Проблема сохранения культурного наследия


 

Проблема сохранения отечественных художественных памятников, и всегда-то непростая, катастрофически заострилась с 1917-го года. Многообразной частной инициативе братьев Третьяковых, И. Морозова, И. Щукина и др. приходит конец, как приходит конец и всякому вообще отдельному от государства самостоянию. А ведь, как сказал Поэт, «самостоянье человека – залог величия его»! Именно оно могло реально компенсировать неповоротливость госмеханизма в деле защиты отечественной культуры, всегда страдавшей от российского гиперцентрализма и чрезмерных размеров страны.

Это может быть подтверждено конкретными, впрочем, общеизвестными, примерами: удушения и расстрела А. Блока и Н.Гумилева, трагичнейшей судьбы П. Бромирского, бездарно погубленного, может быть, величайшего русского художника XX века и Р. Семашкевича, расстрелянного в 37 лет в 37-ом с конфискацией и уничтожением всего его творческого наследия (то есть – «дважды убитого», как справедливо пишет его вдова.

Рукописи, к великому сожалению, все же горят, и горят у нас повсеместно и перманентно, как сгорели практически все барские усадьбы по всей стране. А ведь они, как правило, были готовыми музеями и нередко – культурными очагами.

Какое-то время, иногда весьма долгое (в случае с А. Чирковым – 50 лет!), семьи художников выполняли почти непосильную (из-за нашего поголовного безденежья, если не сказать прямо – нищеты, и чудовищной скученности в миниквартирках хрущоб), задачу сохранения художественного наследия своих отцов и дедов. Но третье-четвертое поколение, как правило, удаляясь от пути прадедов, и принимая «ценности» совстроя или массовой культуры уже морально не готово продолжать жертвовать своим удобством ради «старого хлама». Ценности, не подтвержденные общественным признанием, вызывают у них скепсис.

Этому содействует и обычная эстафета проблемы отцов и детей. Каждое новое поколение у нас думает, что отцы ошиблись дорогой и, в поисках другого пути поворачивает на 180 гр. Понятно, что таким способом невозможно выйти на правильную дорогу! В результате у детей и внуков не остается не только благоговения, но даже элементарного уважения к труду и подвигу предков.

Что же делать? Как сохранить художественное наследие в России с ее нынешним населением?

 

Деморализованным и атомизированным, не составляющим в настоящий момент (и это продлится, по-видимому, не одно десятилетие) целое народа и общества?

Наверняка не знаю, но думаю, что пользу принесли бы следующие меры:

1 Создать по типу МЧС, но на общественных началах, Службу Спасения памятников Культуры России (ССПКР) из неформальных культурных авторитетов. Постепенно распространить по всей стране корреспондентскую сеть ССПКР из неформальных культурных авторитетов.

- силами экспертов ССПКР с привлечением культурной общественности и молодежи выявлять ПКР, нуждающиеся в сохранении и определять способы их спасения и место хранения; для чего:

- районные муниципальные власти должны передать в распоряжение ССПКР пустующие помещения с подходящим тепло-влажностным режимом, защищенные от хищений. Принимать на длительное временное хранение ПКР для последующей передачи музеям или обнаруженным наследникам;

2 Объявить мораторий на 25 лет (с пролонгированием при необходимости) на установку городских памятников. В особенности, страдающих гигантоманией и требующих больших средств, так как в стране пластическая культура разрушена и практически все, что мы сегодня возводим и за что даем премии, не выдерживает никакой критики.

3 Восстановить службу охраны памятников в отношении запретов на строительство объектов, разрушающих ПКР или/и нарушающих историческую целостность ландшафтов, природных и урбанистических.

4 Запретить всякий реставрационный новодел за исключением консервации.

«Реставрация лишила нас последней подлинной усадьбы (мнение М.Нестерова) – Муранова, где пришлось разбирать паркет, чтобы поставить напольные часы на их прежнее место.  Горе-реставраторы ошиблись всего-навсего в высоте перекрытия этажа!

Хорошо бы ввести также карантинные меры (до исцеления народа) на ввоз порнографии и трансляцию жестокостей, если бы это автоматически не привело к нарушению прав на свободу слова. Тревожные симптомы последнего мы сейчас наблюдаем.

Виктор Соловьев, артэксперт

На фото представлена работа Антон Чиркова «Портрет художника С.М.Таратухина»