Владимир Шаульский. Вспоминаю…


 

Как я уже неоднократно отмечал, где бы я не работал, случалось так, что здания или помещения, где находилось непосредственно моё служебное место, были построены, реконструированы, капитально отремонтированы с моим непосредственным участием. Железобетонный цех Лыткаринского армопенобетонного завода, Экспериментальный завод железобетонных изделий НИИ-200, здание Торгпредства СССР, включая жилой дом, гараж и обустройство прилегающей территории, помещение фирмы со складом запасных частей в г. Берн. А также здание Советско-швейцарского коммерческого банка, в котором я был членом Правления и акционером (1 млн. швейцарских франков от сбербанка СССР). В Торгпредстве Швейцарии проработал четыре с половиной года, был уполномоченным до двадцати Всесоюзных внешнеторговых объединений Минвнешторга СССР, что дало мне большой опыт работы с многочисленными отраслями промышленности страны.

Позднее проработал в крупнейшем Всесоюзном объединении в/о «Автоэкспорт» в СССР и представителем объединения по техническому обслуживанию более 500 тысяч автомобилей советского производства в ГДР.

В 1976 году был направлен на работу в в/о «Союзвнешстройимпорт», по моей основной специальности строителя.

Началась работа внешнеторговца-строителя по возведению объектов для страны как в СССР, так и за рубежом, в целях дальнейшего развития и укрепления внешнеэкономических связей нашей страны.

Вопрос обустройства войск стран Варшавского договора контролировался руководством Министерства.

Однажды после заседания Коллегии Министерства Первый заместитель Министерства Внешней торговли (руководитель Комаров Николай Дмитриевич) сказал Председателю в/о «Союзвнешстройимпорт»: «Передай Шаульскому, что от качества его работы по обустройству войск зависит обороноспособность войск стран Варшавского договора».

Такая оценка моей работы и работы фирмы ко многому обязывала. И я ещё более ответственно стал относиться к работе, хотя замечаний ко мне от Минобороны не поступало. Наоборот, я регулярно получал положительные отзывы, т.к. работа, как правило, шла с опережением графиков строительства. Мне, по рекомендации начальника Глав.КЭО – Генерал-полковника А.Ф.Фёдорова приходилось участвовать в Государственных комиссиях по приёмке объектов. Например, по приёмке ВПП (взлётно-посадочной полосы) в ВНР.

Хочу остановиться и немного рассказать о проблемах по строительству Центра по обслуживанию грузовых и легковых автомобилей в Анголе, неподалёку от Луанды – столицы страны.

Проектирование осуществляли Московский автотранс и его Ростовское отделение. Подрядчиком были финские строители.

Большие проблемы возникли с ангольскими заказчиками по вопросу согласования технического задания на строительство. Ангольцы требовали построить сверх указанных в соглашении сооружения, например, ресторан и другие соответствующие помещения. Переговоры вёл генерал – зам. Командующего, очень агрессивный и упрямый, к тому же совершенно некомпетентный человек в области строительства. Он искренне считал, что всё зависит исключительно от его требований и настойчивости.

С большим трудом нам всё-таки удалось совместно с руководителем Торгпредства решить все согласования и оформить документы для открытия финансирования.

Техстанция была сооружена на высоком техническом уровне. В то время у нас в СССР (и в ГДР) такой уровень трудно было встретить. Даже сантехническое оборудование финны поставили на высочайшем европейском уровне (в частности, туалетная бумага с личными вензелями для ангольцев «красовалась» на белоснежной фарфоровой сантехнике).

Как известно, дорожная сеть в Анголе слабо развита, поэтому дорожное движение не очень интенсивно. В прибрежных районах наблюдалась следующая ситуация: население регулярно убирало и подметало свои улицы. Пляжи также были очень чистые.

На пляже было много молодых местных людей, которые охотно общались с иностранцами на португальском. Однажды во время беседы один молодой парень показал мне свою специально изуродованную ступню и рассказал, каким образом воруют и закладывают туда бриллианты. На пляже – множество попрошаек. Мне дважды пришлось отдать свои майки, так как попрошайки оказались слишком настойчивыми.

Я навсегда запомнил, что фрукты при употреблении необходимо мыть самым тщательным образом.

Однажды я сильно заболел во время одной из командировок. Заражение произошло от съеденного банана на пляже поздно вечером. Была высокая температура и все признаки тяжелейшего отравления, в течение нескольких дней наблюдался в клинике Советника ГКС (Госкомитет по строительству) СССР. На машине «скорой помощи» меня отправили прямо в аэропорт, на борт самолёта ТУ-154.

В самолёте мне отгородили лентой часть салона и выделили лично для меня один туалет. Была отправлена телеграмма в Москву о моей строгой госпитализации по прибытии.

Однако, подлетая к Будапешту, я почувствовал себя значительно лучше. Я обратился к высокопоставленному сотруднику «Аэрофлота», летевшему из Будапешта в Москву, с просьбой дать команду экипажу не передавать меня режимной лечащей организации, при условии моего обязательного обращения к медикам амбулаторно.

Отдохнув таким образом в субботу и воскресенье, в понедельник на работе мною было получено следующее задание: вылететь на следующий день в Будапешт и оформить сдачу в эксплуатацию «Дома Аэрофлота». Таким образом, ещё один важный объект, находящийся на пересечении многих авиалиний «Аэрофлота» эффективно начал свою работу.

Вопросами обустройства войск стран Варшавского договора на фирме занимался заместитель директора фирмы Кочетов Эрнест Григорьевич. Опытный сотрудник объединения, работоспособный, склонный к научной работе. В настоящее время Кочетов – доктор экономических наук, академик, профессор Академии безопасности, президент региональной общественной организации, заведующий Центром стратегических исследований, видный учёный России.

В такой короткой статье нет смысла перечислять объекты, построенные за теперь уже мою долгую жизнь – об этом достаточно напечатано в прессе. Однако хочется ещё раз отметить, что их было более 350 на четырёх континентах.

В основном это технические центры Советского Союза, оборонные объекты, где велись военные действия – Афганистан, Ангола, Вьетнам и др. страны.

 

Ведущее место в строительстве занимала Европа, Азия, Африка, а также американский континент.

В настоящее время – это действующие объекты, и я испытываю чувство гордости, что был причастен к их созданию.

Но самое интересное, что мне посчастливилось прожить такую богатую событиями жизнь и быть знакомым и сотрудничать с замечательными людьми. Очень хотелось поделиться со своими читателями впечатлениями о некоторых из них. С моей стороны, если этого не сделать, будет проявлена большая несправедливость. Мне очень хочется сказать о том, что всё, что лучшее есть в моей жизни, существует благодаря общению с такими людьми. И я перед ними в большом долгу. И сколько мне ещё придётся жить – столько я должен буду говорить о них, о людях, которые столько сделали на свете добра и продолжают делать. Считаю это святой обязанностью.

Начну со своего брата Михаила Коваленко, отдавшего свою жизнь, совершив во время Великой Отечественной войны героический подвиг. Коваленко обеспечил взятие высоты атакующим советским батальоном в Чехословакии, лично уничтожив огневую точку и 18 немецких солдат, и был посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. Благодаря брату я стал спортсменом, достигнул успехов, став чемпионом России и Советского Союза. Именно он привил мне любовь к физкультуре и спорту, а также ко многому другому в жизни. Он стал для меня ярким примером, добровольно ушёл на фронт, показав тем самым любовь к Родине, мужественно сражался и отдал за благополучие народа свою молодую жизнь.

Вспоминаю и то, что для строительства технических центров по моей инициативе были привлечены ведущие архитекторы Москвы. Среди них были замечательные специалисты ведущих организаций в области архитектуры:

Посохин Михаил Михайлович – Заслуженный архитектор России, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств, Академии архитектурного наследия и Международной академии архитектуры;

Дюбек Лев Карлович – лауреат Ленинской премии;

Мисожников Лев Валентинович – известный советский архитектор и талантливый руководитель, Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, а также целый ряд высокопрофессиональных архитекторов, с которыми неоднократно приходилось выезжать за рубеж, где создавались технические центры.

Особое место в моей деятельности занимает сотрудничество с Болтовским Иваном Михайловичем. Во время войны он, полковник-сапёр, руководил сапёрными подразделениями. В мирное время – начальник УНР-177 Стройтреста №27 Минстроя СССР, пригласивший меня на работу по строительству завода железобетонных изделий НИИ-200, о строительстве которого написана книга «На комсомольской стройке» Н.Фомичёва.

Работа по строительству завода железобетонных изделий треста шла полным ходом. Впоследствии завод выполнял значительный объём экспериментальных работ и изготавливал опытно-производственные партии изделий, на производство которых утверждались технические условия, и производилась поставка в промышленное производство в значительных размерах (устанавливался производственный план).

В число таких объектов входили: Сходненский мебельно-строительный комбинат, Рязанский нефтеперерабатывающий завод, объекты Главспецстроя СССР, возглавляемые начальником – генерал-полковником, «героем труда» Н.И.Золоторевским.

На заводе НИИ-200 мне пришлось проработать более 6 лет в качестве главного инженера и директора. Продукция этого завода поступала на промышленные стройки других городов, а также на стройки Главспецстроя, начальником которого впоследствии был легендарный военный строитель Золоторевский Николай Иванович. Золоторевский – генерал-полковник, Герой социалистического труда, построивший в нашей стране больше всех: от заводов по строительству атомных подводных субмарин до предприятий, создавших индустрию для покорения космоса, первых полётов человека. Его имя связано с прославленными именами: Королёв, Гагарин и другими.

Вернусь к Ивану Михайловичу Болтовскому, который в 1954 году существенно повлиял на судьбу семьи Шаульских. Когда моя жена Людмила Ивановна Шаульская, главный инженер Лыткаринского армопенобетонного завода уволилась и уехала в Ростов-на-Дону рожать нашего первенца – сына Мишу, я тоже написал несколько заявлений об уходе со стройки, чтобы уехать в Ростов-на-Дону и сменить место жительства и работы.

Именно Иван Михайлович Болтовский очень быстро решил этот вопрос, вызвав своего заместителя Веремеева. Посоветовавшись с ним, Болтовский приказал выписать мне ордер на квартиру в одном из строящихся Управлением домов по адресу: Новокузьминская улица, дом 7/13, тогда там было одновременно общежитие и кинотеатр «Восход». Ордер представлял собой маленькую серую бумажку, на которую были проставлены все необходимые для получения квартиры печати. Именно тогда мы стали уже настоящими москвичами. Это было в 1954 году, в январе. Мы там прожили до 1969 года. Теперь в этом здании находится Прокуратура и Следственный Комитет. Эта маленькая бумажка изменила мою жизнь. Я стал участником большого количества интересных и больших событий; даже литературным героем книги «На комсомольской стройке» Н.Фомичёва. (55-летие со дня издания этой книги было отмечено на страницах газеты «Мир и Личность».)

Далее – обучение во Всесоюзной академии внешней торговли. Жил и работал в Швейцарии, где реконструировал здание Торгпредства СССР, участвовал в создании фирмы «Скалдия-Волга». Был даже президентом этой фирмы (швейцарское отделение) Принимал активное участие в организации экспорта советских автомобилей в Швейцарию. Явился одним из создателей «Советско-швейцарского банка «Восход» в г. Цюрих (о его работе снят художественный фильм).

В течение ряда лет работал в в/о «Автоэкспорт», позднее представителем в/о «Автоэкспорт» в ГДР, также принимал активное участие в реконструкции здания «Автоэкспорт».

С 1976 года работал в в/о «Союзвнешстройимпорт» (предварительно в течении года реконструировал это здание). Был назначен директором фирмы «Техстрой». Именно в этой должности мне удалось наиболее проявить себя: были построены два десятка технических центров СССР в странах народной демократии, значительное количество военных объектов в Афганистане, Анголе, Вьетнаме.

Сейчас, вспоминая страницы жизни за два дня до своего 88-летия, держу в руках записной блокнот 70-80 годов и вижу фамилии людей, с которыми мне довелось работать. Вспоминаются коллеги по работе, их фамилии, должности, номера телефонов…

Редакция газеты «Мир и Личность» поздравляет Владимира Шаульского с днём рождения и

желает ему всего самого хорошего