Максим Аксёнов. Мариинский театр. Интервью.


Елена Чапленко: Без какого совета мастера Вы не представляете себе удачный выход на сцену?

Максим Аксёнов: Выход на сцену – это комплексное мероприятие, которое требует определенной подготовки не только в голосовом плане, но также и в психологическом, что является ключевым моментом успешного выступления. Это как у спортсмена, который готовится на мировой рекорд: одной физической подготовки мало, важно ещё иметь твёрдую веру в то, что мировой рекорд доступен для спортсмена в данный момент. А самое главное, что не только доступен, но и что в этом нет ничего неординарного, как будто это нечто обыденное, повседневное. Один какой-либо совет ничего не решает. Нужно быть твёрдо уверенным в исполняемом произведении, хорошо знать все его нюансы, быть уверенным в своём голосе, в правильности его настройки, что он не подведёт в нужный момент. Нужно быть твёрдо уверенным также в своих партнёрах, мизансценах и даже в своём костюме, который иногда создает дискомфорт и мешает работать, когда он плохо «сидит». И даже при тщательной подготовке никто не гарантирует успеха, ведь всегда присутствует Его Величество Случай! Есть что-то неподвластное артисту. На мой взгляд все хорошие артисты выступают в особом состоянии, которое можно назвать трансовым. Это момент наивысшей концентрации с одной стороны и полное расслабление с другой, когда ты готов к любому неожиданному повороту событий. В этот момент ты становишься почти сверхчеловеком, обостряются все чувства, поднимается давление до запредельных значений, и вот он – выход на сцену. Ты остаёшься один на один с музыкой и Богом. Зритель становится как бы немым свидетелем этого таинства. В этом и состоит наша работа. Артисты в этот момент способны даже чувствовать настроение публики, её заряд. Без неё невозможно достичь нужного состояния. Этому невозможно научить! Это либо есть, либо нет!

Елена Чапленко: В какой партии наиболее полно и ярко раскрылся Ваш творческий потенциал?

Максим Аксёнов: Самая выдающаяся моя роль, на мой взгляд, является роль Германа в «Пиковой даме», за которую меня удостоили чести быть лауреатом театральной премии «Золотая маска». Это абсолютно уникальная роль, которую я исполнял на сцене около 200 раз в десятках различных постановок. Роль, которую я люблю больше всего, одна из трёх ролей (Герман, Хосе в «Кармен» и Отелло из одноименной Оперы Верди), ради которой я вообще начал учиться петь. Мне впервые посчастливилось исполнить роль Германа, когда мне было только 18 лет. Это было испытание, на кону которого стоял вопрос дальнейшей моей жизни, как музыканта: в случае удачного исполнения в качестве оперного артиста, и в случае неудачного исполнения в качестве пианиста-концертмейстера, так как на тот момент я заканчивал музыкальный колледж по классу фортепиано. И к счастью, в тот момент звёзды были на моей стороне. Я достойно справился с этим испытанием. А в дальнейшем, практически все поворотные события, как позитивные, так и негативные в моей жизни были тесно связаны именно с «Пиковой дамой».

Елена Чапленко: Вам приходилось делать выбор в пользу музыкальной или драматической составляющей роли, или Вам всегда удаётся гармонично сочетать музыку и драму?

Максим Аксёнов: Иногда, когда голос не всегда отвечал художественным требованиям, приходилось делать выбор в пользу драматической составляющей, но только там, где это позволяла музыкальная ткань. Ведь очень часто бывает так, что музыка и есть вся драматическая составляющая, где невозможно подменить качественное пение убедительной актёрской игрой. В таком случае, ничего  не остаётся иного, как – либо хорошо петь, либо 

отменять выступление. Это относится прежде всего к творчеству Верди, и иных мастеров bel canto, где драма уступает место красивому пению, где всё направлено на то, чтобы артист поразил публику красивым голосоведением, яркой, блестящей, эффектной верхней нотой и т.д.

Елена Чапленко: Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать оперный певец, чтобы вызвать интерес к своему творчеству миллионов людей разных стран мира?

Максим Аксёнов: На мой взгляд, настоящий артист должен обладать целым комплексом различных качеств как: харизма, высокий уровень музыкальной и общей подготовки. Безусловно, он должен иметь хорошую природу голоса, но гораздо важнее иметь терпение, выдержку, способность к постоянному обучению, без которой невозможно долгие годы оставаться востребованным музыкантом. А самое главное, он должен обязательно обладать широтой души, какой обладали великие мастера прошлого. Артисту всегда должно быть о чём спеть, о чём рассказать зрителю, чему научить. Только за таким артистом пойдут люди. Для этого они приходят в зал, чтобы увидеть, как артист «горит» на сцене, чтобы забрать чуточку его души. А артист, как птица Феникс, снова и снова возрождается из пепла в новых ролях. В этом и состоит уникальность нашей профессии.

Елена Чапленко: Когда-либо Вы бываете абсолютно удовлетворены проделанной Вами работой?

Максим Аксёнов: Знаете, такое иногда случается. Каждый раз, когда приходит удовлетворение проделанной работой, обычно коллеги говорят: «Ты что, заболел?» или «Ты сегодня очень прилично пел для уставшего человека!» А если говорить серьезно, то абсолютно удачного выступления просто не бывает. Даже если такое и случается, то по прошествии времени приходит осознание, что это было хорошо на тот момент, а сейчас уже не выглядит также впечатляюще. Это связано прежде всего с тем, что мы постоянно чему-то учимся, открывая новые грани ремесла. И плюс – наше искусство существует только в настоящем времени: здесь и сейчас. Мы стараемся выдать наилучший результат, но находимся в разной форме, и повторить себя даже вчерашнего – это большая проблема, не говоря уже о том, что хотя бы чуточку себя превзойти. И каждое новое утро певца начинается с поиска своего голоса.

Елена Чапленко: Музыка каких композиторов Вам ближе? С чем это связано?

Максим Аксёнов: Я считаю себя глубоко русским человеком, который безумно любит свою русскую культуру, музыку и традиции. На мой взгляд я достиг наивысших результатов в исполнении музыки отечественных композиторов XIX века и, прежде всего, Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и Римского-Корсакова. Я был довольно долгое время востребован на различных международных сценах как исполнитель прежде всего русской музыки, а уже во вторую очередь, как исполнитель зарубежной классики.

Елена Чапленко: Расскажите, пожалуйста, над какими проектами Вы работаете в настоящее время.

Максим Аксёнов: В настоящее время я работаю над оперой Пуччини «Джанни Скикки» и над ролью знаменитого Мистера Икс в оперетте Кальмана «Принцесса цирка». Также я начал работать в качестве музыкального коуча-репетитора, делясь своим опытом с более молодыми коллегами.

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Максима Аксёнова

за интересный рассказ

Фотографии из личного архива Максима Аксёнова