Озарённый лучами Просвещения век XVIII. И.Богданович и
Ю.Нелединский-Мелецкий
Ипполит Фёдорович Богданович (1743-1803) с молодых лет особенно тонко воспринимал несовершенство окружающей его среды. В самых ранних стихах поэта сквозит тема «мир находится на опасном пути». Молодой поэт выступает за «вечный и мудрый закон спокойствия, дружбы, любви, чести». Он клеймит позором и презрением мир, в котором царит власть денег, мир предательства и измены.
Двадцатилетний поэт долго работал над переводом «Поэмы на разрушение Лиссабона» Вольтера, опубликованном в журнале «Невинное упражнение», издававшемся Богдановичем совместно с Е.Дашковой. Именно в этой поэме автор, наблюдая страшную трагедию в Португалии, приходит к заключению, что «правды нет и выше».
В своих стихотворениях Богданович придерживается особенного стиля, наполненного сатирой, выдержанного в «народном духе», свободного от жёстких рамок классицизма – «Деньги», «Пятнадцать минуло мне лет», «У речки птичье стадо» и многие другие.
Под влиянием М.М.Хераскова во многом сформировалось художественное мироощущение поэта (он принимал активное участие в журнале «Полезное увеселение»).
Среди творчества Ипполита Богдановича центральное место занимает повесть «Душенька». Более двухсот лет именно это произведение входит в круг постоянного чтения россиян. «Душенька» написана лёгким и весёлым слогом, имеет «богатый ритмический рисунок (повесть создана разностопным «басенным» ямбом и потому сохраняет простоту и рассудительность, присущие басне), близость народному юмору, раскованность авторской интонации, вольное движение сюжета; но главное – это ощущение свежести и новизны, которое она сохраняет и поныне».
Большое влияние произведений Иполлита Богдановича на творчество А.С.Пушкина отмечалось литературоведами XVIII-XXI веков.
Повесть «Душенька» не случайно является предвестницей поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», - эти произведения проникнуты атмосферой праздничности, романтизма, трогательной грусти. Позднее Пушкин опять обратился к повести «Душенька», он взял эпиграф из произведения Богдановича для своей повести «Барышня-крестьянка»: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша».
Ипполит Фёдорович Богданович был связан с литературой «лишь косвенно или в течение сравнительно краткого времени», однако и этого оказалось вполне достаточно, чтобы внести своё имя в историю культуры.
«Блестящего и шумного успеха среди современников» он достиг только в сорокалетнем возрасте, после публикации своего центрального произведения – «Душенька, древняя повесть в вольных стихах» в 1783 году.
Ипполит Богданович
Темира
Без тебя, Темира,
Скучны все часы,
И в блаженствах мира
Нет нигде красы;
Где утехи рая
Я вкушал с тобой,
Без тебя, драгая,
Полны пустотой.
Я в печали таю,
Время погубя,
Если день кончаю,
Не узря тебя;
День с тобой в разлуке
Крадет жизнь мою:
Без тебя я в муке,
А с тобой в раю.
Если я примечу
Твой ко мне возврат,
Сердце рвется встречу,
Упреждая взгляд.
Придешь - оживляешь,
Взглянешь - наградишь,
Молвишь - восхищаешь,
Тронешь - жизнь даришь.
1790-е годы
Ипполит Богданович
Песня
Много роз красивых в лете,
Много беленьких лилей,
Много есть красавиц в свете,
Только нет мне, нет милей,
Только нет милей в примете
Милой, дорогой моей.
Если б сам Амур был с нею,
Он ее бы полюбил;
Позабыл бы он Психею
И себя бы позабыл, -
Счастлив участью своею,
Век остался бы без крыл.
В ней приятны разговоры,
В ней любезна поступь, вид;
Хоть привлечь не тщится взоры,
Взоры всех она пленит;
Хоть нейдет с другими в споры,
Но везде любовь живит.
Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий (1752-1829) был талантливым, интересным человеком. Его друг П.А.Вяземский писал о нём: «Это ещё одна из тех многозначительных и разносторонних русских личностей, которой при других обстоятельствах и более строгой распределительности способностей стало бы на образование нескольких отличных людей по отдельным отраслям духовной деятельности. В нём были зародыши и стихии замечательного поэта, отличного воина, математика и мудрого государственного человека». И далее: «Он не мог или не хотел приписать, прикрепить себя исключительно к определённому званию. Природа была к нему расточительна, и сам расточал он дары её».
Ю.А.Нелединский-Мелецкий родился в московской дворянской семье. Начальное образование получил в стенах родного дома, под руководством француза-учителя. Затем юноша был отправлен на учёбу во Францию, где получил блестящее образование в Страсбургском университете.
Достигнув восемнадцатилетнего возраста, Нелединский-Мелецкий поступил на военную службу, где проявил себя великолепным офицером. Затем стал «мудрым государственным человеком» на службе гражданской. Он дослужился при Павле I до тайного советника (третьего по старшинству чина табели о рангах).
В молодости Нелединский-Мелецкий с увлечением и много переводил из французской поэзии – Флориана, Лафонтена, Пирона. Он писал оды, басни, стихи. В историю литературы поэт вошёл своими песнями. Они были близки к народной поэзии, это были настоящие «песни признания-исповеди». Многие песни Нелединского-Мелецкого приобрели огромную популярность, например, «Ах, тошно мне…» (1791), «Если б ты была на свете…» (1796), «Выйду я на реченьку…» (1796). В те годы они исполнялись, по свидетельству Вяземского, и «красавицами высшего общества и поселянками посреди полевых трудов».
Белинский после смерти Нелединского-Мелецкого в «Литературных мечтаниях» (1834) писал: «Сквозь румяны сантиментальности проглядывало чувство и блестки таланта». Нужно особо отметить, что песни Ю.А.Нелединского-Мелецкого высоко ценили и очень любили Дельвиг, Пушкин, Бестужев и многие-многие другие поэты-современники.
Юрий Нелединский-Мелецкий
Песня (в сокращении)
Моей милыя нет,
Не глядела бы я на свет!
Что, бывало,
Утешало,
О том плачу теперь.
В любимом леску
Я питаю тоску:
Все листочки,
Все кусточки
В нём о милой мне твердят.
Представляю себе,
Говорит будто мне;
Забываюсь,
Откликаюсь
Часто на голос свой.
Здесь милой нет!
Я пойду за ней вслед;
Где б ни крылась,
Ни таилась,
Сердце скажет мне путь.
1791.
Юрий Нелединский-Мелецкий
Песня (в сокращении)
Выйду я на реченьку,
Погляжу на быструю –
Унеси мое ты горе,
Быстра реченька, с собой.
За струей струя катится
По склоненью твоему,
Мысль за мыслью так стремится
Все к предмету одному.
Чем же злую грусть рассею,
Сердце успокою чем?
Не хочу и не умею
В сердце быть властна моем.
Лучше век в тоске пребуду,
Чем его мне позабыть.
Ах, коль милого забуду,
Кем же стану, кем же жить?
Если ж ты найдешь возможным,
Силу чувств моих измерь,
И приветствием, хоть ложным,
Ад души моей умерь!
1796.
Фото - Галины Бусаровой
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-60585 от 20 января 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
***
Изданию присвоен номер ISSN: 2500-073X
Выдано Федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", Российской книжной палатой
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
При использовании материалов сайта ссылка на издание "Мир и Личность" обязательна!