Исаак Иткинд. Легендарный скульптор и Человек


          Иткинд Исаак Яковлевич родился в селе Дикарка Османского уезда 9 апреля 1869 года в семье учителя школы для бедных. Его дед по отцовской линии – знаменитый Коцкий раввин, поэтому в семье решили, что мальчик тоже должен стать проповедником. В 1890 году Исаак получил звание раввина, пройдя полный курс по изучению талмуда. Однако, видя вокруг себя многочисленные жизненные несправедливости, молодой человек понимает, что его убеждения «приходят в полное противоречие с его религией». С 1903 года Иткинд устраивается на работу слесарем, затем переплётчиком, позднее - - сапожником. Однажды ему в руки попадает книга о скульпторе Антокольском. Иткинд неожиданно для себя и окружающих начинает лепить. Это увлечение захватывает его целиком. В 1910 году (в 41 год!) он едет в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерскую профессора С.Волнухина.

В Вильно в 1914 году состоялась первая персональная выставка Иткинда. В 1915 году он вступает в Союз русских скульпторов.

В 1918 году в Москве, в театре Габима состоялась персональная выставка Исаака Иткинда, на которой было представлено 42 скульптуры. К сожалению, почти все они не сохранились до наших дней. В это время скульптор работает над памятником Лассалю. Несколько произведений Иткинда были приобретены французскими коллекционерами (благодаря ходатайству Леона Блюма).

В конце двадцатых годов брат бывшего президента США Теодора Рузвельта уговаривал скульптора уехать в Америку. «Вас ждёт там всемирная слава! - говорили Иткинду. – Вы будете миллионером». «Я знаю: вы хотите посадить меня в золотую клетку. Нет, в Америку я не поеду!» - отвечал скульптор.

В 1928 году он получает официальное приглашение посетить Францию и США и организовать там свои персональные выставки, однако художник опять отказывается, ссылаясь на плохое состояние здоровья.

И действительно, с болезнью лёгких Иткинд живёт в Крыму, в Симферополе, не имея никаких средств к существованию.

В это время в газетах Америки и Франции появляется ряд статей о бедственном положении выдающегося советского скульптора. Сам Луначарский вынужден был выступить с ответной статьёй «Почему голодает скульптор Иткинд?»

Современники вспоминали: «Судьба уготовила этому человеку столько терний, превратностей и страданий, что из-за этого можно было оказаться в полном замешательстве. Он готовился посвятить себя религии и служению богу, а стал скульптором. Он достиг в лепке и в резьбе по дереву таких вершин, какие по плечу только титанам. Имя Иткинда по праву может занять место в ряду крупнейших мастеров пластики ХХ века – Голубкиной, Коненкова, Матвеева, Цадкина, Генри Мура.

Иткинд работал всегда, всю свою долгую и удивительную жизнь; работа поддерживала его в самые безысходные минуты и не позволяла умереть. Личность скульптора была столь притягательна, а творчество так совершенно, что самые видные представители русской культуры оказывали мастеру участливое внимание, дружили с ним, бывали у него в мастерской. Он общался с академиком Павловым и лепил его портрет, с Горьким, Алексеем Толстым, дружил с Есениным, Маяковским, Хлебниковым, режиссёрами Михоэлсом и Мейерхольдом. Мир искусства для Иткинда был поистине родным домом.

В Ленинграде С.М.Киров направил К.Петрова-Водкина и И.Бродского для отбора произведений Иткинда, что в судьбе скульптора обернулось бедой…

В 1937 году Иткинд принимает участие в конкурсе на лучшую работу, посвящённую Пушкину. Он выигрывает этот конкурс!

Иткинд говорил: «Если я делаю портрет, мне важно выразить сердцевину, самый глубокий, сокровенный смысл, который есть в воплощаемой мной натуре.

         Вот Пушкин. Он разный: лицеист, разочарованный после казни декабристов, философ, страдающий и наконец – умирающий после ранения…»

В трактовке образа Пушкина Иткинд проявил себя как один из самых глубоких и значительных мастеров русского реалистического портрета. Наследник лучших традиций М.Антокольского и П.Трубецкого, скульптор стремился «создать неповторимый характер, выразить обобщёнными средствами своё представление, создать образ человека во времени, передать настроение, мысль, дух». За три месяца Иткинд создал около ста портретов Пушкина (к конкурсу). Впоследствии более девяноста работ пропали, в музеях сохранилось только 8-9 работ!

Иткинд создаёт работы «словно наполненные личной скорбью, болью собственной утраты». «Умирающий Пушкин» - признан лучшим пластическим изображением русского гения (И.Иткинд, 1937. Гипс). Сила погружения художника в образ умирающего Пушкина была так велика, что он тяжело заболел.

В 1937 году скульптора, который отказался эмигрировать, принимал активное участие в ленинском плане «монументальной пропаганды», неожиданно арестовывают как врага народа. Оказывается, он пользуется известностью в буржуазных странах! Оказывается, он восхищает буржуазным искусством Родена!

Иткинду было 68 лет, его подвергают жёстким пыткам, от него требуют признаний в шпионской деятельности в пользу Франции. Его бросают вместо «золотой клетки» в железную – в холодный карцер. Он получил срок десять лет и был отправлен в лагерь Сибири, потом Казахстана. Об этом Иткинд не любил вспоминать, но всегда повторял: «Знаете, сталинщина и всякая тирания – это ужасно! Это очень стыдно!»

После лагерей Иткинд поселился в Алма-Ате. В 1967 году 98-летний скульптор задумал создать памятник жертвам сталинских репрессий. Он нашёл в одной из школ бюст «вождя народов» и снял с него слепок. Бюст был стандартный и примитивный – по Советскому Союзу таких было сотни тысяч. По замыслу художника, постаментом к бюсту должны были стать изображения спрессованных, изуродованных, сплющенных лиц. К сожалению, реализовать задуманное не удалось…

В «Литературной газете» (1965, №6) была опубликована статья С.Т.Коненкова, в которой он писал о творчестве И.Я.Иткинда. О том, что большинство работ Иткинда «носит характер выразительных аллегорий и, работая в дереве, мастер умеет выявить его богатейшие возможности: фактуру и монументальность». Заканчивалась статья словами: «Всему, что создал Исаак Яковлевич Иткинд в искусстве, суждена долгая славная жизни».

Сергей Коненков по праву считался патриархом нашего изобразительного искусства. Да, он уехал в США и уцелел. Исаак Иткинд – тоже патриарх нашего изобразительного искусства. Только он отказался от эмиграции, остался верен родине. Да, он остался, он «битый, ссыльный, голодающий, жил одно время в степи, в землянке». Его хранил Бог: он прожил целый век и сумел сохранить веру в добро и саму жизнь.

Узнав о статье Коненкова, он восторженно сказал: «Обо мне написал Коненков! Это скульптор, равного которому нет в мире. Европа и мир не знали такого скульптора! Он обо мне написал! Он меня вспомнил!»

Спустя десятилетия о творчестве и жизни И.Я.Иткинда пишут: «Иткинд – маэстро, художник грандиозного масштаба, философ и гуманист. Пришёл мастер и вдохнул жизнь в свои творения. Они обрели самостоятельную жизнь, неся в себе неотъемлемый признак правды и красоты. Той правды, той красоты, что спасёт мир и которые принадлежат всем».

Согласитесь, это было удивительное и прекрасное сосуществование окружающего мира и выдающейся личности на протяжении целого века.

Материал подготовил

Георгий Милованов

На фото представлена скульптура И.Иткинда "Паганини"