Тайна народной игрушки


          За последние годы наше общество стало понимать, что коллекционер – это человек, сохраняющий, сберегающий наше национальное достояние. Не секрет, что многие ценные произведения искусства находились и находятся в личных коллекциях. В Москве, например, существует богатейший музей личных коллекций. В конечном счёте экспонаты этого музея остались у нас на родине и принадлежат всем нам. В последние десятилетия появились общества коллекционеров, выпускающие свои газеты и журналы, организующие по всей стране выставки.

В деле собирательства и хранения произведений искусства в нашем государстве большую роль сыграл Художественно-педагогический музей игрушки Академии педагогических наук СССР. Организован он был в 1918 году музейным отделом Наркомпроса, но подлинным создателем этого уникального музея нужно считать его первого директора Николая Дмитриевича Бартрама.

К сожалению, имя Бартрама сейчас мало кому известно, а человек он был весьма незаурядный. Педагог, художник, искусствовед, оратор. Благодаря Бартраму после революции сохранились многие «игрушечные промыслы». И в первую очередь усилиями Николая Дмитриевича создано собрание музея. В него вошли экспонаты из нескольких музеев страны, из национализированных дворянских особняков, регулярно пополняли коллекцию произведениями народных мастеров, которых неустанно находил и всячески поддерживал лично Бартрам. В музее экспонировались археологические находки, возраст которых исчисляется столетиями, но в основном это были экспонаты XVIII – начала ХХ веков. Коллекция была собрана богатая и очень познавательная: отечественные и зарубежные игрушки, детская мебель, посуда, картины, рисунки, малая (мелкая) скульптура – всё, что имеет отношение к детским играм и игрушкам. Собрание музея позволяет взглянуть на игрушку с неожиданной стороны: игрушка рассказывает о социальном статусе своего владельца, его вкусе; игрушка участвовала в формировании личности своего хозяина, учила его воспитывать в себе многие черты характера: бережливость, любознательность и т.д. Следует особо отметить, что встарь в каждой губернии куклы, например, были наособицу. Более того, они несли на себе печать тысячелетних традиций.

В Курской губернии до начала ХХ века делали куколок без лица. Вместо него – белая льняная тряпочка. Оказывается, во многих русских деревнях, и не только в курских, запрещалось рисовать кукле лицо – а то в неё мог якобы вселиться злой дух и нанести вред ребёнку. Возникает вопрос: «А с чего бы «нечистому» вселяться в куклу?» Оказывается, в глубокой древности кукла не являлась просто детской забавой, она была ещё и талисманом, охранявшим ребёнка.

         Интересны и деревянные коники-каталки из деревни Лысково (Нижегордчина). Многие удивлялись: «Кони и кони, только какими-то кругами расписаны». И это неспроста: конь у славян был символом солнечного божества. Об этом нам круги и напоминают – так в древности обозначали солнечный диск.

  А к примеру, в городецких деревянных игрушках причудливым образом переплелись старина и современная мастерам реальность. Есть в музее несколько деревянных запряжек – с одним конём, парой, тройкой. Кони встречаются малиновые, бордовые, а по коням пущены лучики да звёздочки – вновь та же самая древняя солнечная символика. Особенно богатый игрушечный промысел был в Сергиевом Посаде. Сюда приезжали помолиться в Троице-Сергиевой лавре паломники со всей России. Местные мастера производили игрушки на любой вкус, на любого покупателя – богатого и бедного, городского и деревенского.

Особый интерес вызывают сергиевские игрушки из папье-маше. Вначале необходимо сделать деревянную болванку. Для этого приглашались лучшие посадские резчики. Например, рассмотрим музейный экспонат болванка «скрипач». Это настоящая ручная скульптура: чёткие линии, густая борода, грустные, добрые глаза… Мастер-болванщик в художественном азарте явно пытался «оживить деревяшку».

Огромна и разнообразна музейная коллекция русских матрёшек. Однако многие ли из нас знают, что нашей народной игрушке от роду чуть более ста лет? И многим ли известно, что позаимствовали мы матрёшек в Японии? Первых русских токарных матрёшек расписывал художник С.Малютин. Именно он придумал образ девочки в сарафане и платке. Этот образ оказался настолько удачен, так хорошо исполнен, что очень быстро матрёшка получила всероссийскую популярность. А потом каких только матрёшек не было: и дворяне, и крестьяне, и государственные деятели… В газетах того времени после выставок русских матрёшек писали: «Никто не обижался, никто не видел ущерба для престижа своего сословия. Согласитесь, смешно обижаться на игрушку». И далее: «Гости заморские часто на память, уезжая из России, брали с собой русский сувенир – матрёшку».

К сожалению, многие из игрушечных промыслов не сохранились до наших дней. Поэтому именно музей выполняет бесценную функцию: сохраняет изделия искусства наших предков, что является залогом того, что со временем всё-таки возродятся исконно русские игрушечные промыслы. И каждый желающий сможет проникнуть благодаря народной игрушке в «тайну древних времён».

Борис Александров

На фото представлена открытка советских времён