Умение общаться. Такт. Интуиция. Навыки


        Основной задачей служебных встреч является сплочение коллектива в неформальной обстановке. На поверхностный взгляд эти правила очень просты и понятны всем. Начнём с того, что даже если ничего интересного для себя от этого вечера тот или иной сотрудник не ожидает – всё-таки лучше принять участие в совместном праздновании. Нужно поддержать дух сотрудничества и не позиционировать себя человеком, противопоставляющим свою личность коллективу.

Отсутствовать на таком мероприятии можно исключительно по уважительной причине. При этом необходимо один-два раза донести до своих коллег (и до руководящего состава, если есть такая возможность): вы очень-очень сожалеете, что не сможете присутствовать. Всё это нужно будет произнести убедительно и действительно искренне.

Не следует забывать, что у каждого сотрудника есть возможность уйти с праздника пораньше, и это сделать лучше незаметно. Пообщаться с коллегами, выпить немного вина, постараться проявить себя активистом данного периода мероприятия и скромно удалиться… Естественно, что заранее надо предупредить, что, к сожалению, вы придёте только «на время» и «не до конца праздника», обязательно указав уважительную причину.

На любом корпоративном празднике категорически запрещается говорить о каких-либо проблемах – личного или делового характера. Действовать строго по принципу: «Всему своё время и место».

Особой «лакмусовой бумажкой» для каждого участника любого праздника станет его личное, – а не групповое или коллективное – отношение к спиртному. Здесь уже действует принцип: «Веселье в меру».

Каждый должен продемонстрировать окружению своё отношение к алкогольным напиткам, своё умение в употреблении их и своё знание «своей меры». Вы должны себя контролировать полностью и во всём.

Иногда настойчивое предложение выпить спиртного «ещё по чуть-чуть» приводит неожиданно к опьянению человека (неожиданно не только для него самого, но и для коллектива). Была, к сожалению, пройдена та грань, за которой человек перестаёт себя контролировать: у него становится крайне непривлекательный вид (в лучшем случае глуповатый и смешной, в худшем – нелепый и неопрятный). Изменяется не только форма речи, но и её содержание («Что у трезвого на уме – то у пьяного на языке»), нарушается координация движений, вплоть до шатающейся походки; пьяный человек способен не только сесть мимо стула, но и уснуть под столом…

Согласитесь, что это в большей степени неприглядно, чем просто смешно. О всех вытекающих из данной ситуации негативных последствиях каждый может догадаться сам… Просто пофантазируйте… Или просто вспомните…

Не менее отрицательно на вечеринке выглядит человек, который демонстративно отказывается поддержать тост за процветание компании, здоровье учредителя, выгодное заключение крупного контракта, над которым коллектив «бился добрую пару лет» и т.д.

Про женщину стразу начинают думать, что она «немного беременна» и не стоит её в ближайшие месяцы «повышать». Про мужчину, что он «скорее всего в завязке», в прошлом «прошёл курс лечения от зависимости» и сейчас боится «сорваться». Оказывается, его тоже не стоит в ближайшие месяцы «повышать».

Вот таким образом нередко и происходит отбор кандидатуры на тот или иной пост… Предпочтение отдаётся сотруднику, который «болеет всей душой» за предприятие не только в рабочее время. Тому, кто адекватен, позитивен, «в меру весел», приятен в общении, на которого можно всецело положиться и в «выходной день». Согласитесь, об этом знают все, и вы тоже…

Придерживайтесь также следующего правила: избегайте всеми возможными способами выслушивать исповедь хмельного сослуживца (тем более начальника), даже, если вам очень-очень-очень любопытно узнать что-нибудь о его личной жизни. На следующий день «сделайте вид, что ничего не помните». При такой вашей позиции сохранится «лицо» начальника или просто коллеги. Иногда при этом вас могут даже признать «надёжным» или даже «благонадёжным» партнёром. Приобретя великолепную репутацию интеллигентного человека, умеющего «держать язык за зубами», вы можете быть и «приближены к себе», вам доверят ответственное задание или ответственную должность. Всякое бывает…

Во все времена умение делать тактичные, искренние комплименты, доставляя другим и себе настоящее удовольствие от общения, ценилось очень высоко. Уместны комплименты, подчёркивающие отдельные качества собеседника или его личность в целом. Комплименты могут быть сделаны представителям и противоположного, и своего пола.

Сделать правильный и красивый комплимент может далеко не каждый человек. Поэтому следует коллекционировать чужие удачные комплименты (кто-то ведь коллекционирует тосты, афоризмы, занятные фразы, поучительные высказывания). В конце концов упражняйтесь в психологически безопасной обстановке (на родственниках, близких друзьях).

      Изучайте их реакцию, запоминайте удачные варианты. Просто пробуйте. А также учитесь без смущения (в порой и возмущения!) принимать комплименты в свой адрес.

На деловых переговорах уместно похвалить предприятие партнёра (или конкурента), качество и дизайн его продукции, обратить внимание на интерьер кабинета, зала заседаний, комнату для отдыха и т.п. Всё это надо произносить учтиво, но с достоинством. Такое доброжелательное начало переговоров может помочь достигнуть желаемого результата.

Сумейте добиться, чтобы ваша похвала была настоящей – искренней, доброжелательной и естественной. Именно в этом заключается отличие настоящей похвалы от корыстной манипулятивной лести. Широкое распространение получила «похвала авансом». Например, Наполеон утверждал: «Иногда награды дают за что-то, иногда – для чего-то».

Особенно на деловых переговорах нужно «уметь разговаривать друг с другом». Всегда должно присутствовать так называемое «миролюбивое начало». Старайтесь быстро «устранять негативные эмоции» - свои и противоположной стороны. Когда партнёр особо остро реагирует на ваши слова, мысленно «отредактируйте на ходу» свой собственный недоброжелательный ответ и замените его на нейтральный: «Я так не считаю, но могу понять вашу реакцию». Умейте «признавать чужой авторитет». Независимо от тона, которым выражается просьба или предложение партнёра, попытайтесь «встать на его место» и хотя бы частично признать его просьбу или предложение вполне разумной(ым) и внимательно всё выслушайте до конца. Если всё-таки тон оппонента вам кажется непростительно недоброжелательным, воспринимайте это как свидетельство важности для него данного изложения. В свою очередь, высказывая личную точку зрения во время деловых переговоров на ту или иную проблему, не считайте свои взгляды «истиной в последней инстанции».

При общении (неформальном и деловом) всегда соблюдайте три зоны общения. Как известно, персональное пространство каждого человека делится на три условные зоны. Зона интимного контакта составляет 15-50см (только между близкими людьми). Зона нейтрального контакта – дистанция на работе, встречах, вечеринках составляет 50-150см. Социальная зона от 1,5м до 4м предпочтительна для общения с посторонними людьми.

Помните, что и вечеринку, и деловые переговоры можно использовать в личных целях: завязать разговор с начальником и произвести на него благоприятное впечатление. Чем выше руководящий уровень, тем больше ценится «система личных контактов». Однако избегайте даже намёка на панибратство – вы неизбежно произведёте исключительно отрицательное впечатление со всеми вытекающими из этой ситуации негативными для вас последствиями.

Если вы решили устроить вечеринку дома – предупредите об этом соседей, извинитесь за предстоящий шум, громкую музыку, точно назовите время приёма – его начало и, особенно, окончание.

Встречать гостей следует правильно: к моменту появления приглашённых всё уже должно быть готово (опытные хозяева готовы за час до назначенного времени). Нужно учитывать, что кто-то может не рассчитать время – приехать раньше. Есть любители специально «застать врасплох». Таких гостей обычно дважды стараются не приглашать. Есть просто назойливые гости: без всякой просьбы о помощи стараются её навязать хозяевам – помочь сервировать стол, посоветовать добавить что-нибудь в приготовленное блюдо, раскритиковать наряд или попытаться изменить причёску хозяйки и многое другое.

Смешивать разные компании – большой талант. Если чувствуете желание и имеете такую возможность – осуществите это на практике. Угадайте, кого с кем познакомить, чтобы возникла не только интересная беседа, но в последствии и продолжительные отношения. Супругов сажайте отдельно, влюблённых и молодожёнов вместе. Первые пусть «отдохнут» друг от друга за праздничным столом, вторые пусть «не скучают» друг без друга на празднике.

Если вы непременно хотите стать «душой компании» - надо постараться. Советуем вам заранее узнать об интересах гостей, чтобы поддержать беседу. Как правило, для начала общения выбирается одиноко стоящий человек. Именно с ним попытайтесь «завязать разговор». Позднее «влейтесь в компанию». Присоединитесь к группе людей (не к паре, ведущей оживлённую беседу). Послушайте, о чём они говорят. Вежливо улыбайтесь каждому, кто вас «заметит». Попытайтесь присоединиться к беседе. Помните: люди приходят в гости пообщаться и отдохнуть в приятной обстановке.

Тост рекомендуется произносить в начале вечеринки на трезвую голову. Начинать следует с шутки (над собой). Не перебрать с остротами по отношению к другим. Самое главное – недолго занимайте всеобщее внимание – все ждут, чтобы поднять бокалы и начать веселье!

Александр Стеффан

Фото - из французского альбома 19 века