Антон Лабунскас. Театр балета Бориса Эйфмана. Интервью
Елена Чапленко: Расскажите, пожалуйста, над какими проектами Вы работаете в настоящее время. Какие творческие моменты Вы бы отметили?
Антон Лабунскас: Уже четыре года я развиваю проект по организации мастер-классов, где я и мои коллеги-артисты имеют возможность самовыражения в обучении молодых профессионалов и любителей. Уникальность этого проекта в том, что любой желающий может принять участие в общении с артистами, так как мы проводим различные программы – и для детей, и для молодежи, и для лиц старшего возраста. И у меня есть второй проект по проведению балетных фотосессий «CALENDARBALLET». Сейчас мы с фотографом Евгенией Матвиенко подготовили программу «фотоспектакля» и представим его в виде выставки в сентябре! Всех приглашаю посмотреть балетную концептуальную фотографию с моим участием в центре Петербурга на «Пяти углах».
Елена Чапленко: В Вашей жизни случались события, которые переворачивали Ваше представление о балете? Возможно ли такое сейчас?
Антон Лабунскас: Когда я начал работать в Театре балета Бориса Эйфмана – это, пожалуй, главное событие, которое изменило моё представление о балете. С того дня я попал в новый мир и до сих пор живу в нём и очень рад этому. Тогда я узнал новый балет, и у Бориса Яковлевича отношение к балетному искусству особое, это тоже очень важно. Сейчас возможно и могу чему-либо удивиться, но вряд ли что-нибудь перевернёт моё представление о балете.
Елена Чапленко: У Вас выработан собственный стиль преподавания? Вы можете требовать от танцовщика больше, чем когда-либо требовали от себя?
Антон Лабунскас: Каждый педагог должен заставлять своего ученика идти дальше себя. Надо стремиться к тому, чтобы артист делал лучше, больше, качественнее и современнее, чем когда-то педагог сам. Так и Агриппина Яковлевна Ваганова учила, сама не всё могла и её ученицы превосходили её. А это большое счастье, когда артист лучше, чем ты. В этом мой стиль. К себе каждый артист балета должен быть сверхтребовательным, иначе ничего не получится. Требовать от себя максимум – это закон балетного творчества.
Елена Чапленко: Кого из звёзд мирового балета Вы бы хотели видеть своим учеником? Что Вы смогли бы ему дать?
Антон Лабунскас: На своём творческом пути я встретил великих артистов балета – Хулио Бокка, Владимир Малахов и многих других. И это всегда взаимное обогащение – от работы и от общения. Поэтому, если мне судьба даст возможность работать с выдающимся человеком – то я дам ему столько сил и энергии, сколько смогу.
Елена Чапленко: Вы связываете своё будущее с деятельностью хореографа-постановщика?
Антон Лабунскас: Путь хореографа-постановщика очень труден, тяжёл,
и я знаю об этом пути очень много, так как около двадцати лет работаю с действующим хореографом Борисом Эйфманом. Для широкой публики пока я не делал профессиональных балетных постановок, но
некие попытки были. Безусловно, для меня как для художника это было ценно и интересно. Я только начал развиваться в этом направлении и своё будущее обязательно связываю с деятельностью
хореографа-постановщика – дуэты, номера и танцы рождаются уже сегодня и когда-нибудь это обретёт масштаб, я уверен.
Елена Чапленко: Какую главную проблему современного балета, как искусства Вы бы отметили? Какой конфликт интересов в балете является неразрешимым?
Антон Лабунскас: Самая главная проблема балета в современном мире – это уход хореографов от балета. Сегодня много молодых хореографов, которые называют современным балетом то, что им не является. Поэтому я желаю, чтобы в современной хореографии оставался балет, вопрос это довольно сложный, но в двух словах – вот, примерно так. А что касается конфликта интересов – это столкновение артиста и репертуарного театра. Неразрешимый конфликт. Артиста ставят в зависимость, в рамки и не каждый может это принять. Независимые личности, порой, покидают театр и работают самостоятельно.
Елена Чапленко: Каким образом Вам удаётся видеть новое в персонажах классических постановок?
Антон Лабунскас: Прекрасный вопрос. Когда я увидел старые записи, в которых партии исполняют такие звёзды балета, как Константин Михайлович Сергеев, Наталья Михайловна Дудинская – тогда я увидел для себя много нового. Прошло много времени, я пересматриваю эти записи сейчас и вижу для себя в них что-то новое… Вот парадокс.
Елена Чапленко: Что самое ценное Вы почерпнули из Вашего танцевального опыта, и как эти знания можно трансформировать в Ваши нынешние педагогические приёмы?
Антон Лабунскас: Для себя я понял одно – надо с юности не бояться перерабатывать, я оставался после репетиций, тренировался сам и в один прекрасный день Эйфман заметил меня. И сегодня, когда вижу, что артист работает над собой самостоятельно (и я призываю к этому) – я понимаю, что он на верном пути. Самый важный педагогический приём для артиста – научиться работать самостоятельно и воспитывать себя самого. Не побоюсь сказать, что у меня выработался железный характер, и я стал профессионалом. Я пришёл в Театр полуфабрикатом, и с годами набрал технику, пластику, координацию, мастерство и колоссальный опыт во всём, всё это будет передано мной следующему поколению артистов.
Елена Чапленко: Насколько в нынешних реалиях совместим балет и киносъёмка? Артист балета должен уметь работать на камеру, или видеооператор должен научиться понимать структуру классического танцы?
Антон Лабунскас: Современный артист балета, конечно, должен дружить с камерой. У меня большой опыт съёмок в спектаклях Бориса Эйфмана, так как очень многие балеты преобразованы в видео-спектакли. И во время съёмок я следил за тем, как работает камера, как работает Борис Яковлевич в виде режиссёра, и как работает оператор. Главная задача Эйфмана была, чтобы получилось Pas de deux артиста с камерой. Что это? Сейчас объясню. Это постоянное движение – и артиста, и камеры. Это безумно важно. Камера не стоит стационарно – она летает, кружится и бежит вместе с артистом, изнутри, переворачивается… Дуэт артиста и камеры…
Елена Чапленко: На какие личные уступки Вы можете пойти ради достижения творческой цели?
Антон Лабунскас: Артист балета, в принципе, не сможет ничего
достичь, если он поставит личные интересы выше интересов Театра. Такая профессия. Как только личный интерес сольётся с интересом творческим, как только самым главным личным интересом станет балет
– тогда и только тогда можно говорить о высоком искусстве. Такая профессия, повторю…
Редакция газеты "Мир и Личность"
в лице главного редактора Елены Чапленко
благодарит Антона Лабунскаса
за интересный рассказ
Фотографии - из личного архива Антона Лабунскаса
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-60585 от 20 января 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
***
Изданию присвоен номер ISSN: 2500-073X
Выдано Федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", Российской книжной палатой
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
При использовании материалов сайта ссылка на издание "Мир и Личность" обязательна!