Французский рисунок XV-XX веков


 

Почти все крупнейшие французские живописцы и скульпторы прекрасно рисовали, многие художники Франции целиком посвятили своё творчество рисунку. Высокое мастерство, разнообразие и богатство французского рисунка дали ему по праву одно из первых мест в мировом искусстве графики. Развитие французского рисунка за пятьсот лет делится на определённые этапы – начиная с эпохи Возрождения и до наших дней.

Реалистический рисунок с натуры возник во Франции в середине XV века, когда первые мастера раннего Возрождения всё своё внимание обратили на пристальное изучение реального мира, на утверждение ценности человека и его творческой энергии.

Родоначальник французского Возрождения Ж.Фуке прославился своим острым и живым карандашом. Карандашный портрет получил широчайшее развитие во Франции в XVI веке, в пору Высокого Возрождения. Им занимались лучшие портретисты этого времени, в том числе Ф.Клуэ, П.Дюмустье и его племянник Д.Дюмустье. Работы этих мастеров отличаются не только поразительной техникой исполнения, но и правдивой, ясной и точной наблюдательностью. Традиция портретного карандашного рисунка сохранялась во Франции долго. К тому времени, когда эпоха Возрождения сменилась смутной полосой религиозных войн, предшествовавших возвышению абсолютной монархии, портретный рисунок приобрёл резкий, экспрессивный, подчёркнуто грубоватый характер (рисунки Ланьо). Конец Возрождения и начало нового времени отчётливо ощущаются и при сопоставлении изящных, поэтических рисунков Приматиччо, работавшего в XVI веке во дворце Фонтенбло, и нервных, контрастных, полных тревожного беспокойства рисунков Жака Калло, свидетеля войн и крестьянских восстаний начала XVII века.

Величайший живописец Франции XVII века Н.Пуссен обращался к рисунку для работы над замыслом и над композицией своих картин. Его быстрые, свободно и смело построенные композиционные эскизы полны напряжённой силы мысли и глубокого чувства; на их основе он создавал свои строго продуманные, полные величественной гармонии живописные произведения. В своих рисунках близок к Пуссену Клод Лоррен, почти исключительно поглощённый тонким внимательным изображением итальянской природы.

В XVIII веке расходятся пути разных направлений во французском рисунке. Живой и свободный реалистический рисунок, проникнутый глубоким уважением к человеку и природе, с необыкновенным блеском разрабатывал А.Ватто, столь же выдающийся рисовальщик, как и живописец («Аллея», «Актёр итальянской комедии», «Чистильщик сапог» и др.). Он умел извлекать тончайшие живописные эффекты из техники сангины или сочетания угля, сангины и мела, непрестанно рисуя с натуры на улицах Парижа и дорогах Франции. Продолжателями реалистической традиции рисунка Ватто явились Г. де Сент-Обен, О.Фрагонар и Л.Моро.

В противоположность Ватто или Фрагонару в среде художников другого лагеря – придворных живописцев-декораторов – рисунок приобретает черты нарядности, внешней эффектности, уводящие от живой непосредственности и искреннего чувства. Таковы очень многие рисунки Ф.Буше, нарядные пейзажи с руинами Г.Робера, прихотливо грациозные фигуры Н.Ланкре. Большим мастерством и вместе с тем нарочитой, преувеличенной выразительностью отмечены рисунки Ж.Б.Греза, вносившего в своё рисование с натуры те черты моральной назидательности, которые затем автор разрабатывал в своих картинах.

 

Великий художник Французской революции 1789-1794 годов Луи Давид отличался холодным и рассудочным построением идеально совершенных форм человеческой фигуры, например, рисунок для фигуры Эрсилии в картине «Сабинянки». Лучшие качества Давида-рисовальщика пришли к его ученику Энгру, ставшему одним из самых блестящих рисовальщиков Франции XIX века (в частности, женские портреты).

Следующий этап в развитии реалистического рисунка Франции связан с творчеством мастеров романтической школы, в частности её «вождя» - Э.Делакруа. Как известно, Э.Делакруа увлекался красочным и необычным своеобразием Востока. Насыщенная темпераментом, а нередко и бурной страстностью, графика Делакруа стала исходной точкой для развития политической графики Домье, полной меткой сатиры.

Оноре Домье (1808-1879) – самый выдающийся революционный художник Франции XIX века, крупнейший мастер критического реализма во французском искусстве. Сатирический талант Домье проявился главным образом в области литографии. Политические карикатуры художника отражают борьбу революционной демократии с правительством монархии. В острых карикатурах Домье зло высмеивает короля Луи Филиппа и его министров («Гаргантюа», «1830-1833», «Маски 1831г.», Портрет Арле-отца») или даёт полные драматизма сатиры, изображающие жестокость, алчность, лицемерие, подхалимство и в то же время ничтожество представителей буржуазного правительства («Он нам более не опасен», «Глаза чёрные, лоб высокий» и др.). Особое место в искусстве Франции XIX века занимает творчество Ж.Ф.Милле и Эдуарда Манэ. В конце века реалистическим рисунком с натуры занимались Э.Дега, О.Ренуар. Наследником политической графики Домье, откликающейся на события современной жизни, явился Т.Стейнлен, автор талантливых жанровых рисунков.

Наряду с развитием реалистического рисунка в течение XIX века возникали «всевозможные уходящие от верного наблюдения и от правдивого чувства направления» во французском рисунке. Многие художники увлекались внешними романтическими эффектами, протокольно-натуралистическим перечислением подробностей или пустой декоративностью. Стремление к внешним формальным эффектам особенно сильно захватило французский рисунок XX века. Среди преобладания такого рода графики выделяются немногие мастера. К ним относится П.Пикассо, тонкий и поэтический создатель графики, изображающей жизненную правду. Пабло Пикассо начал свой творческий путь с жанровых картин и портретов, проникнутых уважением к простым людям, и их тяжёлой жизни («Девочка на шаре», «Свидание», «Испанка с острова Майорки» и др.). Позднее художник много лет посвятил отвлечённым опытам чисто формального порядка. Рисунок Пикассо «Голубь мира» стал эмблемой движения борьбы за мир, охватившего всё человечество.

Один из самых знаменитых художников Франции Анри Матисс начал с реалистических работ (например, «Натюрморт с бутылкой шидама»), но вскоре перешёл к увлечению чисто декоративными сочетаниями насыщенных цветовых пятен. А.Матисс – гениальный мастер быстрого линейного рисунка, передающего наиболее общие признаки натуры. Некоторые рисунки, сделанные в последние годы жизни, художник подарил музеям Советского Союза. В Государственном Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им.Пушкина хранятся богатые коллекции рисунка крупнейших мастеров Франции.

Н.Н.Водо, 1955 год

На фото представлен автопортрет Н.Пуссена