Франсуа Госсек и другие. Музыка пламени и перемен. Часть 3


В истории празднеств первой Республики праздник в честь Верховного существа знаменует конец одного периода и предвещает начало другого. Доклад Робеспьера в Конвенте 18 фрореаля II года (7 мая 1794 г.) не только ставил себе целью декретировать празднование в честь Верховного существа, он определённо указывал на политическую необходимость организации национальных празднеств:

«Собирайте людей, - вы сделаете их лучшими, ибо, когда люди собраны вместе, они стремятся нравиться друг другу и они могут нравиться только тем, что делает их достойными уважения. Дайте их собранию высокую моральную и политическую идею, и любовь к вещам благородным вольётся вместе с удовольствием во все сердца, ибо люди не видятся друг с другом без удовольствия. И разумеется, что система национальных празднеств станет одновременно самой нужной связью братства и самым могущественным средством возрождения.

Пусть будут общие и более торжественные празднества для всей Республики; пусть будут празднества частные и для каждой местности; они станут днями отдыха и заменят то, что уничтожено обстоятельствами».

В результате Робеспьер предложил организацию регулярных празднеств в честь славных годовщин, как напр. Годовщины 14 июля, 10 августа, 21 января, и организацию декадных празднеств (десятые дни заменяли воскресенье) в честь природы, человеческого рода, французского народа, благодетелей человечества, героев свободы, мучеников Республики.

Конвент принял этот проект, и день 20 прериаля (8 июня) стал считаться днём национального праздника в честь Верховного существа. Месяцем позже, 10 термидора (28 июля) произошло падение Робеспьера. Но Конвент не прекращал систематической организации празднеств и после 10 термидора. В Комитете по народному образованию Шенье и его коллеги продолжают заниматься этим вопросом. Докладчик Эшассерьо 17 плювиоза III года (5 февраля 1795 г.) вносит на обсуждение Конвента новый доклад:

«…Народ жаждет национальных празднеств с таким же пылом, с каким он жаждал получить конституцию, которую вы ему дали. Для того, чтобы довести революцию до конца, нужны специальные организации.

Политические законы являются основой свободы; учреждения обеспечивают им продолжительность существования и уважение в веках; они создают народную мораль и они формируют национальный характер… Они являются оплотом свободы… Тирания и суеверие опустошали землю; законодатели, вы отомстили тирании. Вы должны облегчить зло, причинённое суеверием, вы должны разъяснить заблуждения… Каждый гражданский праздник поставит себе целью прославления какой-либо добродетели, какого-либо дара природы, благодеяния общества или революции… Председательствовать на этих демонстрациях добродетели должны патриархи поколений…

…Мы уже упоминали, что музыкальные звуки вырвали дикаря из лесов, обагрённых кровью его сражений… Именно на гражданских празднествах объединятся люди всех верований».

Когда Конвент 30 термидора III года (17 августа 1795 г.), приняв конституцию, называемую конституцией III года, расходится 4 брюмера III года (26 октября 1795 г.), то накануне закрытия он законом от 3 брюмера в параграфе 6 устанавливает сеть национальных праздников.

«Ст. 1. В каждом кантоне Республики каждый год будут справляться семь национальных праздников, а именно: основания Республики – 1 вендемьера; молодёжи – 10 жерминаля; супругов – 10 флореаля; признательности – 10 прериаля; земледелия – 10 мессидора; свободы – 9 и 10 термидора, старцев – 10 фруктидора.

Ст. 2. Празднование национальных торжеств в кантонах заключается в патриотическом пении, в речах о нравственности гражданина, в братских банкетах, в различных публичных играх, свойственных данной местности, и в распределении наград».

«То, что мы предлагаем, - сказал докладчик Дону, - только опыт, который в лучшие времена получит должное развитие». В течение всего времени существования директории, с 13 брюмера IV года (4 ноября 1795 г.) и до 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.) без перерыва после переворота 18 фруктидора V года (4 сентября 1797 г.) стоящие у власти старались укрепить дело, начатое Конвентом, давая ему должное развитие. В мессидоре IV года (июнь 1796 г.) депутат департамента Мен и Луары, Леклер, близкий друг Мегюля и большой почитатель Глюка, опубликовал «Опыт о распространении музыки во Франции, её охранении и её взаимоотношении с правительством». Эта работа намечает развитие празднеств в связи с развитием музыкального образования во Франции и говорит о необходимости создания в провинциальных городах и даже в деревнях музыкальных учреждений, подчинённых консерватории. От имени директории, в ответ на насмешки против праздника старости, празднуемого 10 фруктидора IV года (27 августа 1796 г.), член директории Ля-Ревейер Лепо поместил в «Редакторе», официальном органе, 23 фруктидора IV года (9 сентября 1796 г.) следующую вполне ясную декларацию:

«Республика существовала, но просвещения, обычаев, учреждений, которые должны были бы её укрепить, ещё не было.

На долю правительства в силу законов и собственных его интересов и стремлений выпала почётная обязанность укрепить республику, употребив для этой цели в качестве одного из двигателей публичные празднества, заставить ценить их, воспользовавшись естественной привлекательностью отдыха и зрелищ, и подчеркнуть таким образом в зрелищах – добродетели, наиболее способные служить правительству поддержкой, чтобы сделать празднества приятными и близкими.

Те, кто пытались вышутить это празднество только потому, что по самому существу оно не могло вызвать собрание граждан, не заметили, что для достижения цели достаточно было бы увещания отца семейства по адресу своих домашних, и забыли, как сильно содействуют общественные учреждения урокам подобного рода».

Инструкция «по празднованию национальных празднеств» для комиссаров директории при административных органах департаментов и муниципалитетов была составлена в вентозе V года (март 1797 г.) министерством внутренних дел, в котором общее управление народным образованием, возглавлявшееся Женгене, объединяло народное образование, общественную нравственность, национальные празднества, республиканские учреждения. На обязанности бюро национальных празднеств, театров и памятников лежала «моральная сторона», тогда как «эстетическая сторона» находилась в ведении консерватории.

Наконец, один из самых активных министр внутренних дел директории Франсуа де-Нешато составляет программы тех празднеств, которые положили начало нашим всемирным выставкам, нашим земледельческим конкурсам; кроме того, он в многочисленных циркулярах напоминал о той высокой цели, которую преследовало правительство директории.

«Философская мысль, - пишет он в циркуляре от 17 вентоза VII года (7 марта 1799 г.) была положена в основу организации системы празднеств. Они являются политическими или моральными. Цель первых – напомнить всей совокупности граждан посредством внушительных образов о чувстве собственного достоинства, об их правах и их обязанностях, или же торжественно отметить достопамятные времена, великие воспоминания триумфов Республики. Вторые являют картины менее обширные, но изящные и исполненные трогательного интереса; они изображают добродетели различных возрастов, разнообразных профессий, они распространяют и приспосабливают воспитание ко всем эпохам, ко всем выдающимся обстоятельствам жизни, и, таким образом, организация празднеств способствует формированию одновременно и человека, и гражданина».

Подробные инструкции были разосланы им в административные центры относительно празднования политических дней – 9 термидора, 10 термидора, 18 фруктидора, 1 вандемьера, 2 плювиоза (21 января), 30 вентоза (суверенитет народа); моральных празднеств – 10 жерминаля (молодость), 10 флореаля (супругов), 10 мессидора (земледелия), 10 прериаля (признательности), 10 фруктидора (старости).

Кроме того, Франсуа де-Нешато захотел облегчить организацию торжеств во всей стране официальным изданием специально написанной музыки и песен. Уже в марте 1794 г. музыканты Национального института музыки стали выпускать «Музыкальный сборник по обслуживанию национальных празднеств»; от него сохранилось 12 выпусков, выходивших с жерминаля II года (апреля 1794 г.) по вентоз III года (март 1795 г.) в уменьшенном формате, «Периодические издания песен и гражданских романсов». Франсуа де-Нешато начал в 1799 г. публикацию «Собрание этапов Французской революции», в котором были переизданы с упрощённым аккомпанементом (два кларнета, две валторны, два фагота) главные произведения, написанные для предыдущих празднеств. 18 брюмера (18 брюмера VIII г., 9 ноября 1799 г., Наполеон объявил себя первым консулом.) прекратило это издание, которое должно было содержать три части: книга 1-я – Этапы Французской революции; книга 2-я – Национальные празднества; книга 3-я – Этапы человеческой жизни. Единственным сохранившимся экземпляром этого «Собрания этапов» является корректурный экземпляр, находящийся в библиотеке консерватории; он показывает, что печатание прекратилось в начале 3-й книги.

До 18 брюмера работа по организации национальных праздников, завещанная Конвентом, проводилась директорией неослабно, но она не могла быть окончательно выполнена. В докладе министру внутренних дел в 1797 г. Женгене отмечал следующие главные причины задержки официальной гражданской пропаганды: тактику священников, незначительные средства, предназначенные для празднеств, недоброжелательство, атакующее празднества страшным орудием насмешки, малое участие администрации, состоящей из замаскированных роялистов или из слишком умеренных республиканцев, наконец воспоминания о терроре, как бы завещавшем республиканский культ. К этим соображения М. Матьез в своём «Опыте об истории религии в эпоху Революции» добавляет следующие соображения:

«…Пропаганда, бывшая главным образом патриотической, политической, становится всё более и более моральной. Политические организации теряют свой престиж, всё более и более начинают замечать, чего стоят люди сами по себе, и перемена формы правления кажется тщетной работой, пока люди остаются теми же. Всё меньше и меньше начинают рассчитывать на общественные власти для того, чтобы выполнить необходимое перерождение, и сильнее рассчитывают на индивидуальную деятельность напр. отдельных хороших граждан. Начинают реже говорить о республиканских установлениях и чаще упоминать о домашнем быте».

Организация празднеств, где пропаганда становилась всё более и более моральной, особенно угрожала церкви. После опасностей 1793 г., пытавшаяся постепенно восстановить свой престиж и авторитет, церковь боролась против этого движения. Первой её победой было то, что консульство в течение первого года, в 1800 г., перестаёт интересоваться празднествами, передаёт моральную пропаганду в частные руки, напр. в руки теофилантропов, а из политической пропаганды сохраняет за собой только два торжества: празднование годовщины 25 мессидора (14 июля) и празднование годовщины 1 вандемьера (22 сентября). Церкви помогало то обстоятельство, что после 1800 г. консульство, подготовляя империю, даёт исключительно военные празднества, смотры на площади Карусель, где музыка представлена только маршами, исполняемыми оркестрами консульской гвардии, организованными из музыкантов, взятых из консерватории, традиция которой с этих пор нарушена, а функция ограничена исключительно обучением артистической аристократии.

Народные массы не так тесно связаны с историей второго периода празднеств республики, как с историей первого периода. Не так обстоит дело с музыкантами. Если первый период почти исключительно принадлежит Госсеку, то второй объединяет в одном устремлении всех крупных мастеров того времени. Необыкновенный расцвет музыкального творчества начинается в 1794 г. Он великолепно завершается в 1800 г. двумя значительными произведениями: «Национальной песнью 14 июля» Мегюля и «Песнью 1 вандемьера» Лесюера. Обе они являются подлинно светскими ораториями, свидетельствующими о бодрой жизненности республиканского искусства начала XIX в.

С 1790 по 1794 г., не считая праздника в честь Разума и праздника в честь Верховного существа, предметом празднеств и произведений, которые они вдохновляли, становится воспоминание о славных годовщинах, траурные церемонии, чествование великих граждан, празднование военных побед. Празднества с конца 1794 по 1800 г., как и художественные произведения, были объединены общей темой.

Снова возвращаясь в менее резкой форме к тому, что пытались дать с празднествами в честь Разума и Верховного существа, гражданские празднества директории привносят и нечто новое для музыки, но самая продолжительность празднеств эпохи директории была слишком мимолётна.

Главные произведения второго периода истории празднеств первой республики, с 1794 по 1800 гг., следующие:

К годовщине 14 июля:

«Национальная песнь 14 июля», исполненная в храме Марса 25 мессидора VIII года (14 июля 1800 г.) лирическая сцена с речитативами, соло, дуэтами, с тремя мужскими и женскими хорами и тремя оркестрами, текст Фонтана, музыка Мегюля.

К годовщине 10 августа:

«Гимн 10 августа», исполненный 23 термидора III года (10 августа 1795 г.), 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, текст Шенье, музыка Кателя.

«Республиканская песнь 10 августа», исполнена тогда же, 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, текст Лебрена, музыка Керубини.

К годовщине 22 сентября:

«Песнь к годовщине основания Французской республики», народная песнь Амальрика, музыка Кателя, исполненная в 1796 г.

«Гимн Республике», исполненный 1 вандемьера VII года (22 сентября 1798 г.), 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, текст Шенье, музыка Мартини.

«Триумфальная песнь в честь праздника 1 вандемьера VII года», исполненная в этот же самый день, 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, текст Леклерка, музыка Мартини.

«Песнь 1 вандемьера», исполненная в храме Марса, 1 вандемьера IX года (22 сентября 1800 г.), лирическая сцена для 4 хоров мужских и женских голосов с речитативами, соло, дуэтом, трио и четырьмя оркестрами, текст Эсменара, музыка Лесюера.

К годовщине 21 января:

«Республиканская клятва», исполненная 1 плювиоза IV года (21 января 1796 г.), 4-голосный хор с оркестром, текст Шенье, музыка Госсека; музыка взята Госсеком из его хоров к «Аталии» Расина (1785).

«Гимн 21 января», исполненный тогда же, песнь С. Бертона на текст Лебрена, использованный также Жаденом и Лесюером в следующем произведении.

«Национальная песнь к годовщине 21 января», исполненная 2 плювиоза VI года (21 января 1798 г.), 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, двух альтов, виолончели и контрабаса, текст Лебрена, музыка Лесюера.

К 9 термидора:

«Стансы к годовщине 9 термидора», исполненные 9 термидора III года (27 июля 1795 г.), текст Пийэ, музыка Кателя.

«Гимн человечеству», исполненный в тот же день, 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, текст Баур-Лормиана, музыка Госсека.

«Песнь 9 термидора», исполненная тогда же, текст Дезорга, музыка Лесюера.

«Гимн 9 термидора», исполненный тогда же, текст Шенье, музыка Мегюля.

«Дифирамбический гимн, посвящённый заговору Робеспьера и революции 9 термидора», исполненный тогда же, но сочинённый годом раньше для соло и хора Руже-де-Лилем, с аккомпанементом оркестра, сделанным Эллером.

«Дифирамбическая песнь» (по случаю торжественного ввоза собранных в Италии произведений наук и искусств), исполненная 10 термидора VI года (28 июля 1798 г.), хор и соло с оркестром, текст Лебрена, музыка Лесюера.

К 18 фруктидора:

«18 фруктидора», исполненная 18 фруктидора VI года (сентябрь 1798 г.), текст Лебрена Тосса, музыка Мегюля.

«Ода на 18 фруктидора», исполненная тогда же, хор для мужских голосов, с аккомпанементом духового оркестра, текст Андрие, музыка Керубини.

К траурным торжествам:

«Гимн Пантеона», исполненный в пятую санкюлотиду, II года (21 сентября 1794 г.) по поводу прибытия Марата в Пантеон, хор для трёх мужских голосов, с аккомпанементом духового оркестра, текст Шенье, музыка Керубини.

«Траурная песнь на смерть Феро», исполненная 14 прериаля III года (2 июня 1795 г.), для соло с мужским хором и аккомпанементом духового оркестра, текст Купиньи, музыка Госсека.

«Траурная песнь памяти Феро», исполненная тогда же, текст Баур-Лормиана, музыка Мегюля.

«Теням Жиронды», элегический гимн для соло, трио и 4-голосного хора с аккомпанементом духового оркестра, исполненный на «празднике мучеников свободы» 11 вандемьера IV года (3 октября 1795 г.), текст Купиньи, музыка Госсека.

«Гимн двадцати двух», соло и 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, исполненный тогда же, текст Шенье, музыка Мегюля.

«Траурный гимн на смерть генерала Гоша», траурный марш, песнь для женских голосов, песнь для мужских голосов, хор для мужских голосов с аккомпанементом духового оркестра, исполненный 10 вандемьера V года (1 октября 1797 г.) на Марсовом поле, текст Шенье, музыка Мегюля.

«Траурная кантата» в честь полномочных представителей Французской республики на конгрессе в Раштадте (В Раштадте (Баден) в 1797-1799 гг. состоялся конгресс для урегулирования отношений Франции и Австрии; при выезде французских делегатов Бонье и Робержо из города они подверглись нападению австрийских солдат и были убиты.), песнь к празднику 20 прериаля VII года (8 июня 1799 г.), текст Буажолена, музыка Госсека.

Во славу великих граждан:

«Гимн для народа» на праздник в честь Бара и Виала, текст Давиньи, музыка Мегюля, был приготовлен к празднику, назначенному 10 термидора II года (28 июля 1794 г.), но не состоявшемуся.

«Гимн в честь Жан-Жака Руссо», соло и хор с аккомпанементом духового оркестра, исполненный в Пантеоне 20 вандемьера III года (11 октября 1794 г.), текст Шенье, музыка Госсека.

Ода, посвящённая кораблю «Мститель» (12 прериаля II года корабль «Мститель», сопровождавший корабли с хлебом из Америки, подвергся нападению английской эскадры и, потеряв мачты и треть экипажа, не сдался врагам: 356 моряков предпочли затопить с собой корабль, который пошёл ко дну при криках: «Да здравствует республика».), песнь с аккомпанементом духового оркестра, исполненная в 1795 г., текст Лебрена, музыка Кателя.

В честь побед:

«Гимн на обратное взятие Тулона», сочинённый в 1793 г., текст Шенье, музыка Кателя, для трёх голосов без аккомпанемента.

«Песнь побед», 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, текст Шенье, музыка Мегюля, был исполнен 16 мессидора II года (4 июля 1794 г.).

«Битва при Флерюсе», хор для трёх мужских голосов с аккомпанементом духового оркестра, частично исполненный на народном концерте 2 мессидора II года (29 июня 1794 г.), а целиком на последующем концерте 14 июля, текст Лебрена, музыка Кателя.

«Гимн Братству», хор для 4 голосов, с аккомпанементом духового оркестра, исполненный 21 сентября 1794 г. на празднике побед армий и перенесения Марата в Пантеон, текст Дезорга, музыка Керубини.

«Песнь в честь триумфов французской республики», хор для 4 голосов с аккомпанементом духового оркестра, исполненный 30 вандемьера III года (21 октября 1794 г.), текст Лагарпа, музыка Лесюера.

«Гимн Победе», 4-голосный хор с аккомпанементом, исполненный 10 прериаля 4 года (29 мая 1796 г.) на празднике признательности и побед, текст Купиньи, музыка Госсека.

«Воинственная песнь», для соло и 4-голосного хора с аккомпанементом духового оркестра, исполненная в тот же день, текст Лашабосьера, музыка Госсека.

«Песнь к республиканскому банкету», соло с 4-голосным хором и аккомпанементом духового оркестра, исполненная в тот же день, текст Лебрена, музыка Кателя.

«Гимн победе» - соло с 4-голосным хором и аккомпанементом духового оркестра, исполненный в тот же день, текст Флена, музыка Керубини.

«Песнь возвращения» - 4-голосный хор с аккомпанементом духового оркестра, исполненный во дворце Директории после договора в Кампоформио (В Кампоформио (сев. Италия) был заключён мир в 1797 г. между Австрией и Францией; к Франции отошла Бельгия, Австрия отказалась от Ломбардии, но присоединила Венецию.), текст Шенье, музыка Мегюля.

К гражданским декадным праздникам:

Праздник молодости, 10 жерминаля (30 марта).

«Гимн к празднику молодости» - песня с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра (2 кларнета, 2 валторны и 2 фагота), исполненная в 1799 г., текст Парни, музыка Керубини.

Праздник супругов – 10 флореаля (29 апреля).

«Гимн к празднику супругов» - песня с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, исполненная в 1798 г., текст Дуси, музыка Мегюля.

Праздник признательности, 10 прериаля (29 мая).

«Гимн к празднику признательности» - песня с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, исполненная в 1799 г., текст Маэро, музыка Керубини.

Праздник земледелия – 10 мессидора (28 июля).

«Гимн земледелию» для квартета и хора с оркестром, исполненный в 1796 г., текст Пипле, музыка Мартини.

«Гимн к празднику земледелия», для соло и 4-голосного хора с аккомпанементом духового оркестра, исполненный в 1796 г., текст Лебрена, музыка Бертона.

«Гимн к празднику земледелия» - песня с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, исполненная в 1798 г., текст Нешато, музыка Лесюера.

Праздник старости – 10 фруктидора (27 августа).

«Песня к празднику старости» - песня с сопровождением 2-голосного хора, исполненная в 1796 г., текст Дезорга, музыка Госсека.

«Гимн к празднику старости» - песня с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, написанная в 1799 г., текст Арно, музыка Лесюера.

Различные праздники:

«Гимн суверенному народу», песнь и 3-голосный мужской хор с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, исполненный в храмах декадного культа в 1799 г., текст Буажелена, музыка Кателя.

«Гимн терпимости», исполненный как предыдущее произведение, музыка Боварле-Шарпантье.

«Гимн к торжественному открытию храма Свободы», песнь с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, исполненная в 1799 г., текст Нешато, музыка Лесюера.

«Гимн супружеству» (при заключении браков), дуэт с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра и двух гобоев, исполненный в 1799 г., текст Женгене, музыка Пиччини.

«Хоровод к посадке дерева Свободы», песнь с сопровождением уменьшенного состава духового оркестра, исполненная 16 вентоза VII года (6 марта 1799 г.), перед Дворцом директории, текст Маэро, музыка Гретри.

В последние часы республики Госсек мог с гордостью констатировать успехи, достигнутые с 1790 г., когда он один вместе с Сарреттом боролся за то, чтобы музыка не осталась вне того социального движения, которое обновляло Францию. Во время империи он сохранил всё своё рвение героической эпохи и отдавал его всецело педагогике в консерватории. Когда вернулись Бурбоны, он вместе с Сарреттом был изгнан в 1816 г. из школы, которую захотели приспособить к требованиям реставрации. Он со слезами расстался с учениками, которым преподавал композицию с терпеливым усердием; любимыми словами его были при просмотре ученических работ: «Друг мой, это хорошо, но это не то, что нужно». Он переехал в Пасси, где жил воспоминаниями о том счастливом прошлом, когда осуществлялись его лучшие художественные стремления, когда искусство освобождалось от аристократического рабства и зависимости от государей, когда оно дошло до широких масс и служило выражением народного энтузиазма.

Госсек умер 9 февраля 1829 г.; последние шесть лет он был почти вне жизни, являясь живым позорным укором для королевской власти, третировавшей его как пария. Его нельзя было лишить звания академика, которое предоставила ему республика со дня основания Института в 1795 г., его нельзя было вычеркнуть из списков ордена Почётного легиона, куда он был внесён империей в 1804 г.

Наступит день, когда к Госсеку придут с почтением. Музыка будет тогда занимать подобающее ей место в государстве, и Госсеку будет воздана справедливость.

А. Радиге 

Фото - Галины Бусаровой