Владимир Шаульский. О Вьетнаме...


 

Социалистическая республика Вьетнам, СРВ, государство в Юго-Восточной Азии, находится на востоке Индокитайского полуострова. Государство делится на три исторически сложившихся района или области: Бакбо, Чунгбо, Намбо и состоит из 52-х провинций. В стране есть три города центрального подчинения: Ханой (столица), Хошимин (бывший Сайгон), Хайфон.

Вьетнам в переводе дословно означает «народ вьёт на Юге». На гравюрах Вьетнам часто изображают в виде коромысла с двумя корзинами риса. Корзины – дельты двух рек: Хонгха (реки Красной) на севере и Меконга на юге. Эти районы – основные житницы страны. Гигантское коромысло – горный хребет Чыонгшон, протянувшийся через всю страну.

Тропические леса занимают 40% территории. В горных районах Вьетнама тропические вечнозелёные леса разнообразны флорой и фауной. В них встречаются ценные породы деревьев: железное, красное, коричневое, чёрное, сандаловое, бамбуки и т.д. Только птиц насчитывается более 400 видов!

Первым государством на территории современного Вьетнама являлось королевство О-Лак, существовавшее в 1 тыс. до н.э. До 939 года н.э. Северный Вьетнам был частью Китайской империи. С XI века н.э. возникло вьетнамское государство Дайвьет (Великий Вьет). В 1858-1884 годах земля была захвачена французами и большая часть станы провозглашена протекторатом Франции. Французская колония – Аннам, Тонкин и часть Кохинхины существовала до 1945 года.

В 1945 году Лига независимости Вьетнама (Вьетминь) объявила о создании независимой Демократической Республики Вьетнам. В стране вспыхнула освободительная война, продолжавшаяся до 1954 года, когда французская армия потерпела поражение под Дьенбьенфу. В результате войны Сопротивления Французские войска покинули Индокитай. Вьетнам был разделён на два государства (по 17 параллели). 26 октября 1955 года была провозглашена Республика Вьетнам, со столицей Сайгон (Хошимин). 31 декабря 1959 года была официально провозглашена Демократическая республика Вьетнам, Северный Вьетнам, со столицей Ханой, приблизительно половина населения страны.

После образования двух государств на территории Вьетнама начался вооружённый конфликт, вылившийся в 1965 году в войну с участием армии США, которые оказывали Южному Вьетнаму военную и экономическую помощь. Советский Союз активно поддерживал Северный Вьетнам – ДРВ. Сайгон пал, 27 января 1973 года было подписано перемирие.

2 июля 1976 года Северный и Южный Вьетнам объединились с образованием Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Это обусловило социалистический характер экономического развития страны.

В 1950-1980 годы закладывались основы отраслей тяжёлой индустрии – это происходило под влиянием СССР. Создавались энергетика, машиностроение (с десятками крупных, средних и мелких предприятий, с сотнями механических и ремонтных мастерских). Получила развитие лёгкая промышленность.

Советский Союз регулярно поставлял машины и оборудование, автомобили, в основном грузовые. Возрастала необходимость организации технического обслуживания. СРВ остро нуждалась в технической помощи.

Следует особо отметить важнейший события в истории Вьетнама. В 1930 году была создана Коммунистическая партия Вьетнама. В феврале этого же года лидером партии стал Хо Ши Мин, а в октябре она была переименована в Коммунистическую партию Индокитая (КПИК). В 1951 году она была преобразована в партию трудящихся Вьетнама (ПТВ) и в 1976 году – в Коммунистическую партию Вьетнама. Партией бессменно руководил, вплоть до своей смерти в 1969 году, Хо Ши Мин. После него Генеральным секретарём КПВ стал Ле Зуан, с 1969 года по 1986 год (умер в 1986 году).

В связи с ростом внешней торговли и развитием экономических связей СССР было создано Всесоюзное хозрасчётное внешнеторговое объединение – в/о «Союзвнешстройимпорт». Объединением совместно с организациями ряда европейских социалистических стран – членов СЭВ был сооружён магистральный газопровод «Союз». Газопровод «Союз» соединил Оренбургское газовое месторождение с Западной границей СССР. Это позволило осуществить транспортировку газа по газопроводу протяжённостью 2700 км, которому не было равных в Европе, с 1979 года. В строительстве «Союза» участвовало 15 тысяч строителей шести социалистических стран: НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР и ЧССР. СРР выделила средства на закупку оборудования при создании третьей очереди Оренбургского газоперерабатывающего комбината. Газопровод «Союз» явился также уникальным и по своим технико-экономических параметрам. Опыт строительства такого грандиозного сооружения пригодился впоследствии для строительства многих газопроводов.

К Олимпийским играм в Москве объединение в/о «Союзвнешстройимпорт» организовало и осуществило строительство с привлечением иностранных фирм следующие комплексы: аэровокзал «Шереметьево-2», гостиницу «Космос» (26 этажей на 3640 мест) в Москве, гостиницу «Прибалтийская» (отнесена к числу лучших гостиниц в Европе) в Ленинграде, морской вокзал в г.Таллине. Были также построены и опробованы десятки олимпийских спортивных сооружений: стадионов, дворцов спорта, гостиничных комплексов для спортсменов и туристов объекты.

В состав в/о «Союзвнешстройимпорт» входило 6 специализированных фирм «Газстрой», «Нефтестрой», «Инстрой», «Техстрой», «Гражданстрой» и «Стройкомплект». Каждая фирма в составе объединения имела свою номенклатуру строительства.

Автор этой статьи, будучи директором фирмы «Техстрой» в составе в/о «Союзвнешстройимпорт» (с января 1979 года), осуществлял, согласно Уставу объединения, строительство Технических центров СССР за рубежом и Техцентров соцстран в Советском Союзе, а также объектов техобслуживания и др.Например, автомобили советского производства поставлялись в 75 стран мира. В социалистических странах было построено о 20-ти крупных технических центров СССР и других технических объектов (в том числе осуществлено обустройство войск стран-членов Варшавского договора.

Основателем и генеральным директором в/о «Союзвнешстройимпорт» с января 1979 года был Прасолов Виктор Афанасьевич. До работы в в/о «Союзвнешстройимпорт» Прасолов работал в в/о «Автоэкспорт» (зам. генерального директора). В Финляндии возглавлял советско-финское предприятие «Конела» - крупнейший поставщик советских автомобилей в Финляндию.

Прасолов – опытный руководитель и организатор, обладающий чувством нового и создатель по натуре, близкий мне по духу человек.

Хочу сказать о Прасолове в дополнение несколько слов благодарности: во-первых, за создание в/о «Союзвнешстройимпорт» и вытекающими из этого заметными для страны деяниями, позволившими войти в историю развития внешнеэкономических связей СССР. Прасолов явился первопроходцем в создании отечественных газопроводов, нефтепроводов, современных сооружений методом «под ключ» с привлечением лучших строительных фирм мира. Во-вторых, за то, что взял меня на работу в в/о «Союзвнешстройимпорт», что позволило мне проявить свою деятельность строителя, создав многие десятки объектов на 4-х континентах земного шара.

Продолжив дела в коллективе этого замечательного объединения, работая среди интересных людей, сделавших многое для нашей страны (я также внёс свой вклад), надеюсь написать об этом в своих воспоминаниях дополнительно.

В семидесятые и восьмидесятые годы ХХ века активно развивались международные экономические связи СССР и особенно с демократическими странами, в том числе и Вьетнамом.

В конце семидесятых годов наблюдалось наиболее оживлённое сотрудничество между СССР и СРВ, участились поездки советских делегаций во Вьетнам. Одна из наиболее значительных поездок состоялась в 1979 году. В составе делегации были представители внешнеторговых экспортных объединений в/о «Станкоимпорт», в/о «Техмашимпорт» и в/о «Союзвнешстройимпорт». Мне довелось также участвовать в переговорах оснащения действующих и строящихся мелких станций (С.Т.О.) технического обслуживания в количестве до 100 единиц.

Во время работы делегации предусматривалось ведение переговоров, посещение действующих СТО, выбор мест для строительства новых станций, а также посещение крупных предприятий, подписания ряда важных документов (контрактов и протоколов).

Во время работы с вьетнамскими представителями создавалось впечатление о полной неподготовленности вьетнамской стороны к этой деятельности. Во время поездок по стране можно было наблюдать залитые водой огромные территории, где возделывался рис, стоящие на расстоянии друг от друга в широкополых шляпах-вьетнамках сельскохозяйственные работники. В южной части Вьетнама на асфальтированных автомобильных дорогах можно было видеть на обочинах насыпанное зерно, по которому проезжали колёса «авто» - так производили процесс обмолота зерна и его провевание. В отдалённых городках и посёлках автомобили советского производства (грузовики ЗИЛ-130) часто находились в нерабочем, а иногда и в полуразобранном состоянии.

Бывали случаи, когда на наши вопросы: «Где же можно увидеть участки, выделенные для строительства станций (СТО)?» вьетнамские товарищи показывали на участки частично залитые водой. На вопрос: «Как же можно здесь сооружать станции?» нам отвечали: «Завтра эти участки будут засыпаны землёй». При этом смотрели нам в глаза своими ясными глазами с улыбающимися лицами! Вероятно, надеялись на получение как можно большего количества оборудования для станций, которое было предусмотрено в соглашениях поставить для СРВ бесплатно.

Интересно было помещение крупного предприятия в морском порту Хайфон. Город и морской порт Хайфон расположен на северо-востоке страны, в дельте реки Хонгха (Красная) в заливе Бакбо Южно-Китайского моря. Хайфон – в переводе с вьетнамского означает «морская защита, крепость». Мы прибыли туда на автомобилях из Ханоя, но нас в первой половине дня не пустили на предприятие, объяснив, что «предприятие не готово».

Когда через несколько часов мы снова подъехали к воротам и забору этого предприятия, то увидели огромную толпу в несколько сот человек с красными знамёнами и транспарантами, встречающую нас. Они скандировали на своём языке приветствия в знак советско-вьетнамской дружбы, выражая большую радость.

 

После непродолжительного митинга мы пошли на территорию предприятия. В одном месте мы увидели костры, на которых рабочие из металла, как они нам потом объяснили, плавили шарики для подшипников?! Осматривая территорию, Зам. Торгпреда СССР в СРВ мне успел рассказать одну историю. Однажды во время посещения территории этого завода он видел сидящего на земле рабочего-вьетнамца, державшего пятками металлическую деталь и обрабатывал её напильником. Советский чиновник посоветовал ему продолжить работу на верстаке с тисками, который находился рядом. Рабочий радостно с благодарностью пообещал продолжить работу на верстаке. Когда Зам. Торгпреда возвращался назад, он увидел сидящего рабочего-вьетнамца на верстаке, обрабатывающего деталь, зажатую опять между пятками!

Обустройство СТО оборудованием, несмотря на небольшие стоимостные показатели, имели большое значение, так как это способствовало организации технического обслуживания по всей стране.

Меня очень радует, что в последующие годы тысячи вьетнамских юношей и девушек смогли получить техническое и медицинское образование в советских, а позднее российских вузах.

Ханой – город с 2000-летней историей, столица Вьетнама, порт на реке Хонга. Основан в VIII веке. В течение многих веков с небольшими перерывами был столицей Вьетнамской империи. Старое название Керо – «место правления, столица». Название Ханой вошло в общее употребление только на рубеже ХХ века, значение – «окружённый рекой».

В Ханое находится мавзолей Хо Ши Мина. Здесь всегда большая очередь. Гробница построена на краю площади Ба Дин, в месте, где Хо Ши Мин зачитал свою Декларацию о Независимости Республики Вьетнам полумиллиону своих соотечественников в 1945 году, после капитуляции Японии. Рядом находится дом Хо Ши Мина на Сваях, вдоль расположены крохотные озёрца, именно здесь, в невероятной простоте, он жил и работал (с 1958 по 1969 год).

В столице Вьетнама находится великолепный Художественный музей, где экспонируются предметы быта и костюма всех 60-ти этнических групп, проживающих в стране. В Ханое находятся Древний квартал необыкновенной красоты, пагода Черепахи и Тран-Куок, Театр водяных кукол, храм литературы и другие достопримечательности. На улицах города до сих пор мало автомобилей, однако великое множество мотоциклов, мопедов и велосипедов. Из четырёх миллионов ханойцев эти средства передвижения имеет каждый второй.

И в семидесятые годы и сейчас езда в крупных городах Вьетнама на автомобиле очень опасна и затруднительна из-за большого количества лёгких транспортных средств и многочисленных пешеходов, не соблюдающих правила дорожного движения. Приходилось постоянно сигналить; а на оживлённых городских улицах от звуковых сигналов и людского гомона был невероятный шум. Не знаю как сейчас. А раньше «звуковые сигналы» быстро перегорали из-за постоянной перегрузки, и в приборах сигнализации наблюдался огромный дефицит.

До сих пор общественным транспортом пользоваться не рекомендуется из-за его перегруженности и низкой комфортабельности. По городам Вьетнама советуют ездить на такси или ходить пешком. Для туристов предлагают старинный способ передвижения – рикши. Однако следует помнить, что это не очень комфортабельно, травмоопасно и достаточно дорого.

Вечером в Ханое по дороге к нашей гостинице под уличными фонарями можно было видеть учеников, сидящих и делающих свои домашние задания. Судя по всему, это считалось нормой.

Перед командировкой в СРВ в конце семидесятых в газете «Правда» я прочитал экономическую статью о Вьетнаме, особенно запомнилось, что в то время на 1 жителя страны приходилось всего 1 метр 40 см жилья! Неудивительно, что столичные дети занимались уроками вне дома при уличном освещении.

Наша делегация была размещена в гостинице Тханглой (Победа) на берегу Западного озера, расположенного в тихом местечке с красивым ландшафтом. Это курортный район Ханоя, расположенный в 4 км от центра города. Гостиница была построена кубинскими специалистами и до сих пор считается одной из лучших современных гостиниц столицы не только из-за красивого месторасположения, но и по уровню комфортности. Кроме зала, где обычно проводятся торжественные приёмы, есть бассейн, теннисные корты и лодочная станция. На берегу Западного озера находились гостиницы «Тэйхо» и «Куанган», которые являлись правительственными особняками.

Хошимин бывший Сайгон) – город на юге Вьетнама, морской порт, рядом протекает река Сайгон. С 1867 года – это административный центр французской колонии Кохинхины. До 1976 года город имел название Сайгон, в этом же году он был переименован в честь деятеля вьетнамского и международного коммунистического движения Хо Ши Мина (1890-1969) и стал называться Хошимин.

Хошимин – самый посещаемый город Вьетнама. Его достопримечательности являются пагода Гиак-Лам (1744г.), собор Нотр-Дам (1883г.), индуистский храм Мариамман (XIXв.), несколько музеев и многое другое.

Город Хюэ называют самым красивым городом Вьетнама, он знаменит своими многочисленными пагодами, храмами, памятниками. С 1802 года по 1945 год Хюэ был столицей страны и долгое время являлся её крупнейшим и религиозным центром. Самое впечатляющее зрелище представляет собой Розовый Запретный город, или Дворец Императора.

В 300 км от Хошимина находится «Город Вечной Весны» - Далат. Он расположен на востоке 1500 метров среди сосновых лесов, озёр и водопадов. Основан французскими колонизаторами как курорт – настоящее «райское место».

Средний максимум ежедневной температуры – 24оС, а средний минимум – 15оС. Даже во время войны с США Далат по молчаливому соглашению противоборствующих сторон в значительной степени избежал разрушений. В Далате есть изумительной красоты Летний дворец императора Бао Дая, мужской буддийский монастырь – пагода Линь Сон и старый Французский квартал. В пяти километрах от центра города находится Долина Любви, место отдыха последнего вьетнамского императора Бао Дая. В 1972 году среди соснового леса здесь было создано великолепное искусственное озеро.

Расходы на питание во Вьетнаме считаются самыми минимальными в мире! Это круглогодичное обилие продуктов и особенно фруктов: апельсины, мандарины, бананы, ананасы, папайя, драконий глаз, летчи, плоды хлебного дерева и др.

Отличительная черта вьетнамской кухни – используются исключительно свежие продукты (полное отсутствие замороженных полуфабрикатов и консервов). Вьетнамская кухня насчитывает более 500 названий национальных блюд и более 100 различных соусов. Еда, как правило, готовится без масла. Основные продукты – рис и лапша. Особенно популярны во Вьетнаме супы «фо» (вермишель с говяжьим или куриным мясом) и знаменитые национальные лепёшки. Существует вьетнамская кухня морепродуктов и разнообразная вегетарианская.

Условия жизни в СРВ для европейца очень сложные. Хочу упомянуть, что для обеспечения выезда во Вьетнам, согласно нашим правилам и условиям, необходимо было пройти медицинское обследование, а также сделать соответствующие уколы и принять некоторые профилактические лекарства. Кроме того, рекомендовано было тщательно соблюдать гигиену, обусловленную медицинской книжкой, выданной нам поликлиникой Минвнешторга. В частности, полоскать рот и чистить зубы кипячёной водой, принимать необходимые лекарства для профилактики.

На деле же получалось как всегда иначе. Доказательством того: однажды провожали коллегу на аэродроме. Как всегда – жара. Самолёт задерживался. Страшно хотелось пить, заказали воду. Воду принесли, тёплую, неприятную, не закупоренную. Сначала не пили, но жажда взяла своё, начали понемногу пить…

В китайском ресторане подавали много зелени, она также лежала на столах. Рекомендовали эту зелень не есть. Я всё-таки немного попробовал. В итоге очень сильно заболел, было сильное отравление с высокой температурой, в течение двух дней организм был сильно обезвожен и истощён!

Во Вьетнаме строго соблюдаются многочисленные национальные традиции. Например, в буддийский храм нельзя входить в обуви. Выходя из храма, следует повернуться лицом к священным памятникам. Обходить храмы необходимо исключительно по часовой стрелке.

Людям, посещающим Вьетнам, надо знать и помнить, что без разрешения запрещается фотографировать местное население. В стране не существует рекламы санитарных средств, например, туалетной бумаги. Министерство культуры и информации считает подобную рекламу неэстетичной.

Все театральные и эстрадные выступления подлежат одобрению цензоров, считается, что эта мера способствует сохранению вьетнамских национальных традиций в искусстве.

Высшей добродетелью вьетнамца веками считалась и считается в наши дни искренность.

Остановлюсь на некоторых социальных данных уже ближе к настоящему времени. Средний размер пенсий (государственных) в 2007-2008 годах составлял 3-10$ (при населении страны 90 млн. чел., 5 млн. пенсионеров)! Отмечается высокий уровень неравенства доходов. Этот разрыв постоянно увеличивается. В 2002 году доходы верхней группы населения страны, составляющей 20%, превышал доходы 80% населения в 8,1 раз. В 2010 году – уже в 9,2 раза.

К концу ХХ века во Вьетнаме всеобщим медицинским страхованием было обеспечено 6 млн. человек, что составляло 8-9% населения. В 2008 году в стране началась реформа здравоохранения Она принесла положительные результаты – в 2010 году доля населения, охваченного обязательным медицинским страхованием, возросла до 62%

Говоря о вышеуказанных личных наблюдениях, не могу не восхищаться успехами Вьетнама и его мужественного и героического народа, победившего в войне против страшных американских бомбёжек с применением отравляющих веществ.

Также радуют успехи Вьетнама в развитии отечественной экономики – в последние годы наблюдается значительный подъём народного хозяйства ВВП страны до 7% в год. Этот факт позволяет надеяться на дальнейшее процветание дружественного нам государства – Социалистической Республики Вьетнам.

В.А.Ш.

Владимир Артемьевич Шаульский

 Фото - из личного архива автора