Музей Лжи. Увидеть ухо Ван Гога!


          Настоящим подарком для всех истинных лжецов стало появление первого и единственного в своём роде Музея лжи! Музей расположился на Бранденбургской земле, в небольшом городке Кюриц (Германия). Круглый год сюда съезжаются тысячи лжецов со всего света, чтобы насладиться «шедеврами мировой лжи». Основатель музея – немецкий художник Райнхард Цабка. По его словам, в нашей жизни грань между правдой и ложью очень часто бывает нечёткой, особенно это касается искусства. А ведь искусство – это и есть иллюзия.

 «Не верь глазам своим!» - таков девиз музея лжи. Музей насчитывает десять залов, хотя некоторые посетители утверждают, что это не так, и такое количество залов – тоже обман. Обман подстерегает каждого уже на подходе к дому, который выглядит так, словно был выстроен столетия назад. На пороге Вас угостят старинным зельем, творящим чудеса. И особо впечатлительных никогда не удастся убедить в том, что это был обыкновенный чай. Любопытно, когда взрослые люди солидных профессий признаются, что приходили в музей специально, чтобы «им повезло». И им действительно «везло», поэтому они приходят сюда ещё и ещё раз. Не менее занимательны случаи, когда рядовых служащих музея подстерегали на улице с вопросами «как они пылесосят ковёр-самолёт» или «сколько чабреца следует класть в отвар для неверных мужей». А ковёр-самолёт в музеи лжи действительно есть, и он летит! О нём ходит немало слухов! Скептики утверждают, что ковёр, занимающий целый зал, вероятно, подвешен за тросы, а его края колышутся от направленных потоков воздуха. Другие видят, как он летает по всему музею, а некоторым кажется, будто бы ковёр гонится за ними попятам. Зато местные ковропряды наперебой хвастаются тем, что некогда пряли вот точно такой ковёр и, быть может, именно их работой сейчас восхищаются тысячи лжецов.  

Что же касается чабреца (в прошлые века он назывался «божественной травой») и отвара из него, то, по одной из легенд, венецианский сердцеед Казанова наслаждался этим напитком, когда на склоне лет писал мемуары, в которых раскрывал все тайны своей довольно-таки развратной жизни. В музее лжи можно отведать и чабрец, правда, осторожные посетители не торопятся этого делать.

Следующий зал – это целая Вселенная, загадочная и будто бы ускользающая от человеческого глаза. Единственная узнаваемая в нём «деталь» - космос. Кураторы музея признаются, что «Вселенная» стала самым сложным как в техническом, так и в эмоциональном плане проектом. Посредством преломления и отражения света на сферических поверхностях, специалистам удалось создать некую иллюзию бесконечности. Посетителям кажется, что они идут по «Вселенной» прямо, никуда не сворачивая; многие из любопытства шагали по два-три часа, а «Вселенная» открывала для их взора всё новые и новые просторы. 

         На самом же деле, они совершали «незаметные» для них повороты и всё это время шли по периметру одного зала. 

Для любителей ужасов и кошмаров в музее лжи имеется зал с радио, из которого доносятся крики пассажиров легендарного корабля «Титаник». На фоне неразборчивого многоголосия вдруг начинают раздаваться леденящие душу крики о помощи. Здесь следует отметить, что в основу экспозиции положен сюжет всемирно известного фильма «Титаник» режиссёра Джеймса Кэмерона, а не трагедия, произошедшая в 1912 году. В зале посетители могут рассмотреть и даже потрогать руками личные вещи пассажиров терпящего бедствие корабля. Почётное место в экспозиции занимает то самое драгоценное ожерелье, сыгравшее определённую роль в киноленте. В зале также находятся логометр, которым измеряли скорость корабля и корабельный телеграф, а из декора – херувим, украшавший лестницу «Титаника», светильник, стоящий в салоне первого класса и множество прехорошеньких безделушек.

Не секрет, что  Райнхарда Цабку нередко называют «городским сумасшедшим». И есть такие люди, которые искренне не понимают смысл существования музея лжи. Специально для этих людей художник открыл зал, посвящённый «сумасшедшим гениям». Он даже предложил критикам принять участие в создании экспозиции зала, а именно, уточнить, кого же ещё они считают «не в своём уме». В итоге, «гвоздём» экспозиции стало ухо голландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Напомним, что в 1888 году, тяжело переживая разрыв творческого союза с другим признанным художником Полем Гогеном, Ван Гог отрезал собственное ухо. Над созданием «ложного экспоната» трудились специалисты в области ваяния, анатомии и даже парапсихологии. «Ухо Ван Гога» явилось самым спорным экспонатом всей экспозиции музея лжи. Одни считают его аморальным, другие – просто вредным для психики, а третьи предлагают «оставить всё как есть».

По уверениям Райнхарда Цабки, большая часть экспонатов ему досталась от правнучки  знаменитого барона Мюнгхаузена Эммы фон Гогенбюсс. Художник с гордостью заявляет о «лживости» каждой представленной в музее вещи. На вопросы СМИ о дальнейшем развитии музея лжи Райнхард Цабка ответил: «Всё, что вы видите – далеко не всё, ведь полёт человеческой фантазии безграничен»! И добавил: «А если кого-то просто смущает слово «ложь» в названии музея, то можете трактовать это слово иначе – «иллюзия». Музей иллюзии – ничуть не безрассуднее любого другого музея искусств. Ведь искусство, как я уже говорил, - это и есть иллюзия»!

Роман Ивлев

На фото представлена работа Винсента Ван Гога

"Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой"