Приглашаем на лекцию для архитекторов. Т.И.Куцын.

Начертания шрифтов (в сокращении)


        Как известно, современные буквы являются результатом долгих эволюций алфавита, по-видимому, от египетских иероглифов, через финикийский до греческого алфавита. Из этих форм раннего письма развились обе главные разновидности шрифта – славянский (в IX в.) и латинский (в V в.).

Древнейшие памятники славянской письменности написаны двумя отличными друг от друга алфавитами, известными под названием «кириллицы» и «глаголицы». Оба этих славянских алфавита выработались почти одновременно, причем в основу «кириллицы» легло письмо, составленное из заглавных букв, а «глаголицы» — из строчных букв. В начале XI века «кириллица» стала заменять «глаголицу».

Общим для обоих алфавитов является одинаковый порядок букв, а разнятся они в начертаниях и численных значениях букв. Оба алфавита называются церковно-славянским шрифтом и оба существовали до начала XVIII века.

До этого времени известны три способа письма: устав, употреблявшийся до XIV века, полуустав, существовавший до XVII века, и скоропись, которая постепенно, начиная с XVI века, начала заменять полуустав. Дошедшие до нас русские чертежи XVII века были надписаны скорописью.

ПетрI ввел упрощенную азбуку и назвал ее гражданской. 1 марта 1708 гола вышла первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, который в его рафинированном виде (академический, елизаветинский, пальмира и др.) широко применяется и теперь. Этот гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1710 году, является одним из самых классических примеров оригинального русского шрифта. Наличие в этом шрифте национальных особенностей несомненно. Гражданский шрифт оставался без существенных изменений до 1740 года. В дальнейшем он был видоизменен в петербургской типографии Академии, наук и приобрел новые самобытные черты.

В XVIII и в начале XIX века чертежи надписывались от руки существовавшими тогда почерками — специальных чертежных шрифтов еще не существовало. Впервые они появились в 40-х годах XIX века. Это были художественные шрифты — славянский, рондо, курсив и готический, определявшие лишь начертания букв, но не их наклон и размер. Только в середине 70-х годов прошлого столетия этот специальный шрифт, круглый или рондо, начал определять размеры и наклон букв. Этим шрифтом можно быстро исполнять довольно красивые надписи. Но шрифт рондо имеет существенные недостатки: мелкие надписи выходят грубовато и занимают много места; при размножении светокопированием тонкие отдельные элементы букв плохо отпечатываются на синьке.

Значительное место в оформлении чертежей занимают рамки. До XVIII века рамки для чертежей применялись в России как исключение, и только в 40-х годах того же века стали применяться главным образом прямые рамки, часто в виде широкой полосы, начинающейся сразу с края бумаги.

До второй половины XVIII века характерны художественные рамки, расписанные золотом и виньетками, с закругленными углами и. т. д. К началу XIX века такие рамки постепенно заменялись простыми, сохранившись главным образом в проектах, подаваемых на «высочайшее рассмотрение». Но, начиная с 70-х годов прошлого столетия, даже простые рамки постепенно выходят из употребления, о чём, в частности, написано подробно в диссертации А.А.Кузина «Очерки по истории технических документальных материалов в дореволюционной России».

В 30-х годах нашего века большое распространение в исполнении надписей в чертежах получил нормальный шрифт. В 1932 году на этот шрифт, как рекомендуемый, был установлен ОСТ 353, а с 1946 года этот шрифт уже является обязательным согласно ГОСТ 3454—46.

Трудами целого ряда советских художников в области начертания шрифтов достигнуты за последние годы значительные успехи.

Из советских художников, много сделавших в области разработки новых типов шрифтов, можно назвать следующие имена: И.А.Фомин. С.В.Чехонин, А.М.Иерусалимский, Е.Д.Белуха, Л.С.Хижинский, И.Ф.Рерберг, Б.Б.Титов и др.

Особо надо выделить работы заслуженного деятеля науки и техники проф. Д.И.Каргина; им разработан и удостоен премии на международном конкурсе шрифт антиква «эмке». Шрифт этот предназначен для художественной печати; им печатаются книги в СССР. Позже проф. Д.И.Каргиным была выполнена крупная работа, которая была доложена научно-технической конференции ЛИИЖТ в 1941 году в ней были предложены и обоснованы изменения стандартного шрифта.

Как правило, законченный рабочий чертеж сооружения должен давать не только графическое изображение конструкции, но также показывать расчетные данные, размеры, спецификации на строительные материалы, примечания и т. д., которые нельзя выразить графически.

Размеры и письменные указания на чертежах в виде отметок, примечаний, указаний, заголовков и т. п. объединяются одним общим названием надписи.

Изучение шрифтов является одной из важнейших фаз подготовки по архитектурному и инженерному черчению.

Качество чертежа резко снижается небрежным и неправильным шрифтом. Такая небрежность не внушает доверия к правильности чертежа, а неясные цифры и знаки часто приводят к серьезным недоразумениям и ошибкам.

Надписи слишком крупные или состоящие из букв, имеющих жирные элементы, выпирают из чертежа, а надписи слишком мелкие или бледные проваливаются.

Как правило, все надписи на чертежах, за исключением крупных заголовков, должны быть сделаны от руки, четко и красиво, удобным для быстрого исполнения шрифтом.

Хорошее исполнение шрифта связано прежде всего с внимательным его изучением, длительной практикой и не зависит ни от хорошего почерка, ни даже от художественной способности исполнителя.

В соответствии со способом выполнения различаются две основные группы шрифтов: шрифты, выполняемые от руки, и шрифты, выполняемые построением.

Все имеющиеся многообразные шрифты, применяемые на практике, можно разделить на три вида: 1) нормальный, 2) романский и 3) брусковый шрифт.

По каждому из распространенных типов шрифтов имеется большое число вариантов, но сохраняется общий облик, очень близкий к своего рода «графическому среднему».

В рукописных шрифтах часто наблюдается, как и в почерке, некоторая индивидуальность исполнения, что является вполне естественным; однако надо следить, чтобы не было отклонения от основных форм и пропорций букв.

Что касается механических приспособлений для начертания шрифтов, то необходимо отметить, что они нежелательны, так как дают застывшие, неуклюжие буквы, неэффектные надписи и снижают художественное качество шрифтов.

Основным требованием шрифтовой графики является ясность форм букв и легкость их чтения.

Всякий хороший шрифт должен удовлетворять следующим условиям графического порядка:

1) индивидуальность форм букв, т. е. такая характерная особенность каждой буквы, которая гарантировала бы от всех ошибок при их чтении, независимо от размера букв, и исключала бы возможность принять одну букву за другую;

2) простота начертания форм букв, доступность графики, отсутствие лишних, обременяющих элементов;

3) строгость и законченность форм, обеспечивающие красоту и изящество шрифта;

4) ритмичность шрифтовой графики, т. е. закономерность как в чередовании элементов отдельной буквы, так и при объединении букв в слова.

Так как проектные организации никогда не передают на производство подлинники чертежей, то при выборе шрифта следует руководствоваться следующими указаниями: а) при размножении чертежей светокопированием надо выбирать для чертежей такой шрифт, в котором отсутствует чередование толстых и тонких линий, так как последние нередко пропадают на синьке и в результате надпись становится неудобочитаемой; б) при размножении чертежей фотокопированием все линии на фотокопиях при сохранении размера чертежа несколько утолщаются; для получения четкого изображения на уменьшаемой фотокопии следует в оригинале несколько увеличивать размер шрифта и промежутки между буквами и словами.

Как было уже сказано, шрифты бывают рукописные и вычерчиваемые. Высокие требования, предъявляемые к рукописным шрифтам, выдержаны в очень распространенном, так называемом нормальном шрифте.

Из вычерчиваемых шрифтов следует отметить шрифты зодчего и романский, обладающие классичностью форм и имеющие большое применение в архитектурных и инженерно-строительных чертежах.

В зависимости от наклона к горизонтальной строке существует подразделение шрифтов на вертикальные и наклонные. Симпатии проектировщиков разделяются между вертикальными и наклонными шрифтами. В защиту применения вертикального шрифта можно сказать, что на чертеже среди большого количества линий различного наклона всегда преобладают вертикальные линии, с которыми лучше всего гармонирует вертикальный шрифт. Поэтому на архитектурных чертежах проектировщики, обычно отдают предпочтение вертикальному шрифту, более четкому, хотя и более сложному для выполнения, чем наклонный.

Наклонный шрифт по характеру исполнения больше всего приближается к привычной нам скорописи. Сторонники этого шрифта утверждают, что в рукописных шрифтах несомненно легче достигнуть одинакового наклона элементов букв, чем их строгой вертикальности. В то же время малейшее отклонение от вертикали улавливается значительно легче, чем от любого заданного наклона, тем более, что на чертеже преобладают вертикальные линии, воспринимаемые глазом одновременно с надписями. А если учесть, что наклонный шрифт сильнее контрастирует с доминирующими линиями чертежа, благодаря чему надписи свободно выделяются на чертежах и легко читаются, то станет понятным большее преобладание наклонных шрифтов во всех рабочих чертежах. Проектировщик должен уметь одинаково свободно владеть и вертикальным и наклонным шрифтом.

Нельзя дать общих правил, устанавливающих ширину или высоту букв, общую для всех шрифтов. Высота фиксируется и бывает обычно постоянной для отдельных строк или абзацев данного шрифта, а ширина нормальных букв является функцией их высоты. Как известно, в алфавите не все буквы и цифры имеют одну и ту же ширину по сравнению с высотой. Если принять за единицу измерения ширину буквы Н, то, например, буква Ж или Ш будет всегда шире, а цифра 1, наоборот, уже. Как в вертикальном, так и в наклонном шрифтах каждая обычная буква (например, Н) должна иметь определенное соотношение между шириной и высотой, которое для нормального шрифта составляет примерно 2/3. Шрифты, у которых соотношение ширины и высоты будет меньше вышеуказанного, называются сжатыми, или плотными, и часто применяются, когда необходимо вместить определенное число слов в одной строке.

Шрифты с буквами, имеющими ширину больше обычной, называются растянутыми, или широкими. Эти шрифты применяются в том случае, если имеется лишь несколько слов и необходимо заполнить всю строку. Применение широких букв с небольшими промежутками между ними часто очень хорошо решает эту задачу.

Так же разнообразно и соотношение между толщиной обводки букв и их высотой. В стандартном шрифте это соотношение равно 1/8, а в других шрифтах оно колеблется от 1/20 до 1/1. Шрифты с тонкой обводкой (т. е. толщиной основных элементов букв равной 0,2 мм) называются тонкими, или скелетными, а шрифты с жирной обводкой называются жирными, или темными.

Как начинающие проектировщики и конструкторы, так и профессионалы должны помнить, что для получения хороших надписей необходимо строго сохранять горизонтальные и вертикальные пропорции букв, в особенности, если буквы вычерчиваются в большом масштабе.

Для того чтобы буква или цифра производила впечатление устойчивости, нужно, чтобы ее основание казалось более тяжелым, чем верхушка. В буквах, имеющих горизонтальную разделяющую линию, следует проводить эту линию чуть выше середины буквы (на величину от 1/4 до полной толщины основного элемента), благодаря чему верхняя часть буквы получается меньше, чем нижняя.

В настоящее время очень распространенным в проектной практике является нормальный шрифт. Этот шрифт относится к группе рукописных шрифтов, так как его буквы не рисуются и не вычерчиваются, а пишутся. Он допускает очень быстрое выполнение и в то же время приятен по внешнему виду. Шрифт этот может быть прямым и наклонным.

Составными элементами этого шрифта являются только прямые линии и части круга (в вертикальном шрифте) или овала (в наклонном). Толщина обводки всех элементов букв одинаковая.

Для хорошего изображения букв нормального шрифта (как и большинства других) должны быть выдержаны следующие пять правил:

1) писать, строго следуя указанному направлению и порядку проведения штрихов, составляющих отдельные элементы букв; 

2)  обязательно наносить направляющие карандашные линии;

         3) строго выдерживать заданный наклон букв шрифта;

4) строго соблюдать конструкцию каждой буквы и выдерживать соотношение между шириной и высотой;

5) выдерживать равномерное расстояние между буквами, т. е. такое расстояние, чтобы глазу оно казалось одинаковым.

Наклон продольной оси букв этого шрифта составляет с горизонталью угол в 75°. Он достигается применением двух чертежных угольников в 30° и 45° или создается соотношением 1:4; для этого на горизонтальной линии откладывают одну единицу произвольной длины и четыре точно такие же на вертикали, к ней, затем конечные точки соединяют прямой.

Толщина обводки элементов букв, как видно из этой таблицы, составляет приблизительно 1/8 часть высоты. Однако этот размер надо считать максимальным; очень хорошие надписи получаются при толщине обводки в 1/10 часть высоты.

Если надпись состоит из заглавной и строчных букв, то толщина обводки заглавной буквы принимается равной толщине обводки строчных.

Как известно, все буквы шрифтов делятся на две основные группы: 1) заглавные и 2) строчные.

Цифры выделяются в отдельную третью группу.

При рассмотрении конструкции букв стандартного шрифта будем называть наклонными элементы букв, проведенных под 75° к горизонтали (соответствующие отвесным линиям в вертикальном шрифте); элементы же, наклоненные под другими углами, будем называть диагональными.

Все заглавные буквы разбиты нами на пять характерных групп:

1- я характерная группа состоит из букв с сочетанием наклонных, горизонтальных и диагональных элементов; здесь верхняя часть должна быть равна половине ширины буквы; между верхним горизонтальным и диагональным элементами скругление должно быть очень небольшим; все три буквы (А, Л, Д) должны иметь точно одинаковые контуры;

2- я характерная группа составлена из букв, имеющих горизонтальные, наклонные и кривые линии; особенно тщательно надо упражняться в соединении кривых и касательных для того, чтобы добиться плавного перехода при их соединении;

3- я характерная группа состоит из букв, имеющих только горизонтальные и наклонные элементы; исполнитель всегда должен тщательно соблюдать правило устойчивости, т. е. делать верхнюю часть буквы меньшей, чем нижняя;

4- я характерная группа имеет буквы с наклонными и диагональными элементами; особенно тщательно надо упражняться з начертании диагональных линий в К и Ж;

5- я характерная группа состоит из букв, имеющих в основном только кривые линии.

На практике установлено, что по ряду соображений заглавные буквы более употребительны, особенно при уменьшенных репродукциях, так как в уменьшенном виде они выглядят лучше строчных. При пользовании одними заглавными буквами высота малых заглавных должна быть равной 4/5 высоты заглавных букв, но чаще выполняют все буквы одной высоты.

Однако для надписи, выполняемой строчными буквами, затрачивается меньше времени, чем для надписи, выполняемой заглавными буквами.

Второе место после наклонного рукописного шрифта занимает вертикальный рукописный шрифт.

«Шрифт зодчего» многими специалистами шрифтовой графики признается шедевром простоты, изящества и строгости. Он пригоден для основных надписей на всякого рода инженерных и архитектурных чертежах, в особенности на выставочных (например, в конкурсных проектах), а также и на чисто технических (например, в заглавных листах рабочих строительных чертежей).

Романский шрифт принято считать основой других шрифтов. Так же как и шрифт зодчего, он является одним из самых красивых шрифтов и характеризуется большой простотой, четкостью очертаний и легкостью чтения. Это наиболее выразительный и строгий из всех вертикальных шрифтов. Однако надо заметить, что по выполнению этот шрифт является довольно трудным.

Романский состоит из сочетания (равномерного чередования) тонких и жирных элементов, что объясняется потребностью ритма. Малейшее нарушение правильности этих сочетаний или форм составных элементов букв сразу же дает себя чувствовать.

Главнейшие отличительные особенности графического порядка в романском шрифте состоят в следующем:

1. Единицей измерения каждой буквы и цифры является модуль, представляющий собой величину, равную 1/7 высоты буквы.

2. Все буквы шрифта по ширине можно разбить на 10 групп, представленных ниже в таблице.

3. Все жирные элементы букв равны по толщине одному модулю, тонкие — не более 1/4 — 1/3 модуля.

Все горизонтальные элементы делаются тонкими линиями.

4. Все элементы букв как жирные, так и тонкие заканчиваются подсечками («шпорами»), выступающими, как правило, в каждую сторону на один модуль.

Углы, образующиеся в «шпорах», смягчаются дугами, обеспечивающими плавный переход.

5. Капли на концах тонких элементов цифр 6,9, 3 и буквы 3 в своей круглой части имеют диаметр в один модуль (иногда принимают 0,75 модуля).

Существует также целый ряд чертёжных шрифтов, которые рекомендуются к применению в технике и архитектуре.

Шрифты римский и пиранези построены по шкале, единицей которой в первом из них служит 1/7 высоты, а во втором – 1/9. Это облегчает возможность точно выдержать пропорции букв заголовков.

Шрифт академический представляет собой прекрасный образец русского шрифта. Он построен на основе изучения гражданских шрифтов петровского периода и лучших позднейших образцов.

Шрифт железнодорожный относится к группе растянутых (широких) шрифтов. Буквы его по высоте сильно сжаты.

Шрифт промышленный воспроизведен при помощи квадратной сетки, у которой каждая сторона квадратика равна 1/10 части высоты буквы. Все элементы букв могут быть вычерчены при помощи циркуля и линейки. Этот шрифт рекомендуется и для надписей на изделиях промышленности.

Шрифт зубчатый следует отнести к числу очень нарядных шрифтов. В основу его взят вертикальный нормальный шрифт с подсечками («шпорами» или «зубьями») на каждом элементе буквы. К размерам и форме этих подсечек предъявляются особые требования, так как несоблюдение формы и размеров подсечек сильно изменит характер и четкость шрифта. По усмотрению исполнителя этот шрифт может быть воспроизведен как рельефный, со светлым или темным оттенением, а элементы букв залиты тушью или краской целиком или частично.

Шрифты брусковые представляют собой буквы, составленные из прямых и кривых полос-брусков, одинаковой ширины, легко воспроизводимые на чертеже: необходимо разграфить вспомогательную квадратную сетку. Затем вспомогательную сетку вытирают и элементы букв оставляют пустыми, в виде контуров, иногда же заливают тушью или закрашивают жидкой сепией. Для подготовки надписи можно использовать миллиметровку, поэтому этот шрифт требует для исполнения чрезвычайно мало времени по сравнению с другими шрифтами.

Шрифты архитектурные часто применяются для мелких надписей и цифр высотой менее 7 мм.

Художественные шрифты часто используют в конкурсных и выставочных архитектурных проектах.

Особое внимание специалистов приковано к изображению «инициальной буквы». Для декоративного алфавита инициалов рекомендуется использовать шрифт зодчего или романский. Естественно, что пейзажи для букв в зависимости от характера проектируемого объекта исполнителем выбираются самостоятельно. Общие размеры и детали, инициальных букв и их расположение исполняются для каждого чертежа отдельно в зависимости от его назначения, общего размера и места, оставленного для надписи. Однако надо всегда помнить, что такие титульные буквы носят индивидуальный характер, должны быть строго согласованы с содержанием проекта и не могут быть рекомендованы для широкого применения.

В заключении хочется поговорить о чертежных инструментах и материалах.

Для выполнения шрифтов достаточно иметь следующие материалы:

1) карандаши НВ, Н или 2Н,

2) резинку,

3) чертежную бумагу,

4) рейсшину,

5) чертежную доску,

6) треугольник для шрифтов,

7) ручку и перья,

8) тушь.

Карандаш для выполнения шрифтов должен быть мягким, чтобы при проведении линии не оставалось на бумаге углубления в виде борозды, весьма трудно уничтожаемого. Карандаш должен быть зачинен конусообразно, причем сначала острым ножом срезается дерево, примерно на 32 мм от конца, пока не обнажится графит на 8 мм. После этого обнаженный графит трется о наждачную бумагу мелких номеров, приклеенную к тонкой дощечке. Когда при работе кончик карандаша становится широким, его снова затачивают на наждачной бумаге.

При начертании букв карандашом надо привыкнуть вращать его между пальцами после проведения нескольких штрихов, чтобы этим поддерживать симметричную форму острия.

Для того чтобы при выполнении букв в туши делать элементы их одной толщины, важно правильно выбрать перья; тогда можно добиться получения жирных линий для больших букв и тонких — для малых. Выбор пера для начертания надписи определяется размером и стилем букв, сортом бумаги, качеством и характером ее поверхности.

Исполнитель, стремящийся усвоить технику быстрого и красивого исполнения букв, сам на опыте скоро научится разбираться, какое перо лучше всего будет отвечать его требованию.

Для выполнения надписей рукописным шрифтом применяются:

1) чертежные и простые перья,

2) обыкновенный чертежный рейсфедер и

3) специальные перья.

При помощи чертежного пера можно сделать надпись высотой от 1,5 до 3,5 мм. Надписи высотой от 3,5 до 7 мм могут быть исполнены простыми перьями. Однако требуется некоторая практика, чтобы достигнуть при помощи этих перьев однородной толщины линий, особенно для более крупных размеров букв. Перья желательно снабдить тушедержателями, надеваемыми на перо для удержания большого количества туши. Перо не следует макать в тушь, а надо наливать тушь непосредственно под тушедержатель.

Легче работать рейсфедером, который дает штрихи однородной толщины. При помощи рейсфедера можно выполнять шрифты любого размера, начиная от 1,5 до 10 мм высотой.

Неплохой результат можно получить, если делать обводку при помощи стеклянных перьев-трубочек. Это — простые, полые внутри стеклянные трубочки с оттянутым кончиком. Их нетрудно изготовить самому. Они бывают разной длины (от 13 до 20 см), а диаметр тонкого конца может быть от 0,5 до 3 мм. Работа такими трубочками не представляет затруднений.

Очень удобно делать обводку при помощи самодельного пера из деревянной березовой щепы, обструганной в виде лопаточки требуемой ширины. Но работа при помощи деревянного пера требует известной сноровки для равномерного регулирования количества стекаемой туши.

Перо, хорошо отшлифованное в работе, ценится выше нового: оно часто бывает послушнее, эластичнее, и его надо' беречь, как ценный инструмент. Перо надо держать чистым, так как тушь вызывает коррозию металлического пера и делает его непригодным.

Чтобы устранить в законченной работе замеченные ошибки, нужно сделать подчистку, но только после полного высыхания туши. Если подчистка делается специальным скребком или бритвенным лезвием, движение руки должно быть легким, без нажима, с постоянным изменением направления движения, чтобы слои бумаги снимались равномерно. Хорошие результаты дает вытирание резинкой с движением руки только в одном направлении.

Подчищенное место шлифуется или костяной лопаточкой, или просто кусочком плотной бумаги. При возобновлении надписи на подчищенном месте, во избежание растекания, тушь берется в минимальном количестве.

Для реставрации слоя бумаги при неудачной подчистке надо наскрести бритвой бумажной пыли из того же сорта бумаги, смешать его с клейстером из картофельной муки до пластической консистенции, смазать поврежденное место, дать просохнуть и затем, удалив осторожно лишний слой, зашлифовать и возобновить надпись.

1949 год