Здравствуйте. Я, Прасолов Виктор Афанасьевич...


 

Здравствуйте.

Я, Прасолов Виктор Афанасьевич, родился 05.08.1926 года в Рабочем поселке города Фрунзе, Киргизия. Какие ветры загнали моих родителей сюда, в эти края, не знаю. Знаю одно, - что родители жили в Тульской губернии, и в 1911 или в 1912 году они воспользовались Законом Столыпина об освоении Сибири, несколько семей (родственники) на лошадках двинули в дальний путь в Сибирь и обосновались в районе Новосибирска. Из Фрунзе родители уехали в село Советское - 120 км от Фрунзе, где отец приобрел несколько гектаров земли и занялся сельским хозяйством. Благодаря этому наша семья не почувствовала голода 1933-34 годов. Но настало время, когда отца усиленно приглашали в колхоз. За его упрямство власти решили раскулачить наш двор. По рекомендации комиссии у нас забрали одну корову (это все рассказал мне отец позже, когда я уже ходил в школу). В 1936 году отец вступил в колхоз по имени «ПЧЕЛА И САД» (колхоз был богатый, 8 км от Фрунзе). У колхоза было 11 пасек в горах, на каждой пасеке было по 110 ульев, было 130 га садов и др. Наконец, в этом колхозе наша семья осела на долгие годы.

В 1941 году я окончил 7 классов. На этом закончилась учеба. Все ребятишки моего возраста стали основной рабсилой в колхозе, - взрослые на колхозных лошадях ушли защищать Родину.

В 1943 году я нашел во Фрунзе автошколу бесплатную и через 3 месяца получил водительские права (иногда и сейчас выезжаю на своем СААБЕ).

В декабре 1943 года призвали в армию - служил в 47 Духовщинской бригаде (на формировке), отсюда передали на авторемонтное предприятие МВД СССР.

В 1949 – 1951 закончил 8й, 9й и 10й классы в Москве, в вечерней школе. В эти годы я работал в автобазе Минвнешторга на Болотной площади д.14 и здесь же жил в общежитии. В 1952 году поступил в МАМИ на вечернее отделение (Московский автомеханический институт), получил диплом в 1958 году.

В 1956 году из автобазы меня перевели на должность инженера в В\О Технопромимпорт, а в сентябре этого года из Технопромимпорта выделился в самостоятельное объединение - В\О Автоэкспорт. Здесь я работал до 1968 года на должностях: начальник отдела рекламы, помощник председателя объединения по кадрам, заместитель директора конторы техобслуживания.

В 1968 году меня назначили Генеральным директором смешанного Советско - Финляндского Акционерного Общества «КОНЕЛА». 

Единственным акционером в «КОНЕЛА» от советской стороны было Внешнеторговое Объединение АВТОЭСПОРТ -   в те времена монопольный экспортер советских автомобилей.

В начале 70-х годов на рынке СССР появился автомобиль ЖИГУЛИ.  Началась подготовка к продаже его в капиталистические страны. Полигоном для обкатки ЖИГУЛЕЙ на капиталистическом автомобильном рынке была, как всегда, выбрана Финляндия. Тогда на «КОНЕЛА» мы получили от завода необходимую техдокументацию для перевода ее на финский и шведский языки и разработки мощной рекламной программы. С первых шагов в этом направлении мы столкнулись с, казалось бы, неразрешимой проблемой, которая сводилась к одному: как смогут прочитать финны   слово ЖИГУЛИ, написанное латинским шрифтом, и как они могут его воспринимать, как втиснуть в экспресс-рекламу по TV и на плакаты уличной рекламы такое трудно произносимое для финнов название автомобиля.

Финн, в лучшем случае, мог произнести ЖИГУЛИ как СИПУЛИ (лук) или СИКУЛИ.

Здесь было над чем задуматься, чтобы внедрить на рынок наш автомобиль. А от того, как воспримут Жигули финские покупатели, и сложится судьба этого автомобиля при продаже в других капстранах.

После недолгих раздумий я пришел к твердому убеждению, что наиболее подходящим и созвучным названием Жигулей будет название - ЛАДА. Это красивое и ласковое имя русской девушки станет приемлемо для названия автомобиля ВАЗ, и хорошо будет звучать и укладываться в рекламу на всех зарубежных рынках. 

 

После всех согласований и проведения лингвистической экспертизы слова ЛАДА по финскому и шведскому языкам, предложение было направлено в В/О Автоэкспорт, которое в свою очередь согласовало его с руководством ВАЗа и утвердило.

Так имя ЛАДА утвердилось за автомобилем ВАЗ в Финляндии (и пошло из Финляндии) и на международном рынке, да  и  в  России.

В Финляндии я работал до августа 1972 года. В Автоэкспорте продолжал работать заместителем председателя Объединения.

В мае 1974 году я защитил в МГИМО диплом кандидата наук.

В 1974 году Правительство СССР приняло постановление о строительстве газопровода от Оренбурга до Западной границы СССР. Строительство должны выполнить специалисты из пяти соцстран - Польша, ГДР, Венгрия, Чехословакия и Румыния, на условиях «ПОД КЛЮЧ», т.е. наша сторона строителям деньги, строители нам ключи от построенного объекта. Вся трасса газопровода 3000 км. делилась на 5 участков для каждой страны. Причем, в объем подряда входили все виды объектов- труба диаметр 1400 мм, компрессорные станции в полной технической на современном уровне комплектации давление 75 атмосфер. Входила вся инфраструктура. жильё, школы, торговые и другие жизненно необходимые объекты и конечно дороги. Тогда же было принято решение создать в составе Минвнешторга новое внешнеторговое объединение СОЮЗВНЕШСТРОЙИМПОРТ. Вот тогда в сентябре 1974 года меня назначили Председателем этого Объединения. Работа закипела. Надо было срочно организовать переговоры с представителями пяти стран и подписать грамотные контракты. Но параллельно мне надо было еще и формировать объединение. Оглядываясь назад - мы справились с такой необычной работой. Газопровод был сдан в эксплуатацию в (я был членом Госкомиссии по приёмке объектов от строителей и передачи их заказчику) контрактные сроки, высокого качества. работает исправно и сейчас

Позже при подготовке к ОЛИМПИАДЕ 1980 года наше Объединение построило в МОСКВЕ (все объекты строились на условиях под ключ)

- ТЕРМИНАЛ ШЕРЕМЕТЬЕВО – 2, (немцы)

- ТЕРМИНАЛ ТАМОЖНЯ ШЕРЕМЕТЬЕВО – 2 (финны)

-отель КОСМОС МОСКВА (французы)

И затем другие объекты:

- отель СОЮЗ Москва (Югославия)

- кардиологический центр в Кунцево – оснащение центра электронным оборудованием (финны)

- отель Прибалтийская Питер (шведы)

- отель в Выборге (финны)

- реконструкция САНАТОРИЯ Норильского Предприятия в СОЧИ (Югославия)

- и другие ОБЪЕКТЫ

Наше Объединение выполняло заказы Латвии, Литвы и Эстонии.

Нас подключили к работе с посольствами в Москве. Так был контракт с представителями Госдепа США на строительство зданий на территории посольства США в Москве. Работы выполняли строители МОССТРОЯ.

Реконструкция зданий проводилась у ШВЕДОВ, КУВЕЙТ и др.

Работая в объединении, я постоянно старался внедрять новые формы деятельности. Одновременно по совместительству заведовал во Всесоюзной академии Внешней торговли, кафедрой организации и техники внешнеэкономических операций.

Два года назначался председателем приемной комиссии выпускников.

Работал со студентами МГИМО. Неоднократно выступал с докладами о деятельности объединения в Госплане СССР.

И в МГИМО на кафедре МЭО.

Дружил с местной прессой.

В.А. Прасолов