Верный признак хорошего вкуса


Ювелирные украшения представляют художественное дополнение к одежде, образуя вместе с ней определённый тип костюма.

Характер одежды, которую мы носим сейчас, не является изобретением модельеров наших дней; он существует уже коло двух столетий. Основы конструкций этой одежды сложились в период развития экономических отношений в европейских странах. Погоня за прибылью накладывала отпечаток на все стороны жизни буржуазного общества; это сказывалось прежде всего на самом производстве, которое, становясь всё более механизированным, ускоряло производственный цикл и требовало от человека большей подвижности. Но темпы ускорялись не только на производстве. Города, эти промышленные центры, становились сложными общественными организмами, где жизнь приобретала ускоренный ритм, учащённую пульсацию. Естественно, при этих условиях понадобилась одежда, не мешающая движениям, создающая максимум удобств при любых обстоятельствах. Складывается костюм почти универсального типа, соответствующий фигуре, несложный по конструкции; сначала мужской, а позднее и женский. Наиболее заметно это на рубеже XIX-XX вв., когда женщина стала активно включаться в общественную жизнь, когда увеличивается число женщин, работающих на производстве, в учреждениях. Женская одежда старого типа с широкими и длинными юбками, пышными рукавами и другими «излишествами» становится неудобной.

Таким образом, ведущими принципами нового типа одежды стали конструктивность, целесообразность. Именно эти черты характерны для так называемого европейского костюма и получили в нём наиболее чёткое выражение.

Немалую роль в формировании современного костюма сыграла спортивная одежда. Если в 20-30-х годах ХХ столетия она выступала уже как самостоятельный, хотя и недостаточно развитый вид одежды, то в середине ХХ в. костюм для спорта получает широкое распространение и используется более универсально. Праздничная яркость цвета, чисто функциональные удобства создали этому типу костюма необыкновенную популярность. Некоторые виды спортивной одежды заменяют собой костюм рабочих разных специальностей, отдельные виды его становятся повседневными для взрослых и детей. Многое в мужском и женском костюме европейского типа приобретает черты спортивной одежды.

Демократичность, естественность, практическая целесообразность европейского костюма получают своё развитие в современном моделировании одежды.

Если попытаться коротко определить характер современной одежды, то можно выразить одним словом – простота. Несмотря на ежегодные сюрпризы, которые нам преподносит мода, эта главная тенденция от сезона к сезону сохраняет устойчивость. В костюме складываются стилевые закономерности, в основе которых лежит стремление к ясно выраженной форме, цельному силуэту, богатым цветовым отношениям. Исчезли сложность, дробность, вычурность фасона, которые ещё сравнительно недавно считались модными.

Новый подход к одежде, основанный прежде всего на простоте её решения, позволяет создать строгий и изысканный, удобный и красивый костюм для современного человека.

Говоря о взаимоотношении современного костюма и украшений, необходимо учитывать частую смену моды. Переход от одной моды к другой никогда раньше не совершался с такой быстротой, как сейчас. Резкой перемены в костюме, по существу, не происходит; изменения ограничиваются иногда сменой цветовых или тональных отношений, обыгрыванием отдельных деталей, вариациями силуэта. Но смена мод влечёт за собой изменения в декорировке костюма, она требует от украшений гибкости функций, универсальности. Поэтому жизнь отдельных видов украшений теперь недолговечна. Однако это вовсе не означает, что они исчезают. Определённый тип украшений становится модным на один сезон, потом его сменяет другой тип, затем снова вспоминают о прежнем. В этом процессе возвращения к временно забытым вещам идёт развитие украшений, обновление их форм и конструктивных решений.

Влияние моды отражается в первую очередь на украшениях, сделанных из недорогих материалов с несложной технологической обработкой, поскольку они тесно связаны с модой и, по существу, сами являются её выражением; в изделиях из драгоценных металлов более устойчиво держится прежний стиль.

В комплексе вещей, создающих ансамбль современного костюма, украшением принадлежит видное место. Они служат декоративным акцентом в костюме, придают ему нарядность, делают его законченным. Украшения сейчас особенно тесно связаны с костюмом; декоративная подвеска, брошь или браслет не растворяются в нём; наоборот, подчёркивают его цвет или какую-то конструктивную особенность. При этом украшение может быть очень простым, выполненным из недорого материала. Например, брошь, отштампованная из алюминия и дополненная несколькими капельками белой эмали, выглядит изысканно и вместе с тем непосредственно благодаря ассиметричному силуэту, который как бы уменьшает её размеры.

Свободно расположенные элементы орнамента в виде ёлочек своим плоскостным графическим рельефом придают композиции строгость и законченность. Кружочки белой эмали, сопровождающие мотив ёлочек, создают настроения зимнего пейзажа, служат связующим звеном между мягкими очертаниями броши и линейностью рисунка схематичных деревьев.

Скромные средства художественного решения, недорогой материал создали ярко декоративную вещь, обобщённый характер которой прекрасно вяжется с простой и лаконичной по формам одеждой.

Но связь украшений с костюмом может быть иной – построенной по принципу «единства противоположностей», контрастов. Возможны контрасты формы, цвета, фактуры материалов и другие, повышающие декоративность и художественную выразительность ансамбля костюма.

Простота современного костюма способствует развитию декоративного начала в украшениях. Будучи до некоторой степени стандартной, однотипной, современная одежда нуждается в декоративном акцентировании, в выявлении и подчёркивании индивидуальности человека, который носит эту одежду. Такую роль может выполнить вещь с острой декоративной характеристикой, с ярким декоративным образом.

Умеренное количество аксессуаров в костюме – это верный признак хорошего вкуса, и современная тенденция в развитии ювелирного искусства именно такова. Действительно иногда одного или двух предметов – выразительного браслета или красивой броши с серьгами вполне достаточно, чтобы украсить костюм. Об этом должны прежде всего помнить те, кто носит украшения. Но и художникам не следует забывать, что время многопредметных гарнитуров со сложной отделкой прошло.

Сейчас для украшения костюма нужны вещи, декоративные качества которых очень откровенны. Современные ювелирные изделия характерны прежде всего этим. Они крупны, цельны, собраны по форме, но разнообразны по силуэту. Цветовые соотношения стали богаче: художники охотно используют естественный цвет материала (дерево, керамика и т. п.), смелее применяют тонировку, окраску, термическую обработку металла и керамики.

И в чисто орнаментальных, и в изобразительных мотивах художники особенное внимание обращают сейчас на силуэт, стремясь к максимальному обобщению, предельной выразительности. Правда, чрезмерное увлечение «обобщённостью» может привести к полной схематизации изображения, что, разумеется, уже нельзя признать достоинством.

Своеобразие художественных решений во многом обусловлено несколько иными функциями, которые выполняет теперь ювелирное изделие в ансамбле костюма. В старинной женской одежде брошь или булавка, как правило, вносила черты уравновешенности, симметричности в сложное по конструкции платье. В современном костюме, конструкция которого и без того предельно ясна, возникает необходимость оживить платье, придать ему черты непосредственности, динамичности. И брошь прикалывается не в центре, под воротничком (хотя этот способ не исключается), а сбоку, на груди или на уголке воротника. Такой приём украшения используется и для верхней одежды: пальто, жакета – и связан с общей тенденцией к асимметричности, с желанием нарушить слишком откровенную уравновешенность, статичность костюма. Этот принцип особенно ярко проявляется и в оформлении интерьера и во многих других областях декоративного искусства.

Некоторые виды украшений по своим декоративным и утилитарным функциям стали универсальными. Брошь, например, может служить и для украшения шляпки, и как заколка для волос, и как пряжка пояса. Вместе с различными предметами женского туалета (цветной пояс, шарфик) украшения помогают превращать один и тот же костюм из повседневного в нарядный, вечерний. Эту же роль могут играть серьги, браслеты, броши и получившие вновь большую популярность бусы. Кстати, «возрождению» бус способствовало именно появление новых материалов для украшений, не требующих сложных методов обработки. Так появились бусы из дерева, металла, стекла, обрезков янтаря, фруктовых косточек и других, подчас самых неожиданных материалов.

Связи украшений с костюмом многообразны. И хотя в общем их можно свести к двум основным принципам – либо контраста, либо гармонии, - эти начала не должны пониматься слишком узко. Подбор украшений зависит от характера костюма, его цвета, внешности, возраста человека и других конкретных условий.

Однако решение самих украшений чаще всего основано на принципе контраста. Это может быть сочетание ярких цветов, взаимодействие броского рисунка с мягким общим контуром вещи и т. п.

Дальнейшее развитие и совершенствование костюма, те коррективы, которые вносит в него мода, могут изменить связь украшений с костюмом. Этому в значительной степени будет способствовать изучение и использование классического наследия ювелирного искусства. 

П. Уткин 

Фото - Галины Бусаровой