Художники, современные гениям
Современные трём гениям (да Винчи, Микеланджело, Рафаэль) художники центральной Италии почти исчезали в их блеске, хотя и между ними были настоящие мастера. Таков был, во Флоренции, Фра Бартоломмео (1475-1517), занимавшийся религиозною живописью; Андреа дель Сарто (1486-1531) с его полным очарования колоритом (фрески в церкви Благовещения во Флоренции, «Милость» в Лувре и др.); Анджело Бронзино (1502-1572) один из лучших портретистов флорентийской школы. В архитектуре господствовали античные вкусы, но мастера часто вносили в свои произведения самобытность, особенно в постройке дворцов, как Браманте (1444-1514), который долгое время работал в Милане, а затем поселился в Риме и стал ватиканским архитектором. Построенное им палаццо делла Канчеллярия является образцом правильного и изящного употребления античных орденов. Теми же принципами вдохновлялся и Бальтазаро Перуцци в постройке палаццо Массими (Рим). Антонио да Сангалло был главным строителем самого величественного из римских дворцов эпохи Возрождения палаццо Фарнезе в Риме, верхний этаж которого принадлежит Микеланджело. Виньоли, особенно работавший в Риме, составил знаменитый трактат о пяти архитектурных орденах, поныне служащий руководством для академической архитектуры. В Венеции и окрестных местностях, Сансовино, Скамоцци и Палладио придавали своим постройкам богатый декоративный характер, соответствовавший общим стремлениям венецианского искусства.
Однако, в центральной Италии наступили уже времена упадка. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль довели искусство до такой степени совершенства, что после них оно могло только падать. Их ученики или современники, пытаясь подражать им, но не имея их таланта, лишь испортили свой стиль и увеличили погрешности, местами встречавшиеся уже и у этих великих мастеров. Подражавшие Микеланджело, пытаясь достигнуть смелости, впадали в напыщенность и кривлянье; подражавшие Рафаэлю доходили до жеманности. Природу не изучают больше с искренностью мастеров XV в., подчиняются влиянию антиков, часто довольствуются условными типами, позами, выражениями, ослабевает даже забота о рисунке и колорите. Лучший ученик Рафаэля Джулио Романо (1492-1546), несмотря на свою искусность, лишь второстепенный мастер. То же можно сказать о Даниело да Вольтерра, принадлежавшем к школе Микеланджело Вазари. Среди скульпторов – искатель приключений в искусстве и автор интересных воспоминаний – Бенвенуто Челлини (1500-1572) был особенно искусным ювелиром. Лучшее его произведение – статуэтка «Персея» (Флоренция), хотя и изящна, но недостаточно проста. Баччио Бандинелли не более как декламатор. Родившийся во Фландрии, но натурализовавшийся во Флоренции Джованни ди Болонья (1524-1608), исполнял фигуры, нередко удачные по общему впечатлению, как известный его «Меркурий», но за то неясно моделированные.
К. Байэ
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-60585 от 20 января 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
***
Изданию присвоен номер ISSN: 2500-073X
Выдано Федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", Российской книжной палатой
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
При использовании материалов сайта ссылка на издание "Мир и Личность" обязательна!