Мастер парадного портрета Николай Кузнецов


        Николай Дмитриевич Кузнецов эмигрировал из России в 1917 или 1919 году. Местонахождение большинства портретов Кузнецова в настоящее время неизвестно, так как они находятся в частных собраниях, а ряд портретов членов семьи художника – за рубежом. В портретах Кузнецова не так ярко сказалось своеобразие национального портретного искусства, как в портретах ведущих художников-передвижников. Он далеко не всегда раскрывал индивидуальности и характеры, часто ограничивался фиксацией малозначительных черт, внешних атрибутов. В ряде его портретов чувствуется «налёт фотографизма», случайности. Но лучшие из его портретных работ привлекают своим ярким раскрытием индивидуальности или ощущением полноты и радости бытия, великолепной живописной техникой.

Кузнецова в какой-то мере можно считать учеником и последователем Ильи Репина. Он, к сожалению, не брал систематических уроков у Репина, а учился, изучая произведения великого русского художника. Работы Кузнецова своим колоритом привлекали в своё время внимание Ивана Крамского, который восторженно писал: «…товарищество обогатилось, несомненно, двумя талантами, новыми и неизвестными до сих пор, талантами первого разряда (т.е. нашего русского разряда) – Суриковым и Кузнецовым.

Крамской в течение ряда лет следил за развитием дарования Кузнецова. Например, в 1885 году он вновь в печати отмечает успехи художника в области колорита. Но в дальнейшем молодой художник «не оправдывает надежд Крамского». Очень скоро у критиков «обнаружились стандартность подхода художника к модели, некоторая фотографичность работ». Существовало и ещё одно значительное обстоятельство. Кузнецов, как правило, писал портреты известных людей, выдающихся деятелей русской культуры своего времени – учёных, художников, композиторов, артистов. Однако, как отмечалось всё теми же критиками, «портретное искусство Кузнецова никогда не поднималось до того гражданского, общественного пафоса, который был присущ портретам Репина». Якобы в портретах Кузнецова «всегда отчётливо выражено общественное, социальное положение человека, но его общественная ценность далеко не всегда ясна». Действительно, у Кузнецова «несравненно уже, чем у Репина, круг портретируемых лиц».

В настоящее время известно около ста портретов Николая Кузнецова. Последняя его работа – портрет сербской королевы (1926). Почти все они выполнены масляными красками. Карандашные портреты являются в его творчестве редкостью. Кузнецов-портретист известен, прежде всего, как автор «Ключницы», портретов В.М.Васнецова и П.И.Чайковского, которые считаются наиболее удачными работами, не считая портретов детей самого художника. Заслуженной, широкой популярностью пользуются также портреты, находящиеся в коллекции А.П.Руссова, портреты семьи мецената Н.А.Терещенко и другие.

Нужно отметить, что большинство портретов Кузнецова написано по заказу. Художник часто писал портреты эффектные, которые импонировали вкусам его богатых заказчиков. Например, «фотографическая основа» очень ощутима и в портрете мальчика Дерягина (1881). Ребёнок нарядно одет, эффектно усажен в кресло с высокой, причудливой спинкой. Его поза с изящно подвёрнутой ногой, манерно положенными на подлокотники руками напоминает ту, которую можно видеть на снимках «не отличающихся большим вкусом фотографов». Лицо мальчика неподвижное и застывшее. Даже высочайшая техника исполнения этого портрета и «великолепная лепка формы» не могут возместить недостаток естественности. Интересен тот факт, что авторское повторение этого портрета (формат 100х72) находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1887 году Николай Кузнецов пишет свою знаменитую «Ключницу». Сам художник считал этот портрет одной из лучших своих работ и очень неохотно уступил её даже Третьякову. Прежде всего, портрет покоряет зрителя «своей естественностью». Женщина одета в простую серую блузу и чёрный фартук, у пояса висят ключи. Её голова повязана клетчатым платком, из-под которого выбиваются завитки волос. Румяные щёки, улыбка – «вся она воплощение здоровья, семейного благополучия; натура довольно примитивная, но сильная и властная». В этой картине прослеживается отчётливый жанровый мотив: будто художник остановил занятую домашними хлопотами хозяйку, и она, улыбаясь, исполненная чувства собственного достоинства, ему позирует. Художник нашёл очень верное и выразительное композиционное решение и колористическую гамму, раскрывающие индивидуальность модели. Портрет мастерски написан, замечательно в нём передана различная фактура: упругость кожи лица и рук, мягкие складки ткани одежды, холодный, металлический блеск ключей, бархатистость ковра. В решении композиции, «сочной» живописи, а главное, в удивительной жизненной полноте образа в этой работе ярче, чем в других портретах Николая Кузнецова, чувствуется плодотворное воздействие искусства Репина. На полотне «Ключница» изображена жена художника – А.Г.Кузнецова. К сожалению, художник даже не пытался осуществить авторский повтор этого великолепного портрета.

В середине 80-х – начале 90-х годов Кузнецов создаёт ряд портретов художников. Лучший из них – портрет В.М.Васнецова (1891). Портрет Васнецова написан в Киеве, в то время, когда художник работал над росписями Владимирского собора. Васнецов изображён на лесах собора с палитрой и кистями в руках.

       На нём холщовый, синеватого цвета, перепачканный красками рабочий халат, стянутый широким кожаным ремнём. Художник не позирует, а будто на минуту оторвался от работы и пристально всматривается в только что им написанное. Его лицо, ясное, сосредоточенное, говорит о духовной силе, Кузнецов очень очно сумел передать и характер Васнецова. Интересно то, что в самой живописи портрета автор изобразил «что-то васнецовское» - тонкий, гармоничный колорит, рассеянное, но ровное освещение, а также «вибрирующий» фон – в глубине полотна фон коричневатый и синий, слева внизу – серебристо-серый. Это удивительно цельный по живописи портрет. Картина была очень высоко оценена искусствоведами, художниками и знающей публикой того времени. Впервые увидев полотно, П.М.Третьяков сразу же стал «добиваться, чтобы приобрести его в свою галерею». Конечно же, в тоге известный коллекционер добился своего. Пожалуй, ни в одном другом портрете Николая Кузнецова так ярко не проявились национальные особенности русского портретного искусства – глубокое и проникновенное раскрытие внутреннего мира человека, национальных черт русского характера, как в портрете В.М.Васнецова. Здесь художник был буквально вдохновлён моделью, ему удалось запечатлеть типичные национальные черты, столь характерные для Васнецова как художника и человека.

К этому же кругу работ следует отнести известный портрет П.И.Чайковского, написанный Кузнецовым в 1893 году. Пресса того времени отмечала: «В нём есть особая торжественность и значительность, усиливаемые колористическим строем, сочетанием мерцающих синевато-зелёных и серых тонов фона, чёрного костюма и серебра волос». Композитор изображён в трехчетвертном динамичном повороте, его голова энергично наклонена вперёд, брови сдвинуты, губы плотно сжаты. Одной рукой Чайковский опирается на лежащую на пульте партитуру, другая заложена за спину. У него взгляд и выражение лица человека, живущего гармонией звука, отчётлива видна его творческая решимость. Именно кузнецовский портрет считается лучшим среди многих портретов Чайковского, написанных другими художниками. И среди портретных работ Кузнецова он несомненно выделяется своей «могучей красотой творческого начала в человеке».

В работах Кузнецова 1890-х – 1900-х годов появляется оттенок салонности, внешней красивости, они близки портретам К.Маковского, Н.Бодаревского и других излюбленных высшим светом живописцев. К тому же, при работе над портретами в данный период своего творчества, Кузнецов часто использовал фотографии своих будущих моделей. И всё-таки, Николай Кузнецов является одним из немногих талантливых передвижников, работавших в области парадного портрета. В Одессе он пишет ряд портретов по заказу местных богачей. Его, как очень модного на Украине портретиста, приглашает для портретных сеансов П.Е.Терещенко. В 90-е годы Кузнецов пишет ряд портретов известного богача и мецената графа М.М.Толстого. Все портреты – парадные.

Особенно удачен и естественен портрет коллекционера и художника-любителя А.П.Руссова. Однако композиционно он очень близок портрету графа М.М.Толстого, навязчиво повторены одни и те же детали: старательно выписанные перстни и тлеющая сигара. К сожалению, на многих заказных портретах Николая Кузнецова лежит печать торопливости, отсутствия серьёзного изучения индивидуальных особенностей модели, прикрываемая смелостью, эффектной живописной техникой. Критики разделились на два лагеря, утверждая: «В какой-то мере в этом проявилось равнодушие». Или: «В этом проявляется ироническое отношение художника к людям внутренне опустошённым, кичащимся своим богатством и знатностью».

Николай Кузнецов создаёт целый ряд портретов элегантных светских красавиц и актрис, уделяя большое внимание их модным туалетам. В этих портретах «струящиеся мазки нередко перестают выявлять объём», а игра цветовых пятен, декоративность становятся самоцелью, нарушая цельность художественного образа. Однако именно этот факт помогает многим специалистам и любителям в изучении истории моды конца XIX - начала XX веков. Вот что писала пресса тех лет: «Николай Кузнецов – талантливейший из передвижников. Большинство портретов художника выполнено в реалистической, добротной, но иногда однообразной манере. Его портреты людей высокого интеллекта и творческой одарённости – авиатора С.И.Уточкина (1902), Ф.И.Шаляпина (1903) и другие – удручают будничной мелочностью и прозаизмом трактовки образов.

Эмигрировав за границу, Николай Кузнецов стал свободным и весьма удачливым художником, создавая многочисленные парадные портреты известных людей, включая коронованных особ.

Картины известного русского художника Николая Дмитриевича Кузнецова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ряде музеев России, Одесской государственной картинной галерее, Киевском государственном музее русского искусства, Киевском государственном музее украинского искусства, в частных собраниях коллекционеров А.П.Руссова, В.В.Вербаховского, Н.И.Лозинской и других, а также в Варшавском музее и частных коллекциях Европы.

Материал подготовил

Георгий Милованов

На фото представлена работа Н.Кузнецова "Ключница"