Яркий образец научно-фантастической литературы – легенда «Доктор Фауст»


         Доктор Иоганн Фауст – лицо историческое. Многие учёные-гуманисты свидетельствовали о встречах с доктором Фаустом в период с 1507 по 1540 год. Более того, сохранились документы, подтверждающие, что Иоганн Фауст действительно успешно учился в нескольких университетах Европы и получил несколько учёных степеней за свои выдающиеся труды. Фауст много путешествовал, в частности, посещал дворец французского короля Франциска Первого. Обладая широкими познаниями, в совершенстве владея несколькими языками, он в то же время был, несомненно, авантюристом. Фауст выдавал себя за великого гадателя, мага и знахаря, пользуясь легковерием и невежеством богатых, знатных людей того времени.

Следует особо отметить, что первая половина 16-ого века в Европе была отмечена «великим переворотом в науке». В глазах многих все учёные, особенно астрологи и алхимики, были чародеями. Этим пользовались ловкие шарлатаны с целью личного обогащения.

Фауста наделили «колдовской мощью», его имя «возвеличили и поэтизировали», ему, например, приписывали даже изобретение книгопечатания.

В том же 16-ом веке в Германии возникла удивительная легенда о «чернокнижнике-маге докторе Фаусте, продавшем свою душу дьяволу». На основе этой легенды в Германии появились народные кукольные комедии о докторе Фаусте, ученике его Вагнере, забавном слуге Каспаре и демоне Мефистофеле. Они имели огромный успех. Скоро легенда о Фаусте стала известна и в других европейских странах. Особенно она полюбилась в Англии, во всех уголках этой страны исполнялись кукольные комедии и пелись куплеты. Более того, известный английский драматург Кристофер Марло (1564-1593) написал драму «Трагическая история доктора Фауста». Образ Фауста в драме резко отличается от его образа в легенде своим непомерно дерзким умом; герой ставит перед собой невыполнимую цель – «чтоб равным стать отныне божеству». Конец драмы носит закономерный и печальный характер: демоны, которых Фауст «берёт себе в помощь, его губят».

Необходимо также отметить, что эта фантастическая легенда «таила в себе великие возможности для искусства». При этом образ Фауста «всё усложнялся и вырос до титанических размеров»: было создано множество новых легенд и огромное количество фантастических рассказов по всей Европе.

В итоге, в немецком городе Франкфурте-на-Майне была напечатана замечательная книга Иоганна Шписа «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике». Это был сборник многих произведений о Фаусте, созданных в 16-ом веке. Книга также содержала популярные сведения о географии и астрономии: Фауст с помощью Мефистофеля совершает прогулку к звёздам, посещает десятки стран мира. Общепризнано, что уникальная книга Иоганна Шписа – это своеобразная научная фантастика своего времени.

Спустя два столетия великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) написал гениальную драматическую поэму «Фауст». Это тернистый путь восхождения человеческого духа «к вершинам познания». И только в старости Фауст приходит к выводу, что высшая цель жизни – сознательное служение всеобщему счастью.

В переводе Б.Пастернака эти строки звучат следующим образом: «Народ свободный на земле свободной // Увидеть я хотел в такие дни. // Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье! // О как прекрасно ты, повремени!» // Воплощены следы моих борений, // И не сотрутся никогда они».

Восхищённый поэмой Гёте, в 1825 году А.Пушкин пишет «Сцену из Фауста». Известно, что Пушкин был «невыездным» из России, поэтому свой текст для Гёте он передал через знакомого путешественника. Гёте высоко ценил творчество выдающегося русского поэта Александра Пушкина. В знак признательности он послал Пушкину в дар своё перо, которым писал «Фауста»!

Смысл легенды о Фаусте прежде всего заключается в том, что «она будит и тревожит человеческую мысль и тем самым толкает её вперёд». К сожалению, все проблемы, поднятые в этом произведении, не решены до сих пор и потому актуальны и в 21-ом веке.

Вспомним, как Фауст пытается чудесным образом отыскать и восстановить потерянные (или сохранившиеся в неполном объёме) творения греческих и римских классиков. Однажды он оказался в городе Эрфурте, на торжественном присуждении учёных степеней. После собрания профессора «повели на беседу между собой». Все они сетовали, что многие прославленные творения древних авторов безвозвратно погибли. Тогда Фауст спросил их: «А хотели бы вы разыскать утраченные комедии Плавта и Теренция?» И услышав в ответ: «Ничего, кажется, не пожалели бы!», - Фауст стал заверять профессоров, что силою своих чар он может восстановить древние свитки «истлевшие в земле, погибшие в огне». И люди смогут прочитать произведения древних поэтов и философов. Однако он может воскресить эти свитки только на несколько часов. Фауст предложил созвать всех студентов, «пусть перепишут всё, что успеют…» И добавил: «Хотите ли вы познакомиться с жизнеописанием великого Гомера?»

Читаем далее:

«Профессора побледнели, замялись.

- А вдруг в сочинениях этих найдётся что-либо противное учению церкви? Недаром же их некогда предали огню.

- А если нас обвинят в колдовстве? – воскликнул другой. – Идти на костёр – слуга покорный!

- Я написал диссертацию о том, что Гомер никогда не жил на свете. Что же, диссертация моя ничего не стоит? – сердито спросил третий.

- Вы боитесь? Значит, чудо не свершится, - сказал им доктор Фауст. – Только стойкая воля многих людей могла бы помочь мне в этом трудном деле».

Доктор Фауст часто спрашивал себя: «В чём смысл всей человеческой мудрости? И сам себе отвечал: «Высшая цель познания – приносить людям добро. Мир… плохо устроен. Надо сделать жизнь людей счастливей». И тогда он решается обратиться к людям многих стран, обладающих великой властью.

Он побывал в Лувре у Франциска Первого, посетил императора Карла Пятого, английского короля, папу римского, турецкого султана, Великого Могола и «столько королей и герцогов, что их и перечесть нельзя».

Легенда гласит:

«Все они просили у него денег и оружия. Просили его построить властью своих чар дворцы и замки, подарить им волшебных коней и соколов. Королевы и герцогини умоляли сделать их молодыми и прекрасными.

А под конец каждый из них шептал: «Убей моего врага!» Напрасно доктор Фауст говорил о своих великих замыслах:

«Я могу построить каналы, и вода побежит на пересохшие поля. Я могу пригнать облака, и они прольются дождём на землю. Я добуду в далёких землях семена многих полезных растений, доныне неведомых в Европе. Я построю прекрасные солнечные города. В них будет легко и радостно жить. Я научу людей летать по воздуху…»

Собеседники становились сразу «глухи и немы – ничто не могло тронуть их сердец».

Как же при этом выразительно посматривал на Фауста коварный Мефистофель, как же «криво он усмехался»!

Наконец, спустя годы скитаний, доктор Фауст понял, что ему следует вернуться к себе домой, в Виттенберг. В свой учёный кабинет, в свою лабораторию, к брошенным книгам…

Но не всё было потеряно, потому что, когда Фауст открыл дверь своего кабинета, он увидел Кристофа Вагнера, сидящего за столом, скрипящего гусиным пером».

        Встреча Учителя с любимым учеником была бурной и очень радостной! Да, действительно, ничего не было потеряно!

Поэт Генрих Гейне писал: «Бесконечно знаменательно явление Прекрасной Елены в легенде о докторе Фаусте». Согласно тексту оригинальной легенды Фауст вызывает «из глубины веков Елену». Как известно, археологические раскопки показали, что город Троя был разрушен и сожжён примерно в 1260 году до нашей эры. Древнегреческие легенды повествуют о Троянской войне. Сын троянского царя – юный Парис полюбил жену царя Спарты Менелая Прекрасную Елену, похитил её и увёз в Трою. Царь Менелай вместе с другими греческими (ахейскими) царями высадился на морском побережье возле города Трои. Приплыло огромное войско на тысяче кораблей. Началась десятилетняя осада…

«Обворожительный человек Франциск Первый, весёлый, так и сыплет шутками» заказал Фаусту на празднике показать знаменитую красавицу прошлого Елену Прекрасную.

Дамы и кавалеры в маскарадных костюмах собрались в бальном зале. На голове Дианы, самой прекрасной дамы французского двора, сверкал алмазный полумесяц, на поясе у неё висел колчан с позолоченными стрелами. Она изображала охотницу Диану – богиню луны.

Фауст вошёл в зал с волшебной палочкой. Когда он поднял палочку, с потолка посыпались лепестки роз и заиграла нежная музыка, запели соловьи.

Фауст предупредил, что до Елены Троянской нельзя дотрагиваться, он повторил несколько раз: «Остерегайтесь прикоснуться к Елене!» В эпоху Возрождения всем было интересно лицезреть Елену, которая была идеалом красоты античного мира.

Королю Елена очень понравилась. Однако дамы заговорили злым шёпотом, что у неё широкая, как у прачки, талия (она была без корсета).

- Взгляните, государь, какая большая нога, - засмеялась Диана. – А голова маленькая…

Но король не слушал Диану:

- Елена, богиня красоты, взгляни на меня!

Король схватил Елену за руку. Раздался громовой удар, видение исчезло. Король упал…

Вернувшись в Виттенберг, Фауст решил строить волшебный корабль, чтобы перенестись в Древнюю Грецию и «увидеть живую, настоящую Елену».

Остроносый, узкий корабль был готов: паруса из тонкой, как паутина, ткани висели неподвижно – их мог надуть только ветер времени.

Мефистофель громко возмущался:

«Право доктор, вы тащите меня за собой, как собачку на привязи. Далась вам эта Елена! По мне, любая ведьма милее. Ох, служба, горькая служба! Тащись за Фаустом, Мефистофель! Лететь к Елене за три тысячи лет назад!»

Корабль волшебный приплыл вовремя: жрецы хотели царицу Елену принести в жертву богам. Фауст быстро подбежал к Елене, поднял её на руки и «Елена исчезла из глаз». Она лежала на плече Фауста в беспамятстве и очнулась только тогда, когда корабль вернулся в Виттенберг.

С этого дня Елена поселилась в доме Фауста. Ежедневно приходили художники писать её портрет, ежедневно «ваятели изображали её в мраморе».

Проходили годы:

«Елена пела и ткала на кроснах прекрасный узор, пока Фауст трудился в своём кабинете. Но часто он покидал его и спешил на помощь к людям.

Если Фаусту случалось узнать, что где-нибудь должны казнить невинного, он спешил ему на помощь. Топор палача ломался, верёвка рвалась, пламя костра гасло, а человек, ожидавший смерти, исчезал.

- Чёрт унёс его, - в страхе говорили люди.

- Клевета! – кривился Мефистофель. – Рады взвести напраслину на чёрта. Погодите, доктор, я терплю, терплю, но уж недолго мне терпеть…»

Прошло ещё несколько лет. Однажды Мефистофель объявил Фаусту, что «двадцать четыре года прошли, минута в минуту». И он показал ему свиток пергамента с подписью на договоре. Его тон резко изменился, к доктору он впервые грубо обратился «на ты»: «Пришла твоя очередь служить мне. Берись за дело. Ты будешь изобретать орудия убийства, одно страшнее другого. Чума, землетрясение, война – всё хорошо, всё годится, пока не исчезнут люди с лица земли. Не зря я говорил тебе, что ты мне дороже всех кораблей, вместе взятых. Они способны на многое, но ты, доктор Фауст, превзойдёшь из всех».

Фауст вдруг начал расти, расти, расти: «Ты хочешь, Мефистофель, бросить меня в свой крошечный ад и думаешь, что он вместит меня? Во мне умещаются и ад, и небо, и люди, и весь мир, а ты только часть мира, самая худшая. Не тебе владеть мной».

И далее:

- Прощай, Мефистофель! – сказал Фауст. – Ни я, ни Елена не умрём, а почему – тебе не понять. Когда в будущем другой учёный будет так же неудержимо стремиться к познанию, как я, побеждая сомнения и душевные муки, про него скажут: «В нём живёт дух Фауста!»

Вдруг из очага появилась гигантская саламандра, она разинула свою пасть, выбросила длинный язык и лизнула пергамент, договор почернел, рассыпался, и на полу осталась кучка золы.

«Но в тот же миг наверху раскрылся потолок, и показалось звёздное небо. И звёзды, мерцавшие в высоте, приблизились и ослепительно засверкали.

Мефистофель скорчился от боли: «Ай, ай! Слепят глаза… Где же доктор Фауст? Скрылся, улизнул. Но куда? Назад, в Грецию, на волшебном корабле? Или вперёд, в другие времена? Уж наверно вперёд: Фауст любит неизведанное…»

Исчез Фауст, исчезла Елена… Кристофер Вагнер решил, что случился взрыв во время опасного опыта, и доктор испарился в пространство! Вагнер утешился быстро: «Хорошо, что хоть книги-то целехоньки: ведь они завещаны мне. И эта мантия тоже мне пригодится – я буду носить её, когда мне присудят звание доктора».

Кристофер Вагнер решил написать «толстую книгу о моём учителе Фаусте». Ведь книги для Вагнера были самым огромным сокровищем в мире.

В начале легенды он восклицает: «Книги, которые вы завещали мне как самому достойному из ваших учеников!»

В середине произведения, дожидаясь Учителя из странствий, Вагнер работал в его кабинете и ставил опыты в лаборатории – ни минуты без труда над научными открытиями или познаниями тайн мира! Радостно встретив доктора, он сказал: «…я за это время во многом преуспел, стал магистром, читаю лекции. Книги стоят на полках в порядке. Никому не давал читать – переплёты портятся».

В конце легенды Кристоф Вагнер садится за стол доктора Фауста и пишет крупными буквами название своей будущей книги:

«Жизнь и деяния знаменитого и достопочтимого доктора Иоганна Фауста».

Целью этой статьи является прежде всего привлечение внимания к старинным легендам, многие из которых стали не только основой, своеобразным фундаментом, но и веской причиной для возникновения научно-фантастической литературы.

В рамках небольшой статьи невозможно рассмотреть многие литературоведческие аспекты. Однако предложенный материал заставляет задуматься об огромном влиянии старинных легенд на дальнейшее развитие мировой литературы.

Материал подготовил

Георгий Милованов

На фото представлен портрет Фауста неизвестного художника