Невообразимая техника письма. Иван Похитонов


 

На протяжении многих десятилетий искусствоведы России и Франции тщательно изучали технику письма «самого французского среди русских пейзажистов» Ивана Павловича Похитонова (1850–1923). Техника живописи этого художника всегда оставалась загадкой. И.П.Похитонов писал миниатюры, или, как их еще называют, миньоны, на крохотных дощечках красного или лимонного дерева кистями микроскопического размера, использовал при работе увеличительные лупы и специальные сдвоенные очки.

«Как он пишет – никак не поймешь… Чародей!» – восклицал другой выдающийся художник И.Е.Репин.

С 1876 года И.П.Похитонов обосновался в Париже, где и прожил значительную часть своей жизни. Однако часто приезжал в Россию, годы Первой мировой войны также провел на родине. В свое время всемирная организация «История искусств» хотела записать Похитонова в ряды французских живописцев, но, изучив личный архив художника, а также ознакомившись с воспоминаниями его современников, окончательно признала Похитонова оригинальным русским пейзажистом.

Еще известнейший скульптор И.Я.Гинцбург говорил о Похитонове: «При всем его преклонении перед французскими художниками-пейзажистами он больше других оставался в душе русским».

Одной из наиболее значимых выставок Похитонова стала выставка, организованная Государственной Третьяковской галереей в Год культурного обмена России и Франции. Экспозиция была представлена картинами, принадлежащими фонду галереи, а также – из частного собрания московского коллекционера О.Я.Маргания.

Следует отметить, что миньоны, находящиеся в фонде галереи (25 работ), были приобретены у художника еще самим П.М.Третьяковым, который бесконечно ценил и поощрял творчество И.П. Похитонова.

 

Долгие годы Похитонов являлся огромной редкостью для собраний российских коллекционеров, однако во французских салонах его работы были неотъемлемой частью любых престижных экспозиций. Отчасти, это связано и с тем, что миниатюры, как направление в живописи, были практически неизвестны России, зато в Европе они вызывали огромный интерес со стороны как ценителей живописи, так и широких масс.

Картины Похитонова поражают воображение: на крохотной дощечке художник передает необыкновенный простор, даль, воздушное сочетание домов… Почти всегда на его работах присутствуют люди. «Воспевал поэзию ежедневной жизни, – говорил о нем Лев Толстой. И всегда добавлял: В нем самобытность не утрачена».

Иван Павлович Похитонов любил писать снег… Причем не только отображал его на русских пейзажах, но и искусно сочетал с панорамой Елисейских полей или предместьем Брюсселя. По словам самого художника, именно этот снег крепко связывал его с Родиной, с Россией.

Похитонов был дружен с писателем Иваном Тургеневым, посещал его литературные вечера, интересовался его видением природы, человека, всего живого и с большими подробностями выспрашивал о повадках охотников.

Кто-то из современников однажды заметил: «Иной раз читаешь рассказ Тургенева, и перед глазами встают миньоны Похитонова… А взглянешь на миньон – словно прочтешь строки того рассказа».

Интересен тот факт, что портрет Ивана Тургенева кисти Похитонова признан одним из лучших произведений во всем творчестве художника.

В свою очередь, И.Е. Репин мастерски перенес на холст одержимость, неистовство и страсть миниатюриста. «Портрет И.П. Похитонова» был написан им в 1882 году и в настоящее время принадлежит фонду Государственной Третьяковской галереи.

Материал подготовлен

редакцией издания