«Божественные пропорции» да Винчи


В конце XV м в XVI вв. появились величайшие гении итальянского искусства: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), и Рафаэль Санти (1483-1520). Несмотря на то, что двое первых были флорентийцами, большая часть их жизни протекла вне их родного города. Папы, особенно Юлий II и Лев X, старались тогда сделать центром художественной жизни Рим. Один – ярый патриот с неукротимым духом, всю свою энергию посвящавший на изгнание из Италии занимавших её тогда иноземцев; другой, из рода Медичи, - тонкий ум, друг мира и любитель удовольствий. Но при всём различии характеров, их объединяла общая любовь к искусствам.

Леонардо да Винчи был учеником Вероккио, но молодость его неизвестна. Различные документы позволяли думать, что он пробыл некоторое время на Востоке, на службе у египетского султана, но это предположение теперь оставлено. Во всяком случае, в 1483 г. он отправился из Флоренции искать милости у герцога миланского Людовика Мора и с 1483 по 1499 г. заведовал искусствами при миланском дворе. По неясным, к несчастию, легендам, он даже образовал из своих учеников настоящую академию и некоторые его труды, как «Трактат о живописи», служили для неё учебными руководствами. Да Винчи, прежде всего, заботился о знании пропорций человеческого тела, как это доказывают его произведения и сочинения: он составил «Трактаты» о движениях человека и о пропорциях человеческого тела, о «божественной пропорции», как он выражался. Его рисунки, рассеянные по музеям и частным коллекциям (особенно много их в музеях Милана, Венеции, Флоренции и в Лувре), свидетельствуют о постоянном изучении природы: наброски голов, человеческого тела, животных, цветов, зданий, ювелирных вещей, машин, кораблей, пушек. Величайшим из скульптурных его произведений должна была бы быть конная статуя Франциско Сфорца. Он многие годы работал над не и когда, наконец, была готова модель из глины – он всё же не решался приступить к отливке её из бронзы. Модель скоро разрушилась и о его проекте мы можем теперь судить лишь по рисункам. В то же время он писал свою «Тайную вечерю», украшающую одну из стен монастыря Санта Мария делле Грация в Милане. Полуразрушившаяся во второй половине XVI века, несколько раз реставрированная, «Тайная вечеря» в современном своём виде даёт лишь слабое представление о первоначальном произведении. И всё же сколько глубины и гармонии в этой восхитительной композиции, какое разнообразие в выражениях лиц и позах апостолов!

В 1499 г. Людовик Мор был изгнан французами. Леонардо покинул Милан, блуждал по разным местам, в 1502 г. нанялся на службу к Цезарю Борджиа в качестве архитектора и инженера, занимался постройкой укреплений. В 1503 г. он вернулся во Флоренцию и принял поручение украсить одну из стен большой залы дворца Синьории.

Он избрал сюжетом один из эпизодов выигранной флорентийцами битвы при Ангиари. Исполненный им картон вызывал живейшее изумление, что же касается фрески, то она не была окончена. От неё остались только описания, да несколько набросков. Позднее, Франциск I призвал Леонардо во Францию (1516), но он вскоре умер в Клу, около Амбуаза. В галерее Боргезе находится – «Поклонение волхвов»; в Лувре несколько картин: «Мадонна в гроте», «Богоматерь и св. Анна», «Иоанн Креститель» и знаменитый портрет «Моны Лизы» или «Джоконды». «Так приятно её выражение, - писал Вазари по поводу «Джоконды», - так сладостна её улыбка, что произведение кажется скорее божественным, чем человеческим; это – сама жизнь».

Странная, вызывающая раздражение судьба постигла прекраснейшие из произведений Леонардо. Те, которыми мы обладаем, доказывают, что никто, быть может, не достигал столь высокой гармонии, не имел такого дара к передаче выражения и грации. Этот художник, полный разнообразия и глубокого очарования, был в то же время одним из замечательнейших умов своей эпохи. Прочитанные теперь его рукописи, писанные особым шифром, показывают, что его беспокоили все проблемы – математики, естествознания, философии – и он беспрерывно опережал свой век, предвосхищая научные открытия наших дней.

Влияние Леонардо было велико. По словам Вазари, его испытал в молодости сам Рафаэль и, выйдя из школы Перуджино, подражал манере да Винчи, но не мог сродниться с нею. Вокруг Леонардо в Милане образовалась настоящая ломбардская школа, сохранявшая, однако, в очень малой степени некоторые достоинства манеры своего учителя и всего чаще обращавшаяся к религиозным сюжетам. Из этих художников лучшим был Бернардино Луини (1470-1529), талант приятный и нежный, из многочисленных произведений которого наиболее значительными являются хранящиеся в Саронно в Лугано, хотя и сохранившиеся фрески в Миланском музее и Лувре дают представление о его стиле. Подражание Леонардо могло легко довести до известной жеманности, которая и замечается, например, в картинах Содома (1477-1549), несмотря на обольстительную грацию его женских фигур (фрески из жизни св. Бенедикта в Монте Оливето, из истории Александра Великого в Фарнезине в Риме и др.). В Ломбардию проникали также и северные влияния, следы которых встречаются иногда в произведениях ломбардцев, как, например, у Гауденцио Феррари. Между Северною Италией, Фландрией и Германией, несомненно, существовали близкие художественные сношения.

К. Байэ