Артель – драгоценный труд


Красивые и разнообразные изделия из драгоценных металлов, посуда из серебра, художественно выполненные серебряные портсигары, пудреницы и другие изделия, украшающие быт, всегда пользовались широким спросом.

Изготовление украшений и посуды из золота и серебра – большое, сложное, древнее искусство. Изделия русских ювелиров славились уже в X-XI веках.

В XIX столетии наиболее дорогие предметы изготовлялись для господствующих классов крупными ювелирными мастерскими Москвы и Петербурга. Более дешёвые, но замечательные по красоте украшения делали крестьяне-ювелиры; особенно славилась своими мастерами Костромская губерния.

После революции столичные мастерские стали собственностью государства, а часть народных мастеров объединилась в производственные кооперативы – артели.

Среди изделий, выпускаемых артелями, особенно славятся своими художественными качествами серебряные черневые изделия, производимые в артелях «Северная чернь» и «Художник».

На поверхности серебряного предмета резцом гравируется рисунок. Затем на изделие наносится порошок черни, в состав которого входят серебро, медь, свинец и сера. При последующей термической обработке порошок плавится и плотно заполняет углубления рисунка, после чего изделие шлифуется и полируется. Чернь прочно соединяется с серебром и не отделяется от металла даже при механической деформации предмета.

Изделия артели «Северная чернь» просты и лаконичны по своим формам. Силуэт их строится на строгих линиях. Изделия украшаются обычно цветочным орнаментом, но часто встречаются и узоры, заимствованные из древнерусской графики. Некоторые изделия украшаются былинными и сказочными мотивами, архитектурными пейзажами, отдельными фигурами. Изделия «Северной черни» всегда легко отличимы, благодаря своеобразной трактовке орнамента, в котором штрихами выявляется не только контур, но и объём предметов. Иногда чернью закрывают фон, а светлый металл образует контуры узора.

Наряду с чернением применяются позолота и особая обработка поверхности мелкими точками, так называемое канфарение.

Форма изделий артели «Художник» своими плавными переходами и сопряжениями кривых линий свидетельствует о национальном дагестанском происхождении. Поразительно многообразие традиционных кубачинских орнаментов из стилизованных растений и многолопастных медальонов. Орнамент всегда плоскостной, силуэтный, в виде тонких вьющихся и переплетающихся стеблей с отходящими от них листочками. Чёрный силуэт орнамента чётко выделяется на фоне металла.

Художественная обработка серебра в артели «Художник» весьма разнообразна. Здесь наряду с описанной техникой черни широко применяют так называемую «дагестанскую чеканку», по существу, особый вид резьбы по металлу, при которой фон оказывается заглублённым по отношению к поверхности черневых узоров. Широко применяется в Кубачах и декоративная отделка изделия позолотой.

Значительное место среди ювелирных промыслов занимают костромские артели, возникшие на базе старинного промысла крестьян с. Красного. Костромские артели выпускают главным образом ювелирные украшения: серьги, кулоны, броши, кольца из позолоченного серебра с «ювелирными камнями» (гранёное и штампованное цветное стекло). Особой популярностью среди красносельских изделий пользуются гладкие, без камней серьги «калач». Изделия эти как продукция широкого ассортимента выпускаются крупными сериями.

Костромские артели выпускают также филигранные изделия из тонкой серебряной или медной проволоки. Филигранные изделия обычно набираются по рисунку, заранее подготовленному на бумаге. При пайке отдельных кусочков проволоки бумага выгорает, оставляя ажурный металлический узор. При окончательной отделке филигранные изделия серебрятся, золотятся или оксидируются. Среди костромских изделий выделяются кубки из посеребрённого металла в филигранной рубашке, а также филигранные броши и пряжки.

Филигранное дело распространено и в других местах, например, в артели «Металлист» с. Казаково, близ г. Павлова на Оке. Здесь изготовляют подстаканники, сухарницы, вазы для конфет.

Хотя филигранное дело здесь освоено лишь в 1939 году, традиционные навыки обработки металла знаменитых павловских мастеров способствовали достижению в с. Казаково высокого качества филиграни.

Филигранные изделия такого же ассортимента выпускает артель в посёлке Мстера, Владимирской области. Кроме филигранных изделий, здесь выпускают также подстаканники с рельефным орнаментом, выполненным с помощью штампа, а также стопки и кофейные чашки с гравировкой.

В артели «Московский ювелир» организовано крупное производство с весьма широким ассортиментом. Это различные по форме женские украшения с ювелирными камнями. Особенно интересны многокаменные гарнитуры и филигранные изделия, отделанные под «старое серебро». Широкое применение зерни и оксидировки серебра являются серьёзными достижениями артели. Артель изготовляет также посудные изделия (подстаканники, стопки и др.), а также портсигары с чернью и рельефом, выполненным с помощью штампа.

Артель кооперируется с другими художественными промыслами, в частности с артелью «Народное искусство» и «Федоскинской артелью живописцев».

Особое место занимает Первая механическая артель в г. Ростове, Ярославской области, здесь производятся изделия с финифтью.

Финифть, или живописная эмаль, представляет собой роспись керамическими красками по эмалевому (стекловидному) фону. Искусство финифти весьма древнее, в Ростове Ярославском бытует с XVII века. Финифтью украшаются зеркала, броши, браслеты, колье. Часто финифть сочетается с филигранью. 

Искусство черневого серебра в г. Великий Устюг известно с XVII века. Многочисленные старинные черневые изделия великоустюжских мастеров хранятся в ряде музеев страны. Мастера артели «Северная чернь» берегут художественные традиции прошлого, продолжая развивать своё старинное искусство, создают новые произведения на современные темы.

Артель выпускает посудные изделия из серебра с чернью: подстаканники, стопки, ложки (столовые, десертные и чайные), ножи, вилки, салфеточные кольца, солонки, а также портсигары, пудреницы, медальоны, броши, напёрстки. Изделия артели украшаются русским национальным орнаментом, а также мотивами былин и сказок.

Внутренняя поверхность изделий обычно золотится. В ряде случаев фон черневых узоров обрабатывается канфарением и золочением. Изделия артели неоднократно экспонировались на международных выставках.

Дагестанский аул Кубачи с глубокой древности славится мастерами художественной обработки металла. Далеко за пределами Кавказа известно кубачинское мастерство отделки оружия чернью, позолотой, дагестанской чеканкой, а также кубачинская художественная посуда.

Кубачинская артель «Художник» изготавливает, в основном, посудные изделия из серебра с чернью: сахарницы, молочники, чайники, вазочки, стопки, бокалы, ложки (столовые, десертные, чайные). Выпускаются также принадлежности для туалетного убранства: зеркала и пудреницы различных размеров.

Кубачинские изделия украшаются традиционным национальным орнаментом и отличаются многообразием техники художественной обработки металла. Здесь широко применяются, помимо черни, так называемая дагестанская чеканка и позолота.

Изделия артели неоднократно экспонировались на международных выставках.

Артель «Московский ювелир» - быстро развивающееся производство. Ассортимент артели весьма широк. Здесь выпускают посудные изделия: подстаканники серебряные, черневые с позолотой и просечкой; стопки и блюдечки серебряные с гравировкой; портсигары серебряные с чернью, а также с рельефом, исполненным штампом; ювелирные изделия, в том числе кольца, броши, кулоны, серьги филигранные, оксидированные и позолоченные с искусственными камнями, а также запонки с эмалью.

В артели оправляют филигранью серьги и броши работы мастеров артели «Народное искусство».

«Синьковский ювелир» - один из старейших промыслов художественной обработки металла. Ещё в глубокой древности вокруг с. Бронницы под Москвой изготовлялись разного рода доспехи, главным образом кольчужные. С XVIII века здесь начали изготовлять цепи.

Артель выпускает браслеты и цепи кулонные, медальонные, бортовые, различных типов: якорные, панцирные, глидерные, цепь «змейка», цепь «верёвочка», цепь «столбик» из золота и серебра, а также часовые браслеты.

Ювелирное искусство получило широкое распространение в Костромской области в районе с. Красного ещё в XIX веке. Изделия красносельских кустарей были популярны по всей России.

Артели выпускают ювелирные изделия из серебра с искусственными ювелирными камнями: кольца, броши, серьги, кулоны. Ряд артелей выпускает посудные изделия из серебра: стопки, рюмки, ситечки для чая. В артелях выпускают также спортивные кубки из посеребрённого металла в филигранной рубашке, поясные филигранные пряжки, перстни и другие изделия с филигранью.

Посёлок Мстера славится своими художественными промыслами. Здесь находится знаменитый промысел миниатюрной лаковой росписи по папье-маше, известная тонкостью вышивок гладью и владимирскими швами артель «Художественная вышивка», а также производство ювелирных изделий.

Мстерская артель выпускает филигранные изделия из серебра и посеребрённой меди: сухарницы, подстаканники; посудные изделия из серебра – матированные с гравировкой: стопки, чашечки с блюдцами, ситечки для чая, ложки. Артель выпускает также подстаканники из серебра и цветных металлов, выполненные с применением штампа.

Посудные изделия внутри обычно золотятся.

Великолепным мастерством обработки металла издавна славится г. Павлов на Оке и окружающие его сёла.

Традиционные навыки помогли мастерам села Казаково освоить сравнительно новую для них технику филиграни и выдвинуться на одно из первых мест в этой области ювелирного искусства.

Артель выпускает филигранные подстаканники, сухарницы, вазы для конфет, отличающиеся изяществом и тонкостью работы.

Изделия артели экспонировались на зарубежных выставках.

Искусством художественной эмали (финифти) русские ювелиры славились со времён Киевской Руси.

В Ростове Ярославском это традиционное искусство было распространено уже в XVII веке.

В Ростове производство изделий с финифтью было сосредоточено в артели «Первая механическая». Здесь выпускают зеркала, броши, кулоны, браслеты, колье.

В ряде изделий финифть удачно сочетается с филигранью. Ростовские финифтяные изделия украшены выполняемой керамическими красками миниатюрной росписью с растительными мотивами.

Б. Бродский 

Фото - Галины Бусаровой