История Древней Москвы в фактах (Старинный Кремль)


         Во второй половине XV века удивительным образом изменился облик Древней Москвы. С 1485 по 1495 год были выстроены новые, кирпичные стены и башни Кремля, расширена его территория. В результате стены Кремля получили современные очертания неправильного треугольника: их протяженность с башнями составляла 2 км 235 метров, площадь внутри архитектурного сооружения – 28 гектаров. В некоторых местах белокаменные стены времён Дмитрия Донского вошли в состав стен XV века. При возведении стен строго учитывался рельеф местности: их высота была от 5 до 19 метров, толщина – от 3,5 до 6,5 метров. На стенах было более тысячи бойниц, с внешней стороны – множество мерлонов (зубцов). По верху стены проходила «боевая площадка» шириной от 2 до 4,5 метров.

Со стороны Красной площади в начале XVI века был вырыт ров шириной 32 метра и глубиной 12 метров. С двух сторон Кремлёвский холм омывали реки: с южной стороны – Москва, с юго-запада – Неглинная.

Строительство Кремля начали с южной стороны, выходящей к Москве-реке, так как оттуда чаще всего появлялись неприятельские войска.

В 1485 году архитектор Антон Фрязин соорудил первую – Тайницкую – башню. Под башней был вырыт колодец и проделан тайных ход к Москве-реке, чтобы в случае осады снабжать Кремль водой. Поэтому башня и получила такое название.

В 1487 году зодчий Марко возвёл круглую башню рядом с двором боярина Беклемишева, которую назвали Беклемишевской.

Выше по течению Москвы-реки, в устье реки Неглинной, рядом с двором бояр Свибловых возвели угловую башню. После строительства в ней установили водоподъёмную машину, подававшую по свинцовым трубам речную воду в кремлёвские сады. Поэтому башню стали величать Водовзводной – это был первый водопровод в Москве.

Семь мощных башен укрепили южную стену Кремля.

Пётр Антонио Солярио в 1490 году построил Боровицкую проездную башню, а на восточной стене – Константино-Еленинскую. Через год он соорудил Фроловскую (ныне Спасская) башню. Спасская башня – одна из самых красивых и величественных башен Кремля. Кроме парадных подъездных ворот она имеет каменный мост через ров шириной 10 метров, длиной 42 метра. На знаменитом Спасском мосту шла оживлённая торговля книгами, картинами, гравюрами, лубком. Разные белокаменные детали её верхних ярусов поражают «исключительной тонкостью работы». Целых три этажа башни заняты механизмом кремлёвских курантов. (Первые часы в Москве были установлены в 1404 году на Соборной площади). Часы Спасской башни были устроены очень интересно. Циферблат, разделённый на 17 часов, вращался, а неподвижный луч «солнца», укреплённый сверху, служил указательной стрелкой. Над проездными воротами Спасской башни на белокаменных плитах вырезана надпись, рассказывающая историю постройки башни. На доске, со стороны Красной площади, надпись выполнена по-латыни, на другой, со стороны Кремля, - древнерусской вязью. С XVII века в честь иконы Спаса, находящейся над главными проездными воротами, башню стали называть Спасской.

В том же 1491 году Петром Антонио Солярио была на «новой территории» Кремля построена Никольская башня (около реки Неглинной).

Рядом с домом бояр Собакиных возвели угловую башню – Угловая Арсенальная. Всего в Кремле 20 башен, 19 из них расположены по периметру стен, а двадцатая – Кутафья – «предмостная», «отводная» от Троицкой башни.

Следует особо отметить, что каждая башня Кремля имеет свой оригинальный архитектурный облик, и неповторимую историю.

В Кремле было выстроено также несколько подземных сооружений – тайников, часть которых предназначалась для укрытия людей и ценностей, а часть – для обеспечения защитников крепости питьевой водой. Для борьбы с подкопами со стороны неприятеля были прорыты длинные каменные подземные галереи – «слухи».

С XIV века Оружейная палата в Кремле представляла собой сокровищницу великих московских князей и царей. Древнейшие из её вещей упоминались ещё в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и других правителей.

В конце XV века великокняжеская казна разрослась настолько, что для её хранения в 1484-1485 годах между Архангельским и Благовещенским соборами было построено специальное каменное здание, которое позже стало называться Казённым двором.

Великокняжеская казна приобрела значение государственного хранилища. Но предметы, её составляющие, не просто хранились на Казённом дворе, а постоянно использовались в дворцовом быту: при венчании на царство, во время торжественных посольских приёмов, пиров и пышных церковных служб.

Первое летописное упоминание об Оружейной палате относится к 1547 году и связано с рассказом о большом пожаре, во время которого сгорел «Казённый двор с царскою казною» и «Оружейная палата вся погоре с воиньским оружием…»

В первый период своего существования Оружейная палата являлась одновременно хранилищем и производственной мастерской, в которой изготовлялось парадное и боевое холодное и огнестрельное оружие, различные оборонительные доспехи для снаряжения русских воинов.

С древнейших времён на территории Московского Кремля при великокняжеском и митрополичьем, а позднее при царском и патриаршем дворах существовали производственные художественные мастерские, в которых работали наиболее одарённые и высококвалифицированные мастера, владевшие различными ремёслами, собранные сюда со всех концов земли Русской.

Наряду с мастерами-оружейниками, в Оружейной палате работали художники-живописцы, которые расписывали царские хоромы, соборы Кремля, писали миниатюры для евангелий и светских книг, парнусы (портреты) и иконы.

         В конце XV века наряду с Оружейной палатой возник Конюшенный приказ, который ведал царской конюшней, поставкой лошадей для войска и т.п. При нём были мастерские, в которых изготовлялось парадное конское убранство для царских выездов.

Одна из кремлёвских мастерских называлась Постельной палатой. В конце XVI века она разделилась на Государеву и Царицыну палаты. Мастерская Царицына палата находилась в женской половине Теремного дворца, под хоромами царицы. В ведении её было хранение и изготовление постельного царского убранства и одежд для членов царской семьи. Искусные мастерицы плели драгоценные кружева, украшали одежды золотым и серебряным шитьём, жемчужным низанием. Здесь создавались единственные в своём роде шитые разноцветным шёлком покровы и плащаницы.

Кроме названных мастерских в Кремле возникла Серебряная палата, из которой в 1624 году выделилась как самостоятельная мастерская Золотая палата. В отличие от Оружейной палаты, Конюшенного приказа, Государевой и Царицыной палат, имевших значение и хранилищ, и мастерских, Серебряная и Золотая палаты были только мастерскими. В них изготовлялись самые ценные предметы из золота и серебра, которые использовались для царского и патриаршего дворов: венцы, скипетры, державы, драгоценная посуда, церковная утварь и т.п.

 Особенного расцвета достигла деятельность кремлёвских мастерских во второй половине XVII века. В это время они представляли собой своеобразную русскую академию художеств, в которой работали наиболее одарённые мастера-виртуозы различных специальностей.

В 1700 году были упразднены Золотая и Серебряная палаты, дела которых передали в ведение Оружейной палаты. В 1711 году многих мастеров Оружейной палаты перевели в новую столицу – Петербург.

Экспонаты Оружейной палаты размещены в хронологической последовательности, что позволяет проследить развитие стилистических особенностей древнерусского декоративно-прикладного искусства. Например, коллекция холодного оружия включает в себя почти все виды вооружения: клевцы, чеканы, топоры, перначи и шестоперы, булавы и буздыханы, бердыши, копья, рогатины, сабли, кончары, палаши. Среди них экспонируются сабли русских национальных героев, в частности, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Уникальная коллекция ружей, пищалей и пистолетов (с XVI века) даёт возможность проследить эволюцию огнестрельного оружия многих стран Запада и Востока.

Самыми ранними образцами русского огнестрельного оружия с кремневым замком являются ружья Троице-Сергиевой лавры. Они применялись во время обороны лавры от интервентов в 1608-1610 годах.

К числу наиболее древних и интересных предметов относится шлем византийской работы XIII века, а также шлем, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу. Он был найден на месте междоусобной битвы суздальцев с новгородцами (1216 год).

Памятники золотого и серебряного дела (начиная с XII века) дают возможность судить о высоком уровне древнерусской культуры Киева, Владимира, Суздаля, Новгорода, которая явилась основой для последующего развития раннемосковского искусства. В большом многообразии представлена древнерусская посуда. Золотые и серебряные чаши, чары, братины, ендовы и ковши.

В зале тканей представлены лучшие образцы ручного художественного ткачества (начиная с XIV). Здесь можно увидеть ткани византийского, иранского, турецкого, итальянского, испанского, китайского, французского, датского, английского и русского производства. Наиболее древними являются византийские ткани XIV-XV веков. Из них сшиты облачения первых московских митрополитов – Петра, Алексея, Фотия. Интересны иранские ткани, отличающиеся мелким растительным или геометрическими узором. Экспонируются облачения высшего духовенства, сшитые из турецкого бархата, атласа и алтабаса.

Довольно многочисленна коллекция одежд, выполненных из великолепных итальянских бархатов и аксамитов. Из двоеморхого бархата, например, сшиты домашние кафтаны патриарха Никона. Исключительной роскошью отличаются гладкие и особенно петельчатые аксамиты (это самая богатая коллекция в мире). Например, Саккос патриарха Никона сшит из двоеморхого петельчатого аксамита (1654 г.)

Также широко представлено русское изобразительное и декоративное шитьё из княжеских, боярских и монастырских мастерских. Эти замечательные вещи относятся к числу лучших произведений не только русского, но и мирового художественного и лицевого шитья (XV-XVII веков).

Одной из «древней» коллекции шапок является знаменитая шапка Мономаха восточной работы конца XIII – начала XIV века.

Значительную ценность имеет коллекция древних царских тронов.

В зале парадного конского убранства и карет собраны предметы, которые играли важную роль в оформлении царских выездов и посольских встреч. В большом количестве представлены сёдла, арчаки и предметы конской сбруи, выполненные из серебра и золота, искусно украшенные эмалью, чеканкой, чернью, гравировкой и драгоценными камнями. Богатые попоны из драгоценных тканей расшиты жемчугом и украшены золотыми накладками.

Крупнейшая в мире коллекция карет (с Колымажного двора поступило более 200 различных экипажей) – каждый экипаж – замечательное произведение прикладного декоративного искусства.

Центр Древней Москвы поражал многочисленных послов, путешественников огромной материальной ценностью имеющихся вещей, он буквально слепил их блеском золота, серебра, сиянием драгоценных камней и мерцанием жемчугов.

Материал подготовлен по экскурсионным рассказам середины ХХ века

На фото представлена открытка из советской коллекции "Башни Кремля"