Владимир Шаульский. Из воспоминаний…


        В моём повествовании хотелось рассказать о нескольких случаях из моей жизни, о встречах с интересными людьми.

Был такой государственный деятель Патоличев Николай Семёнович – дважды Герой социалистического труда, кавалер 12 орденов Ленина. В 1948-50 годах он работал в Ростове-на-Дону, под его руководством была проделана огромная работа: завершено восстановление после Великой Отечественной войны завода Россельмаш. А из непроходимой грязи на набережной Дона буквально за несколько месяцев вместо куч угля, металлолома, соли появилась великолепная набережная. И все называли её не иначе, как «набережной Патоличева».

Много было сделано им для развития спортивной жизни в городе – был построен современный стадион, где проводились не только городские, но и республиканские, и союзного значения соревнования.

В те годы я серьёзно занимался бегом. Именно на этом стадионе я стал Чемпионом РСФСР в беге на 100 метров. Соревнования по бегу проводились на стадионе в перерыве между футбольными таймами во время встречи команды «Россельмаша» со сталинградским «Трактором», на которой присутствовал и Патоличев. При награждении он лично приветствовал спортсменов-победителей (и меня в том числе).

Это был человек с большой буквы: решая важные государственные дела, порученные ему Правительством страны, он находил время и душевные силы для решения личных проблем простых ростовчан. Довелось и членам нашей семьи обратиться к нему за помощью, и он помог, за что мы были ему бесконечно благодарны.

Случилось так, что отец моей жены Людмилы Ивановны, после войны долго не мог поступить на работу по причине пребывания на оккупированной территории, когда он с группой учеников школы слепых пешком уходил из Ростова от наступающих фашистских войск. Таким образом, в 1942 году он и оказался на оккупированной врагом территории. После многих неудачных попыток устроиться на работу в первые послевоенные годы, он обратился к Н.С.Патоличеву, который лично разобравшись, быстро решил вопрос его трудоустройства.

Трудно перечислить, что сделано Патоличевым в Ростове…

Хочется написать и о том, как я попал на работу в Швейцарию. После окончания Академии внешней торговли было распределение. В высотном здании МИДа и МВТ на Смоленской площади находилось в/о «Технопромимпорт», объединение, занимающееся импортом оборудования для строительной индустрии и производства стройматериалов. Меня направили в в/о «Технопромимпорт» на приём.

Был жаркий день. Председатель объединения без пиджака в ослепительно белой рубашке рассказывал мне о предлагаемой должности – старшего инженера объединения, которое, как я уже упомянул, располагалось в этом же здании, с очень переполненными сотрудниками помещениями, где трудно было пройти между столами. Такое положение было по всей Москве, так как в то время наибольшее внимание уделялось строительству жилья. И мне, уже руководителю завода, было не интересно работать столоначальником – я уже привык к самостоятельной работе руководителя крупного предприятия. В подчинении были сотни людей, создававших новые конструкции, поставляемые на важнейшие стройки Москвы и других городов (в том числе важнейших оборонных предприятий).

Но председателю объединения не хотелось отказываться от квалифицированных кадров-практиков. Он продолжал говорить, агитируя меня пойти к нему на работу: «Надо освоиться с новой работой. Знаешь, как бегун на дистанции, сначала начинает медленно бежать, а потом – дальше всё быстрее и быстрее, и достигает хороших результатов». На это я ему возразил, на счёт бега спортсменов. Я был спортсменом, обладателем многих титулов, включая Чемпиона СССР и РСФСР, членом сборной команды страны. Говорю ему, что бежать надо с самого начала быстро, особенно спринтеру». Узнав о моих спортивных достижениях, он с удивлением дружески согласился и направил меня в отдел кадров для решения моего назначения.

В кадрах меня принял опытный эксперт и после обстоятельной беседы спросил: «Согласны ли вы поехать на работу в Швейцарию?» Такой вопрос можно услышать раз в жизни. Я ответил, что должен посоветоваться с женой.

До того дня 1948-ой год был для меня наиболее успешным. Будучи молодым человеком, перенесшим большой букет болезней (включая угрозу ампутации ноги ещё в раннем детстве), я начал заниматься большим спортом, не имея полной профессиональной подготовки по бегу, стал победителем всех крупных соревнований страны!

         И после этого страшный туберкулёз! Происходит резкая смена ориентиров в жизни: целью становятся не большие достижения в спорте и слава, а борьба за жизнь, желание просто остаться в живых.

Придя домой в тот памятный для моей семьи день, я всё подробно рассказал своей жене Людмиле Ивановне. Она в ответ: «Ты что? Надо было сразу, не раздумывая, говорить, что согласен». Я её успокоил и через день сообщил Новаковскому о нашем согласии.

Моё жизненное счастье шло волнами, и вот снова судьба принимает меня на вершину! Я работаю в Швейцарии! Об этом я даже никогда не смел мечтать!

Работая в Швейцарии, в системе Минвнешторга в Торгпредстве СССР, мне пришлось вести до двух десятков всесоюзных внешторговых объединений, в основном экспортные машинотехнические объединения, представляющие такие отрасли промышленности, как машиностроение, автомобилестроение, судостроение и авиацию. Наиболее значительными были в/о «Автоэкспорт», в/о «Авиаэкспорт», в/о «Медоэкспорт» и др.

Например, демонстрация самого крупного в то время вертолёта МИ-6 с полётным весом более 40 тонн, установившего немало мировых рекордов, вызвала большой интерес у представителей (в том числе военных атташе) ряда европейских стран, которые внимательно изучали технические возможности этого уникального экспоната.

Вертолётом МИ-6 управлял легендарный лётчик Юрий Александрович Гарнаев – Герой Советского Союза. Юрий Александрович, показывая высший пилотаж, совершал такие опасные и сложные виражи, что после одного из полётов руководитель советской делегации, заместитель генерального конструктора Миля сказал: «Ещё один такой полёт, и я Вас отстраню от работы».

Дорогие читатели, автору этих строк посчастливилось полетать с Гарнаевым! У Юрия Александровича в ту пору был семилетний сын, который сейчас является действующим пилотом – командиром огромного воздушного лайнера и Героем России. Отец и сын – Герои! С Александром Юрьевичем я лично знаком и рассказывал о деятельности его папы в Швейцарии. (Мы с ним друзья в Фейсбуке.)

Кроме коммерческой деятельности в этой красивейшей стране, мне довелось участвовать в создании советско-швейцарского банка «Нандельсбанк-Восход» в г.Цюрихе, будучи его акционером и членом правления. По моей инициативе и при активном участии была создана фирма АО «Скалдия-Волга», в которой я занимал должность президента. Через фирму «Скалдия-Волга» была организована поставка первой партии советских автомобилей «Москвич». Кстати, на одном из «Москвичей» мне удалось проехать по Суворовским местам, в том числе по известному «Чёртовому мосту». Проводилась яркая реклама «Москвичей» - в прекрасно изданном швейцарском каталоге «Москвич» красовался на обложке. В автомобиле были усовершенствованы многие детали, например, карбюратор заменили на веберовский, но «Москвичи» реализовывались в основном итальянскими дилерами. Советские «Жигули», в последствии «Лады», бывшие «Фианты-124», вышли на швейцарский рынок после пуска ВАЗа в г.Тольятти в семидесятые годы. Опыт работы не пропал даром. Большим организатором экспорта советских автомобилей был председатель в/о «Автоэкспорт» Петров Владимир Михайлович. При нём советские автомобили экспортировались в 75 стран мира в значительном объёме. С большой благодарностью вспоминаю о его государственной деятельности по экспорту.

Одним из памятных событий во время моего пребывания в долгосрочной командировке в Швейцарии был приезд в 1964 году министра внешней торговли СССР Н.С.Патоличева. В рамках его посещения Швейцарии состоялся ряд конференций, совещаний, профессиональных бесед. Кроме основных – производственных, внешнеторговых задач, обсуждавшихся во время официальных встреч, Николай Семёнович интересовался вопросами быта, жизненных проблем сотрудников, в общем, говорили о разном.

Я пытался заговорить о том, как в Ростове-на-Дону в конце сороковых занимался спортом, как Николай Семёнович помогал ростовским спортсменам, о том, как под его руководством был построен долгожданный стадион, ещё раз поблагодарить его от нашей семьи за помощь Ивану Ильичу – отцу моей жены Людмилы… Но не осмелился вступить в разговор.

И сейчас, спустя 52 года, имею возможность в своих воспоминаниях рассказать читателям об этом замечательном человеке, видном государственном деятеле Советского Союза, так много сделавшем для нашей страны, Патоличеве Н.С.

Владимир Шаульский

Фотография Н.Патоличева