Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро вверх, Фигаро вниз – тра-ля-ля!
Помреж – это кинематографический Фигаро.
- «Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро вверх, Фигаро вниз – тра-ля-ля»!
Помреж здесь, там, вверху, внизу, в гримёрной, у телефона, в костюмерной, в ателье, наверху фабричной трубы (натуру выбирает), - у чёрта на куличках.
По направлению к нему несётся хором:
Режиссёр: - «Почему нет детской погремушки? Я не могу без неё снимать эту сцену».
Начканц: - «Дайте срочно табель, выписку, справку, отчёт, сводку, список, ведомость».
Актрисы: - «Мне красные чулки не к лицу, достаньте мне другие. – Дусик, а вы меня займёте в следующей съёмке»?
Актёры: - «Почему Брандахлыстову платят больше, чем мне? Почему мне нет обеда? Дайте папироску, завтра отдам».
Оператор: - «А у меня вся плёнка вышла»…
Реквизитор: - «Почему меня не предупредили за две недели, что вам венец нужен? Что я – брачное агентство, что ли».
Директор: - «Что за безобразие, никакого порядка нет, выговор в приказе».
Собака, занятая в съёмке: - «Гав-гав-гав. Р-р-р».
Помреж крутится волчком, взлетает на воздух, стелется по земле, рассыпается мелким бесом.
- Попрошу на съёмку. – Вы, пожалуйста, не выражайтесь. – Вы не тот костюм одели. – Ну, вас к чёрту! – Заплатим, заплатим. – Наклейте усы. – Вы не видели, куда осветитель девался? – Тра-ля-ля!..
Помреж – это организатор всей съёмки. Заказать, достать, приготовить, нанять, договориться, получить разрешение, вызвать и т. д., и т. д. И всё это срочно, вне очереди, безотлагательно, в пожарном, боевом порядке.
Организационная часть картины – совершенно не касается режиссёра. Его дело – художественное оформление. Он требует то-то и то-то. Бронепоезд, человека с заячьей губой, дюжину лягушек, митральезу, шлем Александра Македонского, подлинный рескрипт Петра I, птичье молоко и чёрта в ступе. Дело административно-организационной части – доставить весь мир к объективу киноаппарата, преодолеть все препятствия на пути от жизни к плёнке.
Общее управление административно-организационной частью кинофабрики сосредоточено в руках завпроизводством. По каждой картине в отдельности работают два-три помрежа – («ведут картину» - выражаясь кинематографическим языком).
Помреж стоит на стыке жизни и искусства. Он имеет дело непосредственно с сырым материалом, он теснее других работников фабрики соприкасается с жизнью, как с элементом производства. Он – главный поставщик «реальностей». Через его руки проходят ещё не «кинофицированные» люди, вещи и факты. Ему принадлежит первичное оформление сырья, - первая, черновая обработка киноматериала. Он – начальная фаза кинопроизводства.
Для картины нужен тысячный митинг рабочих на заводе. Помреж едет на завод. Он пытается договориться с дирекцией.
- Нет. Во время работы никак нельзя, а после окончания – сами рабочие не захотят… Впрочем… препятствий не имеется…
Такой ответ не обескураживает помрежа. Он знает жизнь. Он знает, что ничего не даётся сразу.
Помреж превращается в оратора. Перед обеденным перерывом, с подъёмного крана, он обращается к рабочим с пламенной речью:
- …из быта рабочих… играть самих себя… посмотреть себя на экране… Ребята, поддержите наше кино!..
Ребята, конечно, поддерживают:
- Ладно, завтра, в обед.
Вот это и есть поставка сырья. Включение жизни в сферу кино. Кинофикация факта.
На завтра нужен пароход?
Да, вот он – на кончиках пальцев помрежа.
Нет больше капитана, - помреж хозяйничает на палубе, в каютах, в топке.
- Открыть кингстоны!
- Есть!
Пароход чуть не тонет в самом деле. Но этого помрежу не надо. Он организует кораблекрушение в ателье. Он организует, если это надо режиссёру, - всемирный потоп, великое переселение народов, Бородинский бой, тараканьи бега, Вавилонское столпотворение… Он из-под земли выроет всё нужное. В крайнем случае – подделает так, что и не отличишь – воробья раскрасит под бразильскую колибри, осла – под зебру.
У хорошего помрежа всё всегда готово. Режиссёр спрашивает:
- А двух бушменов вы раздобыли? Помните, я говорил.
- Да, конечно! Всё готово.
Про бушменов помреж позабыл. Признаться в этом? Никогда! Вопрос самолюбия – достать бушменов… Помреж исчезает на несколько минут…
Съёмка. Эпизод с бушменами.
- Где бушмены?
- Есть. И переводчика пригласил. Они по-русски не понимают.
Бушмены «всамделишные». Их снимают «крупно».
- Где достал? – спрашивает другой помреж.
Молчит. Улыбается.
Съёмки ведутся по заранее разработанному «календарному плану». Составление и выполнение этого календарного плана лежит на помреже.
Из сценария выписываются все сцены, происходящие в одной и той же декорации, в одном и том же месте «на натуре». Группировка сцен по их территориальному признаку необходима по организационным причинам. Считаться с сюжетной линией сценария не приходится. Фабула рвётся на куски, смерть снимается раньше рождения, женитьба после развода. Актёр выходит из комнаты в сад. Выходит в мае, приходит в июле. Течение времени в кинокартине совсем не совпадает с хронологией съёмок. Никакой сюжетной последовательности. Никакого «нарастания». Всё разделено, разбито на составные элементы. Из них созданы совершенно новые комбинации. Для актёров – самые дикие переходы от одного эмоционального положения к другому, зачастую – диаметрально противоположному предыдущему. Для режиссёра – бешеная скачка по всему сценарию, прыжки из части в часть, выхватывание кусочков действия здесь и там. Работа по зигзагу. Один помреж – идёт по прямой. Он знает: декорация такая-то, авторы такие-то, грим, костюмы, реквизит – такие-то. К определённому пункту пространства он подтягивает весь материал, нужный в этом пункте; остальное – дело режиссёра.
Сгруппированные по месту действия сцены, разбитые на съёмочные дни, и называются «календарным планом». Весьма важно установление порядка съёмочных дней. Нужно учесть тысячу привходящих обстоятельств. Календарный план – это диспозиция и дислокация битвы. Всё должно быть предусмотрено. Одно должно вытекать из другого, одно цепляется за другое. Взамен разрушенной сюжетной связи причин и следствий должна быть построена крепкая организационная связь съёмочных дней.
И вот, на обломках раздробленного сценария возникает стройное целое – календарный план. И уже не сценарий, а календарный план является «категорическим императивом» для всех участников съёмки. Тогда-то, там-то, то-то.
Пасмурная погода – злейший враг календарного плана. Дождь и туман разрушают заранее намеченные комбинации. Календарный план меняется, приноравливается к обстоятельствам.
На основе календарного плана помреж составляет выписки актёров, их костюмов и грима, реквизита и бутафории.
Каждый исполнитель, даже маловажной роли, должен быть «подобран по типу». Нужно просмотреть тысячу лиц для того, чтобы из них выбрать нужный десяток.
Помрежу часто приходится искать исполнителей ролей в самых невероятных местах: в трущобах, китайских прачечных, иностранных посольствах, опере и цирке. Нередки случаи, когда помреж находит «типаж» в трамваях, прямо на улице, на скамейках бульваров. Без смущения подходит к нужному ему типу:
- Хотите сниматься в кино?
Отказ бывает редко.
В последнее время работу помрежа по подбору «типажа» значительно облегчает посредническое агентство по найму актёров. Агентство обязуется доставлять кинофабрикам исполнителей на все роли, - от американских банкиров до собак и кошек включительно. Каждый, снимающийся в кинокартинах актёр или просто «тип» регистрируется в агентстве. Там состоят на учёте разные категории лиц: квалифицированные киноактёры-профессионалы; театральные актёры; «типаж», уже знакомый со съёмкой; впервые поступающий на съёмки «типаж», найденный агентами или помрежами кинофабрики.
В обязанности помрежа входит отыскивание не только людей, но и вещей. Реквизит по картине часто состоит из предметов редкого потребления. На складах фабрики их нет. Помреж рыскает по городу. Как шпион, выслеживает раритеты и, обыкновенно, всеми правдами и неправдами, достаёт их.
Кроме работы по организации съёмки, на помреже лежит большая канцелярская работа.
Перед съёмкой, на завтрашний день, помреж готовит «табель съёмки», в которой, к сведению всех и вся, указываются все детали. Особыми нарядами помреж оповещает всех участников съёмки о её времени и месте. На каждого актёра им выписывается «личная карточка» с указанием грима, костюма и пр., а также талон на получение денег.
Помреж ведёт «дневник съёмки». Это своего рода корабельный журнал. В дневнике съёмки находит себе отражение – чёрным по белому – малейшая деталь съёмочного дня. Тут списки занятых актёров и художественно-технического персонала, время съёмки, задержки, перерывы и объяснение их причин, номера заснятых сцен, их метраж, число фотографий, денежные расходы, ампераж электроэнергии, перечисление транспортных средств и время пользования ими, акты о сломанных вещах, о зубах, выбитых актёрами во время драки, с приложением медицинских свидетельств, о порванных, занятой в съёмке собакой, штанов оператора и пр. и пр. На основе материала дневника – составляются разнообразнейшие отчёты, сводки, диаграммы и т. п.
«Фигаро здесь, Фигаро там, Фигаро вверх, Фигаро вниз»…
Лео Мур
Фото - Галины Бусаровой
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-60585 от 20 января 2015 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
***
Изданию присвоен номер ISSN: 2500-073X
Выдано Федеральным государственным унитарным предприятием "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", Российской книжной палатой
***
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
При использовании материалов сайта ссылка на издание "Мир и Личность" обязательна!