От императорского двора и из парижских салонов романс доходит до деревни


Подобно тому как баллада в Шотландии, как баркарола в Венеции – так и романс является во Франции национальным жанром искусства.

Романс – излюбленная форма для выражения нежных и изящных чувств, и само его название происходит от первоначального наименования roman (романский), данного нашему языку, когда он уже не был латинским, и ещё не стал французским.

В эпоху Возрождения определились характерные черты романса. Ной Феньен, Люпи, Гильом де-Гертёр, Пьер Вермон сочиняли романсы достаточно талантливо, и этот жанр перешёл в Италию под именем Canzonetta alla francese (французская канцонетта).

Затем музыканты Болье, Дешан, Клоден, Пьер Гедрон, Буассе вдохновлялись поэзией Ронсара, Баифа, Давида де-Перрона. Сами короли, увлекаясь музыкой, содействовали успеху этого жанра: Франциск I, Генрих IV, Людовик XIII соперничали со своими подданными в сочинении романсов.

При Людовике XIV Кино и Буало сочиняли романсы для Ламбера, тестя Люлли, и Бернье.

Распущенные нравы эпохи Регентства задержали развитие романса и поощряли склонность к легкомысленным песенкам.

В романсах, музыку которых писали Колен де-Буамон, Бюри, Кампра, есть изящество и тонкость. В них предчувствуются знаменитые романсы, которые будут даны поэтами и композиторами эпохи Людовика XV, с теми свойствами, которые обеспечат этому жанру такую живую популярность, что она продержится до последних лет XIX в.

Романс Рибуте «Почему я не папоротник!», музыку к которому написал Альбанез, начинает собою эпоху. Затем герцог де-ла-Вальер ввёл в моду «исторический романс», жалобные песни, в которых Беркен вскоре стал его соперником. Повсюду пели «Женевьеву Брабантскую». Иногда в них чувствовалась искусственность. Тогда пародисты изощрялись в шуточных романсах в тридцать или сорок строф, издеваясь над авторами, чувствительность которых была чрезмерно драматична. Но подлинный романс не терял своих прав. Из наиболее удачных известны: романс аббата Монжено «Тирсис у фонтана», на тему которого Виотти написал знаменитые вариации; романс Лагарпа «Нежная моя волынка» и более всего романс Мартини «Счастье любви длится лишь миг», способствовавший перемене в социальных навыках артистов. Прежде слава доставалась поэту. Начиная с Мартини, соотношение музыканта и поэта изменяются. Композиторы романсов начинают заботиться о своей известности у публики.

Они требуют своей доли успеха, и часто получают бо́льшую, чем их сотрудники поэты. Таким образом, искусство композитора романсов становится средством добиться известности. Превосходные музыканты, способные писать и не такие скромные произведения, обратились к романсу. И когда произошла революция, её потрясения лишь задержали на время дальнейшее развитие этого жанра. Затем романс принял героические черты, в тот самый момент, когда Мегюль хотел, чтобы народ вспомнил о самых славных национальных подвигах… Но вскоре поэты и музыканты определённой группировки стали оплакивать несчастья Марии-Антуанетты… И понемногу романс снова завоёвывает былой успех. При директории он был принят с удовольствием. Во время империи он царил везде.

Близилось время, когда романс заполнил всё. Во всяком случае, хотя знаменитые музыканты, представители этого жанра, и обязаны были своей славой романсу, они в то же время занимались и другим творчеством. Пьер Гаво, превосходный актёр, своим произведением «Пробуждение народа» внёс свою долю в музыку эпохи революции. Также Гара – основатель французской национальной школы пения и один из знаменитейших профессоров консерватории. Плантад становится коллегою Керубини и Лесюера в капелле Людовика XVIII по композиции культовой музыки; а их соперник Шорон – учёный, прекрасный педагог, основатель школы – привлекает внимание музыкантов к Палестрине и забытым мастерам эпохи Возрождения. Софи Гайль женщина-композитор, имела успех и в театре, Прадер, профессор фортепиано в консерватории, начал дело, которое продолжат Циммерман, Мармонтель, Дьемер; он даёт пример плодотворности художественной децентрализации, основав консерваторию в Тулузе. Бланжини – выдающийся дирижёр и профессор пения в консерватории. Одна королева Гортензия проявляет себя в музыке только в области романса. Но её пример показателен. От императорского двора и из парижских салонов романс доходит до деревни. Все способствуют его подъёму. Так будет продолжаться долгое время. Незначительные музыканты и музыкантши воспользуются этой модой. Но музыкальное искусство много бы потеряло, если бы это увлечение романсом в течение XIX в. не способствовало повсеместному распространению вкуса к пению и развитию того жанра, который теперь значительно усовершенствовался в сочинениях современных композиторов.

А. Радиге 

Фото - Галины Бусаровой