Михаил Панфёров. Интервью с вокалистом группы «Республика»

Часть 2


РГ«МиЛ»: Какие критерии «формата» существовали в отечественной медиаиндустрии в разные годы, и с чем это связано?

Михаил Панферов: Я считаю, если музыка, которую пишут авторы, находит ключик к сердцу слушателя, то совсем не важно, в каком стиле она написана, жанре или даже формате, как сейчас принято говорить – вот ЭТО самое главное! Ведь шоу-бизнес – это зеркало нации! Отражение той действительности, той правды жизни, в которой мы живем, и ментальности народа, включая его культурно-эстетическое воспитание. Мы – русские, люди своеобразные, скажем так. Очень эмоциональные и в то же время душевные. Мы относительно недавно живем в современной России и за это время мы получили целое поколение очень современных, креативных и продвинутых во многих смыслах людей. И у нас при этом за плечами огромная история Советского Союза - сильнейшей страны с Великой литературой, музыкой, балетом, спортом, если хотите! Наши бабушки и дедушки были очень воспитанными и послушными людьми, по большому счету. С очень правильными взглядами и ориентирами! И я думаю, что во многом благодаря такому вот культурно-эстетическому пласту и сформировалась Советская эстрада. Это был жанр удивительного и высокопрофессионального искусства, который состоял из многочисленных и совершенно гениальных композиторов, поэтов, музыкантов, певцов и артистов. Все эти талантливые люди сделали все возможное, чтобы наполнить этот жанр всеми человеческими ценностями, чувствами и эмоциями, которые нам так необходимы в сегодняшнем мире.  И надо отдать должное, что у них это получилось, причем на века! Это великая музыка и великая поэзия!  Обратите внимание на то, что слова, которые пелись в песнях, назывались раньше - стихами, а теперь – просто слова. Тогда говорили: «автор стихов к песне - такой-то», а сейчас говорят: «слова - такого-то». Советскую песню от современной всегда отличали стихи, красивая интересная мелодия, определенная музыкальная эстетика. Но Времена меняются и это нормально, меняются вкусы, тенденции, появляются новые жанры, огромное количество различных музыкальных стилей. И все это прекрасно! Это – жизнь, движение, так и должно быть! Когда в 90-х нагрянули кардинальные перемены в нашей стране - поднялся железный занавес, люди вдруг поняли, что им стало скучно, им захотелось одного, другого, пятого и десятого - и это тоже все в порядке вещей! Эти перемены, к сожалению или к счастью - не могу сказать, не могли не отразиться на музыкальной культуре. И уже тогда музыка стала меняться, в ней отражалась социальная проблематика общества, что, в свою очередь, породило огромное количество артистов, пришедших на сцену благодаря людям, которые хотели хорошо заработать на «ветре перемен». И им это прекрасно удавалось, надо сказать! В дальнейшем, таких людей будут называть простым известным американским словом – продюсер! Таким образом, эстрадный век артистов сменился на эпоху продюсеров и шоу-бизнеса! Очень многое кардинально поменялось – музыка стала, как я уже говорил, отражением той правды жизни и действительности, в которой начал жить русский народ в начале 90-х. Ему необходимы были такие музыкальные группы как «Кино» и «Ласковый Май», а новоиспеченные продюсеры делали все возможное, чтобы явить народу новых героев. Таким образом появился новый музыкальный формат отечественной поп и рок-музыки. Пока наш народ привыкал к новой жизни, ему «навстречу» приходили новые артисты, формировался так называемый шоу-бизнес 90-х и 00-х. Музыка стала более легкой, понятной и близкой каждому русскому и очень часто низкокачественной!  Вследствие этого появились серьезные издержки – на профессиональную сцену стали выходить дилетанты и посторонние для нее люди, которые по желанию широкой публики становились их музыкальными кумирами. Советская эстрада, для многих, к сожалению, осталась в прошлом. Но спустя какое-то время мы все чаще и чаще слышим от самих себя критику в адрес современной отечественной музыки – мол, вот, развалили эстраду! А теперь смотреть невозможно! Как надоели эти «поющие трусы»! Вот теперь и хочется спросить, кто ее развалил? И развалил ли вообще? Конечно, мне, человеку поющему, с профессиональным музыкальным образованием Эстрадно-Джазового училища им. Гнесиных и Института Современного Искусства, выпускнику лучших в нашей стране педагогов по вокалу – В.Х.Хачатурова и Н.З.Андриановой, наблюдать такое, по меньшей мере, обидно, а в особых случаях даже неприятно, да простите меня за мою нескромность и излишний пафос! Но, хочу сказать, что на сегодняшний день, и за последние лет 6 примерно, мы можем видеть невероятные положительные изменения в нашей отечественной поп-музыке! Появилось немалое количество молодых талантливых креативных исполнителей, авторов и аранжировщиков, мы стали писать и выпускать очень качественную, профессиональную и интересную музыку, способную, на мой взгляд, даже конкурировать с западной. Полюбившийся многим Проект «Голос» на Первом канале, опять же! Различные телешоу! И вот уже меня вновь стала переполнять гордость за нашу музыку и за нашу страну в целом! Кстати, я думаю, что качество отечественного музыкального продукта развивалось параллельно с качеством уровня жизни и целеустремленности нашего народа.    

РГ«МиЛ»: Какой «формат» диктует современный музыкальный рынок? 

Михаил Панферов: На сегодняшний день наш музыкальный цех делится на две категории: ультрасовременных артистов и более или менее консервативных. Есть такая молодежная тема, которая пошла в народ, и это является отражением нашей действительности, нашей современности, и всего того, что нас сегодня окружает. Это все здорово! Вторая категория – это ребята, которые еще, скажем так, занимаются эстрадой, но делают это современным способом: придумывают различные аранжировки, экспериментируют с вокалом. Но и те, и другие вынуждены подстраиваться под определенный музыкальный формат, который диктует нам медиа индустрия. В каких-то случаях мы можем столкнуться с откровенной вкусовщиной, и это очень печально. Когда, например, сидит человек на радио, от которого зависит, возьмут ли песню в ротацию, и из-за его вкусовых предпочтений песню на радио не берут. Таким образом, мы теряем огромное количество прекрасных исполнителей. Группе «Республика», например, уже больше 10 лет, но мы всегда находимся в поисках какого-то своего «я». Мы – смешанный коллектив, у нас есть и мальчики, и девочки, и в этом заключается как сложность, так и достоинство нашей группы. Сложность состоит в том, что очень непросто найти такую золотую середину в музыкальном звучании, чтобы это было современно и радийно, и в том числе, чтобы можно было применить голоса.

Мы вынуждены прятать свои голоса. И не потому, что мы не умеем петь или у нас песни не те, а потому что радийный формат имеет определенные законы, и любой артист должен это иметь в виду.

РГ«МиЛ»: Какой музыкальный проект, по Вашему мнению, позволяет действительно талантливым вокалистам раскрыть свой творческий потенциал?

Михаил Панферов: Действительно потрясающий Проект «Голос», который уже 5 лет бомбит эфиры и рейтинги на Первом канале, очень нужный и долгожданный, его ждали не только молодые исполнители, но и наша российская публика, заметно подуставшая от музыкального ширпотреба. А тут народу показали, что есть еще и голоса у нас, и ничуть не хуже, чем там, на западе. У меня огромное количество друзей принимало участие в проекте «Голос», и, признаюсь, я сам ходил туда на кастинг, но, скажем так, сделал не все, что от меня зависит. Я пришел с некоторой неуверенностью, так как не представлял, как этот проект по времени можно совмещать с проектом «Республика». Знаю артистов, которые говорят: «Ой, кастинги! Ой, чего я там забыл?» Лично мне такой скептический настрой вообще непонятен, потому что, во-первых, тебя увидит и узнает вся страна. Я вот сейчас попозже скажу, что тебя забудут, но то, что тебя узнают – это факт. Это совершенно уникальная возможность, шанс приобрести новые знакомства, новых друзей, найти композиторов, а, самое главное, свою публику и продюсера. Без продюсера, каким бы ты ни был талантливым артистом, строить музыкальную карьеру практически невозможно. Сейчас такая эпоха – продюсеров. В советское время в музыке была эпоха артистов. Артисты, спортсмены, космонавты – они были небожители. Еще один важный момент: рано или поздно каждый певец сталкивается с одной и той же проблемой – где найти песню. Тот хит, который бы пела вся страна. Например, песни «Рюмка водки на столе» или «Между нами тает лед» – это на сегодняшний день мега-хиты, это реально музыкальные шедевры. Кто-то может меня сейчас осудить, но я уверен, что каждый артист мечтает о таком успехе. Так вот над производством таких хитов и работают все наши артисты.

РГ«МиЛ»: Насколько важен этап подготовки и выпуска альбома для поддержания популярности того или иного артиста в современных условиях музыкального рынка?

Михаил Панферов: На самом деле, такое понятие, как альбом, немного устарело. Если раньше, например, артисты зарабатывали с записей пластинок и альбомов, то сейчас все зарабатывают концертной деятельностью. Это и в России, и на Западе так. Потому что сейчас у слушателей есть интернет, и существует огромное количество способов скачать музыку. Продажа альбомов, конечно, приносит исполнителю какой-то доход, но совсем не такой, как раньше.

РГ«МиЛ»: Присутствует ли элемент везения в формировании популярности артиста?

Михаил Панферов: Конечно, элемент везения всегда присутствует. От этого и пошла фраза «как звезды встанут». Безусловно, везение и удача должны присутствовать, но – опять же– если ты не стоишь на месте, если ты мечтаешь, творишь и много работаешь, если ты находишься в постоянном движении, то удача рано или поздно тебе улыбнется. И если судьба тебе дает шанс стать популярным, то ты этот шанс просто обязан использовать! Ты должен укреплять свои позиции и, благодаря своему музыкальному материалу, становиться еще круче! Вообще я фаталист по жизни, я верю в судьбу и верю в то, что там сверху уже написана какая-то история. Я вот верю в это. А наша задача – просто услышать и увидеть те знаки, которые нам дают свыше.

РГ«МиЛ»: Вы бы хотели выходить на сцену драматического театра чаще, с большим количеством ролей?

Михаил Панферов: Мне бы очень хотелось играть в драматических спектаклях. У меня в жизни два раза была возможность поступить в театральный институт на актерский факультет. И я жалею, что я этого не сделал, что не получил профессионального актерского образования. Конечно, впоследствии я его как бы получил, благодаря курсам, занятиям с друзьями-актерами, благодаря театру Моссовета. Вот когда актеру задают самый такой банальный вопрос: «Вы, наверное, мечтаете Гамлета сыграть?», я не могу сказать, что я об этом мечтаю. Нет у меня такой мечты – сыграть Гамлета! Я очень люблю театр, и мне не важно Гамлета ли ты играешь, либо эпизодическую роль – это все равно интересно. Это творчество, и здесь очень важно серьезно и ответственно подходить к своей работе. Ты должен не только сам получить удовольствие от того, что ты делаешь, но и доставить удовольствие зрителю – вот такая гармония, мне кажется, настоящее счастье!

РГ«МиЛ»: Как вокалист Вы выступаете сольно?

Михаил Панферов: Я иногда выступаю сольно. В моем репертуаре кавера на мировые хиты. Это песни группы «Би Джиз», Тома Джонса, группы «Европа» и многие другие. Будущей осенью планируется мой сольный концерт, который будет называться «Диско-мюзикл». Это будет концертная программа, состоящая, по большей части, из самых популярных и любимых арий. Я буду исполнять арии из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» – арию Иисуса, Иуды и даже арию Ирода! Буду петь арию Гренгуара из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», арию Ромео из мюзикла «Ромео и Джульетта», прозвучат и другие хиты. В концерте примут участие несколько моих друзей из проекта «Голос», из театра Моссовета, артисты мюзиклов. Все это будет тесно переплетаться как по смысловому содержанию, так и по музыкальной стилистике с эстрадными песнями – советскими и современными. Переплетаться и перерастать в большую дискотеку. Это будет театрализованный концерт.

РГ«МиЛ»: Что для артиста важнее – индивидуальность или талант? В чем заключается Ваша индивидуальность как вокалиста?

Михаил Панферов: Я думаю, самое важное в артисте – это харизма. В ней и индивидуальность, и талант, и еще многие необходимые артисту качества и навыки. Данные от природы талант и индивидуальность можно бесконечно развивать при наличии большого желания и работоспособности. Я всю жизнь, с самого детства бесконечно люблю музыку, слушаю разных исполнителей, которые вдохновляют меня и позволяют расти. И я расту (Смеется.) ведь, как поется в одной советской песне, все еще впереди!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Михаила Панфёрова

за интересную беседу

Интервью провела Елена Чапленко

Фотографии - из личного архива Михаила Панфёрова



Фотогалерея