Воспевшая жизнь Людмила Львовна Скубко-Карпас (1923-2012)


          В чем смысл жизни? Да в самой жизни, только сумей увидеть и воспеть божественную красоту мироздания здесь, в этом мире до того, как уйдешь. Примерно так ответила мама на вопрос своей последней ученицы. А жизнь она любила и ей всегда нравилось жить.

Мои родители прожили долгую и очень нелегкую, но все же счастливую, творчески состоявшуюся жизнь. Отец родился в 1922-м, мама в 1923-м году – они застали несколько исторических эпох - с первой четверти ХХ столетия и успели застать начало ХХI. Они родились, когда только что ушла Россия - царская, православная, великой культуры золотого и серебряного века, которую мы навсегда потеряли в 17-м и в гражданскую войну. Но оставались еще носители этой великой культуры, у которых родителям, особенно маме, довелось учиться. Они выросли в советскую эпоху, отвергнувшую Бога, строившую земной рай с лагерным лицом и осуществившую на костях миллионов монументальный «красный проект». Но был не только террор, от которого в сердце навсегда затаился страх (эта память сработала, и мама уехала на семь лет во Францию в 90-м, когда начался новый великий перелом), но было и творческое горение, отраженное в их полотнах. Шедевры искусства чаще создаются не в благополучных странах и не в спокойно-сытые времена. Предвоенный ужас Большого террора сменился катастрофой 41-го, а затем великой победой, послевоенными, во многом несбывшимися ожиданиями, «оттепелью», новыми «заморозками», застоем, перестройкой, перешедшей в распад страны, уже недавними, во многом тщетными ожиданиями свободы и демократии, бандитской приватизацией, погружением в торгашеское «общество потребления». Все это прошло через жизни близких людей, через их души. Однако и отец в своих лучших работах, и в еще большей степени мама, в своих немного грустных картинах и рисунках, сумели воспеть красоту жизни и человеческой души, увидеть и передать своим талантом и мастерством гармонию природы, светлый божий образ в людях. За это им низкий поклон.

Людмила Львовна Карпас (в замужестве Скубко, чтобы не путали работы ее и мужа, тоже художника, подписывалась Скубко-Карпас) родилась 13 апреля 1923 г. в Петрограде. С 1924 г. всю жизнь прожила в Москве, за исключением трех лет эвакуации на Урале (1941-1944) и семи лет жизни и работы во Франции (Париж, 1990-1997). Продолжала и развивала традиции русской классической живописи, советского импрессионизма, сохраняя верность заложенной еще в юные годы манере писать и рисовать только с натуры. Людмила Скубко-Карпас прошла долгий путь в искусстве. В 30-е годы училась в детских студиях при училище Памяти 1905 года и музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в студии ВЦСПС у Г.К.Дорохова. В 1944 г., вернувшись из эвакуации, поступила в Московский институт декоративно-прикладного искусства. В 1947-48 гг. брала частные уроки у легендарного Роберта Фалька. Перешла в МГХИ им. В.И.Сурикова, который окончила в 1952 г. (мастерская академика Г.Ряжского). Член Московского союза художников (секция живописи) с 1957 г.

За восемь десятилетий творческой деятельности создала богатую галерею портретных образов, которые отличаются филигранным мастерством воплощения, тонким психологизмом, умением художника почувствовать и передать душевный и духовный мир человека.

Людмила Львовна больше всего ценила чувство, воздушность и верность цветовых решений. В последние десятилетия много работала пастелью, реализовав в этой технике импрессионистские начала своего мастерства в богатейшей, но как-бы размытой, подернутой легкой дымкой цветовой гамме городских и сельских пейзажей и целого моря цветов. Работы Л.Л.Скубко-Карпас отличают высокая художественная культура и безупречный вкус. Отдельную страницу творчества художника представляют рисунки, прежде всего запоминающиеся, неповторимые детские образы, мастерски исполненные наброски и глубокие портреты современников. Рисункам этого выдающегося мастера посвящен первый альбом.

Работы художника находятся во многих музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом - Англия, Италия, Испания, США, особенно много их во Франции.

Из пресс-релиза к выставке работ Л.Л.Скубко-Карпас в доме-музее Марины Цветаевой в Москве (2016): Если у Сергея Скубко особое внимание стоит обратить на пейзажную живопись (он тонко чувствовал красоту природы и, работая маслом, создавал пейзажи, традиционные для классического русского искусства), то жанровым приоритетом для Людмилы всегда был, конечно, портрет.

        Ее способность схватывать и передавать образ впечатляет. Людмила Львовна не только передает характер и внутреннее состояние людей через портрет – она всегда как бы сочувствует портретируемым. Мы ощущаем к ним глубокую симпатию. Сопереживание становится главным содержанием работ художника. К числу особых творческих удач относятся детские портреты. Помимо портретов, наследие художницы содержит множество бытовых зарисовок, пейзажей, натюрмортов. Людмила Львовна принадлежит к разряду художников, чей талант и творческая честность становятся проводником в поэзию повседневности. Кроме того, Людмила Львовна – мастер пастельного рисунка: в этой технике ею созданы очень личные атмосферные работы, без резких контрастов, на полутонах.

Жизнь художницы большей частью была связана с Москвой, с Арбатом и Масловкой, но в 1990-е годы Людмила Львовна покинула Москву и поселилась в Париже, где ее первое время ждал успех у зрителей и коллекционеров, правда, главным образом из среды русской эмиграции. Обращение к французскому зрителю ограничилось участием в парижских Осенних салонах 1991 и 1993 гг. Потом она долго болела...

Вот что пишет о парижском периоде творчества художницы искусствовед Елена Лисенкова:

«В 1990 году Людмила Львовна уехала в Париж. Она прожила там семь лет и в 1997 году вернулось на родину, в Москву.

Столица мирового искусства к концу XX века уже практически утратила свою школу. Само западное общество с его культом индивидуализма, а по существу эгоизма, сделало советского художника с его прекрасной школой рисунка, чувством колорита, световоздушной среды, прирождённой добротой и умением общаться с людьми желанным гостем во многих домах, а её работы - в основном портреты - были по достоинству оценены. Но и сугубо живописные задачи, которые она ставила в своих портретах, пейзажах, натюрмортах с особо любимыми ею цветами, отражали душевную чистоту, бескорыстную преданность искусству, характерную для большей части наших художников. Живописец Клара Филипповна Власова, много лет дружившая с Людмилой Львовной, верно заметила, что «в отличие от современных художников, работы которых нередко, образно выражаясь, громко кричат «Купи меня!», произведения Скубко-Карпас говорят тихо, временами шёпотом, но к этим словам хочется прислушаться и вникнуть».

Настоящее творчество, его духовные задачи - вещи, несовместимые с рационализмом и коммерциализацией искусства, принявшими катастрофические формы на Западе, - призывают нас как зеницу ока хранить традицию и сам человеческий тип художника, который может в нашей стране исчезнуть, если мы утратим духовную бдительность».

Возвращение в Россию в 1997 году дало художнице новые силы и позволило вернуться к активной творческой жизни еще на полтора десятилетия. Ушла из жизни в Москве 1 июня 2012г.

Отмеченная выше особенность работ Людмилы Скубко-Карпас была прочувствована и французами: критик Jean-Louis Beaudonnet пишет, что «через рисунок она показывает способность сочувствовать другим, что зритель, глядя на ее работы, становится партнером, приглашенным созерцать вещи в их обыденной простоте, вступая с ними в молчаливый диалог. Жизнь в каждом своем мимолетном моменте, подхваченная карандашным наброском, пастельным рисунком или живописным полотном, приглашает нас в мир простых вещей, но в своей простоте столь драгоценных, что мы готовы снова и снова возвращаться к работам Людмилы, чтобы еще раз прикоснуться к вневременному бытованию мира». Помимо приглашения в мир простых вещей, отмеченного французом, была еще и некая вечная, заложенная в генетической памяти грусть, которую читаешь в глазах моделей (и даже в натюрмортах), вспоминая Экклезиаста: «Во многой мудрости много печали и умножая познание, умножаешь скорбь».

Также о творчестве моих родителей-художников см. на сайте www.skubkokarpas.ru, где, наряду с работами, размещен фильм Е.А.Лисенковой и Ю.С.Скубко «Московские художники Людмила Скубко-Карпас и Сергей Скубко» (2013). Опубликованы альбомы «Людмила Скубко-Карпас. Рисунки мастера (2015) и «Из творческого наследия московских художников Сергея Скубко и Людмилы Скубко-Карпас» (2016).

Юрий Скубко



Фотогалерея