Пусть всегда будет небо! Боевой публицистический жанр


           В политическом плакате работает большая армия художников. Почётен и ответственен труд художника-агитатора, художника-публициста, каким является труд художника политического плаката.

 К сожалению, не все плакатисты относятся к своему творчеству достаточно требовательно. До сих пор наряду с художественно-яркими, оригинальными плакатами встречаются шаблонные, упрощённо-схематические работы, выполненные на низком профессиональном уровне. Иногда авторы надеются прикрыть недостатки своего мастерства большой и важной темой.

Нередко приходится сталкиваться и с тем, что плакат хорошо задуман, но выполнен слабо. Особенно бывает обидно за способных художников, обладающих творческой энергией, хорошими свежими мыслями, но разманивающих свои творческие силы на «поточный метод» изготовления плакатов, забывая зачастую об их качестве.

В последнее время всё чаще можно услышать споры о том, каким должен быть политический плакат, какая из его форм больше всего отражает нашу эпоху – эпоху бурных преобразований, больших открытий и достижений. Проблема поиска новой формы, наиболее полно выражающей романтику наших дней, волнует художников-плакатистов.

Плакаты нельзя решать буднично и иллюстративно, пассивно-созерцательно. Они требуют большого эмоционального заряда, монументального звучания.

Можно ли канонизировать представление о форме плаката, дать рецепт его изготовления? Конечно, нет. Только творческое, вдохновенное отношение к жизни, к идейному смыслу изображаемого поможет художнику в данном вопросе. И если сюжетно-образное решение и все изобразительные средства, применённые художником, соответствуют конкретной агитационной цели, то перед нами – политический плакат. Соответствие формы содержанию – это единственно правильный критерий оценки политического плаката, как и всякого другого произведения искусства. Никаких канонов в плакате быть не может, и это подтверждается работами многих плакатистов, которые говорят о разнообразных творческих поисках, богатстве индивидуальностей, стремлении авторов как можно глубже постигнуть природу и специфику плакатного искусства. Каждый плакатист работает в той манере и в тех жанрах плаката, которые соответствуют его темпераменту и характеру дарования.

Молодёжь стремится сказать в плакате своё слово, найти свой почерк. Самобытность дарования большинства молодых художников сказывается и в подходе к теме, и в её решении.

Свежий, остроумно задуманный, графически обобщённый плакат Н.Чарухина «Пусть всегда будет небо!» переиздавался несколько раз, его знают далеко за пределами нашей страны.

После поездки Н.Чарухина на одну из комсомольских строек родился романтически-приподнятый, символически решённый плакат: «Рей как знамя над нами, алый парус мечты!», навеянный любимой песней молодёжи «Бригантина». Художник нашёл по-плакатному лаконичный, метафорический образ: белые палатки с развевающимися над ними алыми парусами зрительно напоминают корабль, несущийся по волнам. Алый парус мечты зовёт молодёжь к новым свершениям во имя Родины. Раскрытию замысла художника способствует удачное цветовое решение плаката, где белые палатки с алыми парусами в сочетании с тёмным, пролессированным серой, синей, зелёной красками фоном придают ему глубоко оптимистический характер.

Однако плакат вызвал много различных суждений. Прежде всего не удовлетворяет зрителя несовпадение пластического решения палаток и парусов – палатки мало обобщены, несколько «заземлены», не дорастают до символа. В целом же плакат, безусловно, оригинален по замыслу и исполнению.

       Декоративные яркие работы создаёт художник К.Каракашев. В его плакатах широко используется символика, метафора. Работы Каракашева ударны, лаконичны, хорошо запоминаются. Они полны публицистической заострённости. Всеобщее признание во время Конгресса мира в Хельсинки получил его плакат «Миру-мир». Посвящён он актуальнейшей проблеме сегодняшнего дня – защите мира во всём мире. Автор удачно использовал художественные достоинства русского народного лубка, его цветовую насыщенность, символичность, сказочную метафоричность, глубокую народность и правдивость. Ярко светит над миром улыбающееся сказочное солнце – символ света и мира, пронизывая своими разноцветными лучами весь плакат. Руки – белая, чёрная, жёлтая, олицетворяющие человечество, отстраняют чёрную, зловещую тучу войны. Мажорные, контрастные цветовые сочетания придают плакату жизнеутверждающий, радостный настрой.

Работы художников показали, что рамки специфики плакатов широки. Совсем не обязательно лишь графическое, плоскостное его решение. Оно может быть живописным и не менее от этого плакатным.

Мы видели творческие отчёты о командировках художников-плакатистов И.Каленской, В.Каленского, К.Иванова, М.Хейфица, О.Савостюка и Б.Успенского. Очень приятно бывает на таких отчётах убедиться, что художники много работают над повышением своего мастерства, пишут этюды, портреты. Всё это, несомненно, помогает им в работе над образами их будущих плакатов. Непосредственное знакомство с жизнью обогащает и впечатляет художников намного больше, чем любой журнал русского или иностранного происхождения. К сожалению, некоторые молодые авторы почти не покидают своих мастерских и дальше издательства никуда не ходят и не выезжают. Обидно, когда талантливый мастер превращается в хорошего ремесленника. От этого хочется предостеречь нашу молодёжь.

Плакатист А.Добров известен интересными работами. Это способный художник. Однако некоторые его работы вызывают досаду. В чём неудача плаката Доброва «Быть всегда начеку!», посвящённого советским танкистам? В основном в том, что плакат производит впечатление чего-то уже виденного, пройденного, и не по стилистическим особенностям, а по образному состоянию. Художник изобразил бронированный кулак, в который вписал танки. Вероятно, само образное решение плаката неправильно. Наша армия, стоящая на страже мира, никому не угрожает, и бронированный кулак в данной теме неприемлем.

На низком идейно-художественном уровне выполнен плакат В.Воликова «Над миром сияй, трудовой Первомай!» Он слаб по рисунку, вялый в цвете. Замысел автора не ясен. Недопустимо, чтобы к такой впечатляющей дате, как Первомай, автор давал абсолютно незавершённую работу.

Недостатков в работе плакатистов-художников немало, и на это не надо закрывать глаза.

А чтобы их ликвидировать, прежде всего, нужно работать много, упорно, настойчиво, бережно развивая всё то положительное, что уже найдено мастерами плаката, вдумчиво искать новые, яркие образные решения.

Не надо доказывать, что талант, мастерство, подлинный артистизм также необходимы плакатистам, как и художникам любого другого жанра. Но есть одно качество, которым, как никто другой, должен обладать художник-плакатист – это острота политического мышления. Гражданская и художественная ответственность художников-плакатистов, художников-публицистов сейчас особенно возрастает. Их успех во многом будет зависеть от творческой, дружеской взаимопомощи, от профессиональной и гражданской совести.

М.Дмитриева, 1966 год

На фото представлен плакат советских времён