных национальных меньшинств выдвигает задачу ликвидации неграмотности в качестве основной и важнейшей задачи всей культурной работы в этих районах.

В работе по ликвидации неграмотности в восточных республиках, областях и среди национальных меньшинств необходимо обратить особое внимание на первоочередность обучения грамоте членов партии, комсомола, рабочих, советского и кооперативного актива, на организацию сети отдельных школ для женщин-националок, а также на подготовку кадров ликвидаторов неграмотности (в частности, из женщин) из коренного населения.

VI. Наличие особо высокого процента неграмотности среди женщин требует наискорейшего устранения всех причин главным образом бытового характера, препятствующих работницам и крестьянкам обучаться грамоте. Необходимо максимальное приспособление к их бытовым условиям (перенесение работы ликпунктов в общежития, установление времени занятий соответственно сменам на производстве и более свободному времени дня в хозяйстве крестьянки в колхозах, организация надзора за детьми, привлекая к участию в этом деле жилищные товарищества; общество «Друг детей» и т.п.); широкое развертывание индивидуального и группового обучения по месту жительства.

VII. Признать необходимым издание декрета об обучении допризывных возрастов в обязательном порядке.

VIII. Поручить Госиздату и Центроиздату обеспечить своевременный выпуск и удешевление необходимых для 1929/30 г. букварей, учебников для малограмотных, а также художественной, общественно-политической и другой литературы для малограмотных в массовых тиражах. Поручить АППО ЦК проработать вопрос об издании с начала 1930 г. еженедельной массовой общественно-политической газеты для малограмотных. Дать директиву печати — более широко освещать результаты опыта культпохода и новых методов борьбы с неграмотностью. Издать массовые брошюры по этим вопросам.

IX. В целях укрепления материальной базы ликвидации неграмотности и решительного ускорения темпа ее, ЦК считает необходимым, не допуская уменьшения удельного веса расходов на ликвидацию неграмотности по государственному и местному бюджетам, предусмотреть в государственном бюджете на 1929/30 г. значительное увеличение ассигнований на дотацию отстающим районам (ЦЧО, Средне-Волжская область) и восточным национальным республикам и областям.

Учитывая, что необходимый размах работы не может быть обеспечен только бюджетными ассигнованиями, признать необходимым значительное увеличение профессиональными и кооперативными организациями отчислений на ликвидацию неграмотности среди своих членов из культфондов, причем более мощные профсоюзы должны оказывать материальную помощь менее мощным в деле ликвидации неграмотности.

Справочник партийного работника, 1930 год

На фото представлен агитационный плакат