Группа «Республика» как хранители песенного наследия советской эпохи


        Проблема сохранности творческого наследия всегда занимала одну из ключевых позиций в области искусства. Особо сложной является задача – передать будущим поколениям идею произведения в том контексте, в котором её задумывал сам автор. К сожалению, в современном мире нередко приходится сталкиваться с новым видением и новым прочтением великих произведений художественной литературы, музыкального и пластического искусства. Современные деятели культуры нещадно ломают представления об истинном смысле, который автор вкладывал в своё творение. Наиболее ярко подобная практика прослеживается в сферах киноиндустрии и театрального искусства.

Отдельного внимания заслуживает проблема сохранности наследия в области песенного искусства. Благодаря песням можно проследить исторический путь развития России более чем за сто лет. И здесь следует выделить всеобъемлющий музыкальный цикл под названием советской песни. Это и задорные песни комсомола, и любовная лирика, и, конечно же, легендарные песни военных лет.

Как известно из истории культуры, к советской эстраде в целом предъявлялся ряд определённых требований. И, если в годы Великой Отечественной войны песня вдохновляла и поднимала советский народ на подвиг, утешала и давала надежду, то сразу после Победы в народном репертуаре СССР наблюдалось всеобщее ликование – деятели эстрадного искусства словно решили, что «в мирное время песня должна только радовать и веселить». Здесь следует вспомнить об утверждённом постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 года, в котором, в частности, осуждалась наблюдаемая «тенденция к праздной развлекательности» в сфере сценического искусства. Таким образом, от советской эстрады требовалось умение искусно сочетать развлекательность с важными задачами воспитательного и просветительского характера. Постулат стал очень удобен для артистов, необременённых талантом. И тогда, и в настоящее время свои безликость и невыразительность они пытаются прикрыть важной и сложной темой исполняемого произведения. В свою очередь, стали появляться и действительно талантливые артисты, с помощью которых в народные массы отправлялись ложные истины, а порою и вредоносные посылы. Стоит отметить, что если подобные песни и сохранились, то лишь для истории, народом они «подхвачены» не были.

Советские песни в оригинале любимы не одним поколением наших соотечественников, благодаря проникновенной музыке и стихам, искренности в голосе вокалиста. Поэтому не удивительно, что на сегодняшний день советские песни в различных интерпретациях имеют в своём репертуаре исполнители любого жанра. Однако достойно преподнести эти песни удаётся далеко не всем. В погоне за популяризацией и радийным форматом советскую песню трансформируют в некий музыкальный продукт, своего рода шарж. Уловить истинную суть произведения в подобной интерпретации довольно сложно. Поэтому неверно полагать, что песню возродили и передали нынешнему поколению как часть музыкального наследия советской эпохи.

      Тем, кому действительно удалось возродить советскую песню в исконно советских традициях и при этом преподнести её в том ключе, в котором она понятна молодому поколению, стала вокальная группа «Республика» под управлением Андрея Пряжникова. Уникальный проект – вокальная группа «Республика» – создан более десяти лет назад, в 2004 году. В её состав вошли замечательные исполнители: Сергей Лашманов (баритон), Михаил Панфёров (тенор), Полина Цветкова (сопрано) и Галина Баласиева (меццо-сопрано). Не имея конкретной задачи познакомить современного зрителя с музыкой прошедшей эпохи, группа «Республика» явилась настоящим проводником в мир советской песни. Благодаря этому коллективу своё второе рождение обрела не одна и не две песни, а целый ряд музыкальных композиций, созданных в те далёкие советские времена.

Изначально группа «Республика» полюбилась зрителю как современный эстрадный коллектив, имеющий в своём репертуаре оригинальные песни, специально написанные для этого коллектива. Клипы группы «Республика» стали занимать лидирующие позиции в рейтингах модных музыкальных телеканалов. Продолжая совершенствоваться в качестве исполнителей популярной музыки, параллельно коллектив формировал советский репертуар. Таким образом, в рамках одного проекта – вокальное шоу группа «Республика» – в настоящее время сосуществуют два принципиально разных направления – «современная музыка и современный стиль» и «советская песня».

Бесподобное попадание в образ, максимально точная передача музыкального текста и великолепные вокальные данные позволяют исполнителям воссоздать на сцене атмосферу советского периода, начиная с 30-х годов и далее по временной восходящей.

Особую роль в становлении вокального шоу группа «Республика» сыграл их творческий союз с выдающимся певцом современности Иосифом Кобзоном. На протяжении нескольких лет плотного сотрудничества исполнителями было реконструировано несколько десятков советских песен. Сольные концерты Иосифа Кобзона и группы «Республика» прокатились волной по главным концертным площадкам России, включая сцену Государственного Кремлёвского дворца. Также исполнители совершили масштабный гастрольный тур по странам ближнего и дальнего зарубежья. Очевидно, что, работая с мэтром советской эстрады Иосифом Кобзоном, вокалисты группы «Республика» прошли настоящую «Школу советской песни».

С первого мгновения своего выхода на сцену вокалисты группы «Республика» увлекают зрителя вслед за собой, в бескрайний и удивительный мир советского песенного искусства. Вне зависимости от сценического антуража, каждое выступление артистов – это целостный спектакль, в котором артисты не просто воплощают некогда созданные образы, а поистине предстают хранителями песенного наследия советской эпохи.

Елена Чапленко

Фотографии - из личного архива Михаила Панфёрова



Фотогалерея