Есть серьёзные основания для тревоги


 

Размышляя о перспективах развития нашего искусства, нельзя не отметить одного существенного обстоятельства, которое не может нас не насторожить. Речь идёт о некоторых особенностях в сложившейся системе подготовки художественных кадров.

Сейчас, как известно, во всех художественных учебных заведениях страны готовят главным образом художников декоративно-прикладного профиля искусства, и только московский и ленинградский художественные институты специализируются на подготовке художников-станковистов. Создаётся положение, при котором приём в вузы прикладного профиля стал массовым, а приём в наши два института – очень маленьким, единичным.

Попробуем представить себе, что может случиться в ближайшем будущем. Я боюсь, что уже лет через пять у нас будет множество молодых художников с гипертрофированной декоративистской тенденцией в творчестве и с минимальной школой в области изобразительного мастерства.

Наивно думать, что выпускники вузов станкового искусства будут заниматься станковым искусством, а многочисленные учащиеся вузов декоративно-прикладного профиля будут мастерами художественно-промышленного искусства. Конечно, нет. Наиболее одарённые выпускники вузов прикладного искусства изо всех сил будут рваться к станковому творчеству, но подчёркнуто декоративистскому, не будучи в силах по своей подготовке решать задачи серьёзного, глубокого творчества. И их будет большинство.

И они будут утверждать, что задачи сюжетно-психологические устарели, а «современно» декоративно-оформительское, посильное для них искусство.

Ни в Московском художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском), ни в Ленинградском – В.И.Мухиной, ни в других вузах декоративно-прикладного профиля, естественно, не предусматривается полноценная подготовка станковистов. Тем не менее многие выпускники этих учебных заведений уже сейчас настойчиво стремятся работать как живописцы, скульпторы, графики-станковисты. Это понятно, так как они поступали в декоративно-прикладные институты просто потому, что им не нашлось места в вузах станкового искусства.

Как же всё это может сказаться на направлении нашего искусства? Мне кажется, что может сложиться уже знакомая картина, которую мы, художники старшего поколения, имели возможность наблюдать в конце 20-х и начале 30-х годов. Тогда художественные учебные заведения тоже выпускали очень мало подготовленных в смысле мастерства художников.

 

Все мы помним, что зачастую учащихся выпускали досрочно, не обучив их изобразительному мастерству, хотя и весьма эстетически развитых в процессе беспрерывных художественных дискуссий.

Из них-то и сложилось чуть не целое поколение советских художников 30-40-х годов с почти дилетантской подготовкой по мастерству и с характерной для их творчества декоративистской художественной тенденцией.

Мне кажется, есть все основания для беспокойства, что аналогичное явление может повториться.

Художественный талант – это драгоценная вещь.

В наших социалистических условиях талант является народным достоянием. Кадры творческой молодёжи в национальных республиках богаты талантами, и нередко выдающимися. Вынужденные получать образование только в декоративно-прикладных вузах, они со временем могут наводнить национальные искусства творчеством декоративистско-украшательного порядка. Об этом уже сейчас нужно серьёзно подумать. Мне кажется, что в последнее время никто и нигде не высказал серьёзных опасений в отношении подготовки художественных кадров. Конечно, нужны художники промышленности, бесспорно нужны они и в оформительском деле, и в других прикладных областях искусства. Но соответствует ли количество тех или иных специалистов прикладного искусства, которые уже готовятся нашими специальными институтами, реальной государственной потребности? Не может ли случиться так, что со временем окажется избыток, скажем, керамистов или мастеров художественного стекла, либо иных специалистов художественно-прикладного дела, в то время как потребность в специалистах иных художественно-прикладных специальностей будет превышать количество подготавливаемых кадров.

Мне представляется, что следует со всей серьёзностью заняться этой проблемой, как это ни трудно. Мы обязаны попытаться по-государственному подойти к подготовке художественных кадров, попытаться установить какие-то соотношения в объёмах подготовки молодых художников по специальностям, внеся разумные предложения по этому вопросу хотя бы в самых общих чертах. С каждым годом острота проблемы будет возрастать, нам неизбежно придётся к ней возвращаться, потому что она прямо касается тенденций развития нашего изобразительного искусства.

Е.Кибрик, "Художник", 1966 год

фото - Галины Бусаровой