Театр без сцены


 

В 1966 году в Москве прославленным балетмейстером Игорем Моисеевым был создан танцевальный ансамбль, на базе которого в 1974 году коллеги Моисеева – Н.Касаткина и В.Василёв основали театр классического балета, позиционирующий себя как большой передвижной театр.

Экономическая составляющая хозяйственной деятельности учреждения находилась в ведении государства. Коллектив активно гастролировал по всему Советскому Союзу, а также выезжал за рубеж. Гастрольный тур состоял из концертов, число которых варьировалось от 92 до 120.

Вплоть до начала 90-х годов театр являлся экономически рентабельным учреждением, а уровень творческого потенциала был настолько высок, что не уступал мировым балетным державам. Владимир Малахов, удостоенный почетного звания «Танцовщик столетия», а ныне возглавляющий три музыкальных театра Евразийского континента, долгие годы выступал в составе труппы театра под управлением Н.Касаткиной и В.Василёва.

Перестройка в стране, распад Советского Союза и последующий раздел имущества пагубно отразились на деятельности театра в целом. Во-первых, театр был лишен всех производственных площадей, в частности репетиционных залов и необходимых средств к существованию. Во-вторых, руководству пришлось столкнуться с экономической миграцией танцовщиков за рубеж.

Как известно, существуют две ведущие модели поддержки в области культуры. Это американская модель, при которой меценатам предоставляются некоторые льготы, и европейская, где основным источником финансирования является меценатство, а государство выступает в качестве дополнительного источника. Россия на сегодняшний день придерживается своеобразной тактики, частично напоминающей обе эти модели.

Наиболее остро в последние годы встает вопрос о принадлежности целого ряда памятников архитектуры, расположенных в столичном регионе, к федеральному или московскому ведомству. Так, Театр классического балета, обладающий статусом федерального бюджетного учреждения, не раз подвергался гонениям с арендуемых им площадей, которые в какой-то момент времени признавались объектами Москвы.

В 2007 году «по распоряжению сверху» охрана служебных помещений не пропустила сотрудников театра на их рабочие места. Дело имело громкий резонанс с привлечением выездной комиссии, публичным обращением в Министерство культуры и прочие ведомства, тем не менее театр был буквально «выкинут на улицу».

Вынужденно сменив еще несколько адресов, в 2010 году коллектив арендовал помещение в доме на ул. Скаковой, приспособив ангар под репетиционные залы. С этого же года форма выдачи средств из федерального бюджета на аренду театральных площадей несколько изменилась. Если раньше существовала отдельная графа и определенный арендный лимит, то теперь деньги на нужды театра выделялись единой суммой. Распределение средств в пределах данной суммы стало осуществляться руководством по собственному усмотрению.

За время существования программы «единой суммы» в театральных кругах сложились два прямо противоположных мнения. Одни признают, что арендный лимит – это весьма малая сумма, однако она была адекватна расценкам на съем помещений, находящихся в федеральном ведении.

 

Другие отстаивают нововведение, мотивируя это тем, что появилась возможность эффективного перераспределения бюджетных средств. Театр классического балета по большей части придерживается второго мнения.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться театру, – это процесс подачи документов, необходимых для представления к государственным наградам и почетным званиям Российской Федерации, а именно для присвоения звания народного или заслуженного артиста РФ танцовщикам труппы. Помимо прочего, учреждение, выдвигающее кандидатуру, обязано предоставить следующие бумаги:

- справку о своевременности выплаты работникам представляющей организации заработной платы за подписью главного бухгалтера;

- справку налоговой инспекции об уплате представляющей организацией налогов в федеральный бюджет;

- справку о финансово-экономическом состоянии хозяйствующего субъекта, динамике его основных финансово-экономических показателей за трехлетний период и др.

Если выплату заработной платы своим работникам Театр классического балета осуществлял исправно, то на уплату налогов в полном объеме у учреждения не было средств практически никогда. А это означает, что целая плеяда талантливых, признанных артистов труппы была лишена возможности получения почетного звания. Данное обстоятельство играло немаловажную роль в решении танцовщиков о переходе в другие труппы. Также следует отметить, что заработная плата артиста Театра классического балета долгие годы оставалась значительно ниже средней зарплаты по Москве.

Согласно Положению об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов Министерством культуры установлены количественные нормы проведенных представлений. Неоднократно в адрес Театра классического балета поступали претензии о несоблюдении данных норм. Однако, по словам директора театра Ивана Василёва, претензии являются необоснованными, так как не учитывают специфики театра, а именно наличия только балетной труппы (отсутствия оперной) и малого количества артистов труппы, вследствие чего танцовщик вынужден за один спектакль совмещать сольные партии и партии кордебалета – такая физическая нагрузка предполагает более длительный отдых. Кроме того, Министерство культуры не всегда учитывает ряд спектаклей, показанных театром за рубежом, считая их «некачественной подработкой».

В Москве для показов своих спектаклей Театр классического балета арендует залы стационарных театров: Новая опера, Кремлевский Дворец, Дворец на Яузе и др. Отдельно оплачивается оркестр, поэтому Театру довольно часто приходится обходиться фонограммой. Погрузка и транспортировка декораций, реклама, услуги по тиражированию и распространению билетов также требуют немалых затрат. В том случае, если билеты на свой спектакль Театр классического балета распространяет самостоятельно, он освобождается от налога на добавленную стоимость. Если билеты распространяет театр-арендодатель, то, во-первых, аннулируется освобождение от НДС, во-вторых, театром-арендодателем взимается процент с продаж.

Елена Чапленко