Крепости Гяур-кала и Ак-кала в архитектурной сокровищнице мира


На вершине западного холма городища Миздахкана сохранились развалины крепости и стен цитадели, так называемой Гяур-кала. Крепостная, из глинобитных блоков, стена обходила весь холм и была разделена башнями… У южной стороны крепостной стены, над крутым обрывистым склоном холма, возвышается остатки монументальных стен цитадели… В верхней части лучше сохранившаяся южная фасадная стена цитадели покрыта сплошным рядом вертикальных полуцилиндров диаметром около одного метра, превративших стену как бы в гофрированную поверхность.

В Хорезме найдены аналогичные сооружения, которые позволяют сделать довольно точное заключение о назначении сооружений подобного рода и типичности их архитектурного облика для периода доарабского завоевания.

Цитадель Миздахкана является древним, доарабским замком крупного феодала – дихканина, цитаделью укреплённого поселения, вокруг которого на обширной культурной полосе земли были разбросаны усадьбы земледельческого населения с малыми, но тоже укреплёнными замками. По свидетельству Макдиси, вокруг Миздахкана располагалось 12000 подобных замков. Подобный тип доарабского поселения хорошо сохранился в пустыне Кзыл-Кум, в правобережном Хорезме, где вокруг крепости Беркут-кала на площади около 20 кв. километров сохранилось свыше шестидесяти хорошо укреплённых замков с характерным архитектурным обликом.

Изображение одного из древних замков с «гофрированными» стенами дошло до нас на серебряном хорезмском, так называемом аниковском блюде… «Гофрировка» наружной поверхности стен среднеазиатских замков первых веков нашей эры – один из самых характерных местных архитектурных приёмов того времени, распространённых главным образом в Хорезме и в местностях, расположенных в зоне влияния реки Аму-Дарьи (Мерв, Термез). Как это видно на изображении аниковского блюда и на изученных фрагментах других аналогичных построек Хорезма, Мерва и Термеза, полуцилиндры завершались перспективными арками, несущими орнаментальный фриз и зубчатое обрамление стены.

Пластика оформленного таким образом фасада в условиях яркого среднеазиатского солнечного освещения достигала необыкновенной силы и выразительности. Даже в руинах замка Миздахкана ритмичный ряд полуцилиндров придаёт стене масштабность и архитектурную осмысленность.

Новые тенденции в зодчестве Средней Азии, получившие распространение после арабского завоевания, не смогли заглушить этот традиционный приём архитектурного решения стен, и он ещё встречается в X-XII веках («гофрированные» постройки Мерва). Правда, он постепенно вырождается и теряет свой конструктивный смысл, особенно в связи с всё большим проникновением в строительство обожжённого кирпича.

Наконец, в период высокого строительства из обожжённого и поливного кирпича монгольского времени, приём «гофрировки» приобретает только декоративный смысл и разнообразное выражение, обогащающее привычные формы местной архитектуры.

Следует подчеркнуть несомненный архитектурный и исследовательский интерес уцелевших фрагментов «гофрированной» стены цитадели в Миздахкане, особенно, если их рассматривать под приведённым углом зрения.

После катастрофы 1221 года, поразившей Ургенч, в момент монгольского нашествия, среди развалин сохранилось несколько сооружений, которые достоверно относятся к домонгольскому периоду жизни города. К числу таких построек относится крепость Ак-кала.

Архитектурных памятников эпохи, непосредственно предшествовавшей монгольскому завоеванию, в Средней Азии имеется немного. Поэтому крепость Ак-кала представляет особый интерес.

Южная, бо́льшая часть городища относится к периоду домонгольского Ургенча. В юго-восточном углу его располагаются развалины крепости, имеющей периметр стен около километра. Местное население называет эти развалины Ак-кала.

Южной стороной крепость выходила к реке Аму-Дарья, протекавшей тогда по руслу… Крепостная стена и башни сложены из мелкого необожжённого кирпича размером от 21х21х6,5 до 22х22х06 см, причём толщина стены в верхней части достигает двух метров. Эти части стен поздние, датируются XV веком.

Пески с каждым днём всё больше засыпали городище и местами полностью скрыли стены на значительном протяжении.

Роль ургенчских памятников велика и потому, что они являются теми образцами, которые оказали влияние на тимуровское строительство, главным образом в области декоративного убранства. Очень может быть, что из Ургенча исходит тип портальных сооружений, ставших традиционными с XIII-XIV веков в Средней Азии.

В. Пилявский 

Фото - Галины Бусаровой