Великолепное искусство Фландрии


Имена Рубенса, Ван-Дейка, Иорданса и других фламандских художников XVII века широко известны… Прекрасные образцы их искусства украшают стены многих галерей и музеев по всему миру. На этих полотнах можно увидеть полные ликующей жизнерадостности мифологические сцены, изображения народных празднеств, нарядные пейзажи, превосходные натюрморты, великолепно написанные портреты.

Яркая живописность, мощный реализм, полный оптимизма и уверенности в радости жизни, вера в силу человека – вот отличительные качества лучших памятников фламандской живописи. Изучение этих произведений восстанавливает перед нами картину одного из высших подъёмов старого западного искусства.

Возникновению собственно фламандской художественной культуры предшествует двухсотлетнее развитие так называемого старого нидерландского искусства. Нидерландским искусством принято называть искусство Фландрии и Голландии XV и XVI веков, т. е. того периода, когда культурное развитие и политическая судьба этих двух стран ещё теснейшим образом связаны друг с другом. В XV веке Нидерланды являются одной из самых передовых стран в Европе. Торговые города Нидерландов с их богатым текстильным производством привлекают к себе огромные денежные суммы со всей Европы, в нидерландские порты тянутся корабли с востока на запад, тысячи купцов съезжаются на ежегодные ярмарки. В это время здесь начинает складываться интереснейшая художественная культура.

До XV века на территории Нидерландов, как и в других странах северной Европы, развиваются формы средневекового церковного искусства. При этом лучшие, наиболее значительные и передовые формы средневекового искусства складываются не здесь, а во Франции. Нидерландское искусство XIII-XIV веков имеет в себе мало самобытного. В XV веке, вместе с экономическим расцветом этой маленькой страны, начинается и расцвет её духовной культуры. С особой силой он проявляется в нидерландской живописи. Несмотря на то, что искусство продолжает ещё быть в значительной мере связанным с религиозным содержанием, в нём со всей определённостью выступает связь с народными интересами. Оно становится живым, близким к повседневной жизни, лирически ясным и простым. С особенной любовью передают художники быт и занятия своих соотечественников, родную природу. На картинах нидерландских живописцев XV века религиозные легенды изображаются в виде трогательных, наивных и простых повествований. Персонажи облачаются в современные костюмы, помещаются в интерьеры нидерландских домов XV века, фоном нередко служат улицы нидерландских городов. Особого расцвета достигает в это время искусство портрета. Здесь сказывается пристальный интерес нидерландских художников к образу человека, который они умеют наполнить глубоким и значительным содержанием. Портретные изображения нидерландских живописцев XV века – Яна Ван-Эйка, Рогира Ван дер Вейдена, Гуго Ван дер Гуса, Ганса Мемлинга – отличаются особенной тонкой одухотворённостью и значительным живописным мастерством. XV век проходит в нидерландском искусстве под знаком разнообразных реалистических исканий. Ян Ван-Эйк и другие художники много работают над овладением пространством, над соотношением фигур и предметов между собой, над правильным применением света и передачей различных материалов. Особого мастерства достигают они в изображении отдельных остро наблюденных деталей или индивидуальных особенностей человеческих лиц и фигур. Главным качеством нидерландской живописи XV века является то, что она имеет своё собственное, ясно выраженное национальное лицо.

В Нидерландах в XV веке складывается самостоятельная и интересная художественная культура.

В дальнейшем эти искания нидерландских художников всё усложняются и идут по самым разнообразным руслам. В XVI веке развитие нидерландской живописи проходит под знаком борьбы против отвлечённого содержания искусства, против исключительности религиозной тематики. Выступающие в начале XVI века художники – Квентин Массей, Ян Госсарт, Лука Лейденский и другие – уже начинают разрабатывать светские темы. В моду входят мифологические сюжеты; пейзаж и бытовое изображение начинают трактоваться как светские сцены; дальнейшее развитие получает портрет. В Нидерланды проникает в это время влияние итальянского искусства, которое наталкивает нидерландских живописцев на целый ряд исканий. На первых порах их опыты далеко не всегда приводят к созданию полнокровных реалистических образов. Их изображения часто бывают гротескны и неуклюжи. Главное своё внимание они направляют на овладение телесностью и весомостью предметов, нередко отказываясь, при этом, от психологической содержательности образов. Зато усиливается и всячески подчёркивается социальный смысл изображений. Именно эта сторона искусства становится важнейшим завоеванием нидерландских художников XVI века. В искусство проникает образ нового человека, уже в значительной мере свободного от средневековой приниженности, деловитого, простого и трезвого, жителя свободолюбивых нидерландских городов. В живописи находит себе отклик та ожесточённая социальная борьба, которая происходит в это время в Нидерландах. Обозначаются и вскоре вступают между собой в конфликт два направления: одно – национально-демократическое, ратующее за простоту, жизненность и самобытность искусства, другое – тяготеющее к тем международным художественным канонам, которые в XVI веке складываются в аристократических кругах европейского общества. Национальное направление нидерландского искусства находит наиболее яркое воплощение в творчестве замечательного художника Питера Брейгеля (ок. 1525-1569), который с полемическим задором восстаёт против всех международных формул искусства, противопоставляя им яркое и свежее, а подчас даже нарочито грубоватое изображение народной жизни. Творчество Брейгеля наполнено мощной силы и внутреннего напряжения.

Это далеко не случайно. В середине XVI века Нидерланды вступают в бурный, героический период своей истории. Тяготеющее над страной владычество феодальной, католической Испании, которое тормозит её экономическое и культурное развитие, приводит к вспышке революционного движения. Народ поднимается на борьбу с иноземным игом. Начинается смутная и сложная эпоха, полная кровопролитий и огромного напряжения народных сил. Национально-освободительная борьба, имеющая одновременно и антифеодальный характер, длится несколько десятилетий и получает различный исход в северной и южной части страны – в Голландии и во Фландрии. Голландии удаётся выйти из этой борьбы победительницей и завоевать себе независимость. Фландрия остаётся под властью Испании. Старое нидерландское искусство приходит теперь в упадок. Возникает целый ряд новых художественных течений и направлений, из которых в конце концов выкристаллизовываются две самостоятельные национальные художественные школы – голландская и фламандская. С этого времени фламандское искусство идёт своим путём.   

Материал подготовлен 

по научным трудам Н. Гершензон

Фото - Галины Бусаровой