Как изменить мнение собеседника


         В жизни каждого человека бывают ситуации, когда ему хотелось бы изменить мнение собеседника (в коллективе или семье). В таком случае надо начинать исключительно с работы над собой: не перебивайте собеседника, старайтесь войти в положение этого человека, научитесь смотреть со стороны на свои поступки. Честно ответьте себе на вопрос: «Неужели я всегда был прав?» Остудите свой пыл, услышав даже самое обидное замечание в свой адрес. Не тратьте время и силы, придумывая, где, когда и как припомнить «обидчику» все его грехи… Со своими знакомыми (родственниками) как можно реже разговаривайте в приказном тоне, не ставьте человека в неудобное положение, хвалите собеседника за каждый, даже самый скромный, его успех, хвалите искренне и щедро. Именно эти поступки с вашей стороны помогут в дальнейшем вам влиять на своего собеседника, в частности, добиться изменения его мнения по какому-либо вопросу. Итак, начинать надо с себя.

Психологи рекомендуют составить план: как использовать своё свободное время, чтобы оно приносило не только отдых и удовольствие, но и пользу. Также необходимо в течение хотя бы одной недели фиксировать, сколько конкретно времени вы тратите на каждое дело. К удивлению, часто обнаруживается, что слишком много драгоценного времени уходит на вещи, которые этого не стоят: просмотр некоторых телевизионных передач и фильмов, просиживание перед компьютером, болтовня (а то и выяснение отношений) по телефону и т.д. Вам это не приносит пользу и не приближает к достижению какой-либо поставленной цели. Поэтому следует свести к минимуму то время, которое расходуется впустую.

Вряд ли нужно легкомысленно пускаться в авантюры (в любых областях). Но и закрываться от любых изменений, которые таят в себе хоть немного риска, тоже нельзя. Предугадать свою «золотую середину» удаётся и удастся далеко не каждому из нас. Но все считают, что повезёт именно ему (или не повезёт именно ему) – это и есть, по существу, своя собственная жизненная позиция, которую каждый вправе отстаивать. Кто-то считает, что каждая проблема и каждое испытание – это «омолаживающая тренировка для мозга и закалка для характера». Кто-то считает, что стрессовая ситуация скорее вредна, чем полезна. Психологи во всех странах мира не устают повторять: Если вы постоянно недовольны жизнью, то знайте: жалобами и негативными оценками вы никогда и ничего не сможете изменить, а лишь усугубите своё недовольство. Необходимо немедленно обратить внимание на то положительное, что у вас уже есть и подумать, что реально вы можете получить в будущем.

Семьдесят с лишним лет нашему народу внушали, что человек может и должен жить только в коллективе. Что сам по себе он – ничто, винтик огромного механизма. С течением времени стало ясно, насколько губительными для человека оказались эти идеи. Он отвык думать самостоятельно – приучился действовать так, как скажет коллектив. Отвык нести ответственность за свои решения и поступки – ответственность будет нести исключительно коллектив. Человек по своей сути стал неинициативным, несамостоятельным, лишённым чувства долга даже по отношению к своей семье и себе. Именно это явилось одной из важнейших причин наступления периода «застоя» в Советском Союзе, что в дальнейшем создало условие для его крушения.

Формирование личности, как правило, происходит не только в коллективе. Мудрые говорили: «Используй одиночество для саморазвития и самообогащения». Часто именно в компании жизнь тратится на пустое времяпрепровождение. В одиночестве можно найти множество интересных и полезных занятий – чтение, творчество, научные поиски, размышления. Если кто-то интересуется вопросами философии или религии, ему просто необходимо время для погружения в этот огромный мир духовных исканий. Этот мир невозможно постичь коллективно. Во всяком случае, только сугубо индивидуально человек может развить «богатства своей души» и стать самодостаточным. Формирование личности – процесс постоянный. Если человек действительно интересный, он при желании всегда будет в окружении людей и в гармонии с окружающей его средой (имеется в виду «повседневное существование»).

В любой ситуации рекомендуется думать, мыслить исключительно позитивно. Живите настоящим и будущим. Придумывайте и продумывайте свои шаги для расширения своих возможностей. Не живите даже радостным прошлым, как писал Герман Гессе: «Прошлое прошло…» Оно дало вам жизненный опыт – пользуйтесь им, делайте выводы из уроков прошлого и не повторяйте своих ошибок. Но жить необходимо только настоящим и будущим.

Предлагаем вам прочитать отрывок из одной лекции: «Бывает, что у нас многое не получается, и мы перестаём предпринимать дальнейшие попытки. Мы отказываемся достигать какой-то поставленной перед нами цели (нами самими или кем-то другим). При этом мы всегда теряем так называемую «движущую силу» (частично или полностью). А именно «движущая сила» приносит нам удовлетворение (или даже радость), она «заставляет личность развиваться, расти и даже молодеть» (в любом биологическом возрасте!). Мудрые утверждали: «Умение мечтать – основа молодости души».

Встретив на пути к своей цели препятствие, постарайтесь воспринимать это как захватывающую игру. Это игра, в которой вы должны захотеть и попытаться победить своего соперника (недруга) в виде этого препятствия.

         Помните, что сам процесс достижения цели должен быть интересным.

 Не спешите полностью менять круг своего общения, если вы однажды решили, что ваши знакомые (друзья, сослуживцы, родственники) больше «не способствуют вашему личностному росту и позитивным изменениям». Вы можете ошибаться, думая, что только с новыми людьми вы сможете научиться чему-то новому (испытать что-то новое) и дать выход своим творческим (душевным) порывам. Если вы хотя бы немного измените своё отношение к ним в лучшую сторону, возможно, именно они поддержат и вдохновят вас на преодоление «новых жизненных вершин». Наверное, не зря существует пословица: «Старый друг лучше новых двух». Впрочем, расширить круг своего общения, ввести в него новые лица бывает (правда, не всегда) очень интересно и полезно. Пробуйте, возможно именно вам повезёт.

Известная американская писательница Ида Тарбелл, узнав, что Дейл Карнеги пишет книгу о том, как повлиять на мнение собеседника, рассказала об интервью, которое она брала у служащих банкира мирового масштаба О.Юнга.

Юнг никогда не говорил своим служащим: «Сделайте это или сделайте то». Но он ничего и не запрещал в приказном порядке. Он говорил: «Не думаете ли вы, что так будет лучше?» Часто, продиктовав письмо, спрашивал: «Что вы думаете об этом?» Просматривая письмо, подготовленное помощником, он ограничивался замечаниями типа: «Подумайте, не лучше ли сказать вот так…» Не приказывая своим подчинённым, он давал им возможность действовать самостоятельно и учиться на собственных ошибках. О.Юнг понимал, что никто не любит приказного тона, поэтому старался облечь приказание в форму вопроса.

Один из учеников Д.Карнеги, мистер А.Грейнджер, рассказал ему, как увольнял людей до прослушивания курса лекций «маэстро психологии» и как – после. Прежде эта процедура выглядела примерно так. «Садитесь, мистер Смит. Сезон закончился, и больше никакой работы мы вам предложить не можем. Так что, поскольку вас принимали на сезонную работу, вы уволены». Увольняемые испытывали чувство унижения, которое подчас сочеталось с ненавистью к фирме и её руководству, откуда пришлось уйти.

После знакомства с системой Карнеги Грейнджер решил увольнять людей с большим тактом и уважением к ним. Сначала он основательно знакомился с тем, как работал человек, которого приходится увольнять, и лишь затем приглашал его к себе. Теперь он говорил так: «Мистер Смит, вы прекрасно работали. Когда мы посылали вас в командировку, перед вами была поставлена трудная задача. Вы оказались на высоте, и мы хотим, чтобы вы знали: фирма гордится вами. К сожалению, мы вынуждены расстаться, но уверены, вы многого достигнете, где бы ни работали. Наша фирма верит в это и хочет, чтобы вы не забывали её».

Да, увольнение в любом случае, как минимум, неприятность, но человек уходил, не чувствуя себя оскорблённым (в большинстве случаев). И если он оказывался опять нужен фирме, то, как правило, возвращался туда. В общем, в каждом случае дайте человеку «спасти своё лицо».

Очень сложной и очень болезненной темой является отношение человека к своему таланту или даже гениальности. Бывает так, что специалисты убеждают его переключить упорство, время и средства на другой вид деятельности и постараться добиться именно в той области заслуженного успеха. Упорствуя, люди втягивают себя в эмоциональные (а часто и финансовые) топи, которые с годами их буквально засасывают, вызывая досаду и озлобленность. В лучшем случае этот человек неимоверным усилием воли добивается весьма посредственного результата в той области, в которой ему неоднократно прочили неудачу.

Однако случается и так, что в человеке просто не сумели рассмотреть его талант.

Более ста лет назад на одной фабрике в Неаполе работал мальчик. Он страстно хотел стать певцом, но учитель пения, к которому он обратился, сказал: «У тебя же совсем нет голоса…» Но его мать, бедная крестьянка, считала, что он поёт лучше всех. И она оказалась права. Мальчик стал знаменитым оперным певцом. Звали его Энрико Карузо.

А вот история молодого человека, жившего в XIX век в Лондоне. Он мечтал стать писателем, но казалось, жизнь сделала всё возможное, чтобы его мечта не осуществилась. Его отца отправили за решётку за неуплату долгов. Мальчик четыре года не посещал школу. Ему с трудом удалось устроиться на работу – наклеивать ярлыки на банки с гуталином. И единственной отдушиной были занятия литературой. Молодой человек писал рассказы и сказки по ночам, затем отправлял их в редакции, откуда получал отказ. Но однажды на него обратил внимание редактор одной из газет. И первая публикация положила начало великого творческого пути знаменитого писателя, которого звали Чарльз Диккенс.

Уроки Дейла Карнеги помогают человеку самостоятельно сделать непростой вывод: «Плохому можно быстро научиться, а для того, чтобы воспитать в себе хоть немного хорошего, надо прилагать усилия на протяжении длительного времени».

Материал подготовил

Александр Стеффан

Фото - Галины Бусаровой