Традиции и академизм русского классического балета


Солист - Николай Чевычелов
Солист - Николай Чевычелов

         Принято считать, что балет – прерогатива женского начала в искусстве. Это и не удивительно, ведь, как правило, именно женские партии насыщены особыми элементами танца, эмоциональностью, выразительностью – всем тем, за что мы и любим балет.  Тем интереснее смотрятся постановки, в которых мужские партии по своей пластичности и содержательности ничуть не уступают женским. Создать такой спектакль необычайно сложно. Всемирно известные «брендовые» театры предпочитают делать ставку на одного исполнителя (премьера, этуаля и прочее), тогда как остальные танцовщики продолжают оставаться в тени.

         На  этом фоне «особняком» стоит Государственный академический театр классического балета под управлением Н. Касаткиной и В. Василёва. (Основан в 1966 г. прославленным балетмейстером Игорем Моисеевым.) Постановки Театра всегда отличаются технически сложной и неординарной хореографией каждого выходящего на сцену танцовщика. Любой, казалось бы, незаметный персонаж действа демонстрирует публике высочайшее мастерство, и это является одной из главных особенностей балетов, созданных Н. Касаткиной и В. Василёвым.

Доминирование мужского танца в постановках объясняется желанием показать зрителю силу, мощь и красоту этого танца; напомнить о его истоках, уходящих во времена Древнего Рима. В трудах великих мыслителей Цицерона, Плутарха, Макробия можно встретить следующие цитаты: «Одним из древнейших римских обычаев был танец воинов-завоевателей»; «В эпоху высочайшей нравственности, между двумя Пуническими войнами, свободнорождённые граждане, даже сыновья сенаторов, ходили в танцевальные школы и учились танцевать…»; «Лициний Красс (древнеримский полководец и политический деятель) танцует с мастерством не меньшим, чем бросается в атаку».

Долгие годы Театр классического балета называют не иначе, как «кузницей мировых звёзд». На сцене этого театра начинал свой творческий путь знаменитый Владимир Малахов – артист, удостоенный почётного звания «Танцовщик столетия». Пройдя Школу Н. Касаткиной и В. Василёва, многие танцовщики становились звёздами Ковент-Гарден, Гранд-Опера, Штутгартского балета.

Не секрет, что «утечка творческого потенциала» за рубеж негативно отражается практически на всех видах деятельности культуры и искусства нашей страны. Не стало исключением и балетное искусство. Поэтому особого внимания заслуживают те артисты, которые, не смотря на колоссальную  востребованность в зарубежных театрах, все эти годы представляют исключительно русский классический балет.

К таким танцовщикам, в частности, можно отнести солиста Государственного академического театра классического балета под управлением Н. Касаткиной и В. Василёва заслуженного артиста России Владимира Муравлёва. Ряд  театральных  критиков  видел  в  нём  преемника  Владимира  Малахова.  В своё время народная артистка СССР балерина Галина Уланова отмечала, что «Владимир Муравлёв - один из ярчайших классических танцовщиков современности, глубоко понимающий и удачно сочетающий в своем творчестве опыт, накопленный  Московской  и  Ленинградской  школами  хореографии». 

Солист - Владимир Муравлёв
Солист - Владимир Муравлёв

      В. Муравлёв является обладателем Гран-при и золотой медали Чемпионата мира в области искусства; приза «Изящество» Международного Фестиваля Танца и Музыки; медали «Честь и польза» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». Артист удостоен Благодарности от Министра культуры РФ за большой вклад в современное хореографическое искусство. 

На сегодняшний день Владимир Муравлёв также является ведущим педагогом-репетитором Театра. Будучи одним из самых молодых и талантливых педагогов, он подготовил замечательных танцовщиков, победителей и лауреатов многочисленных международных и всероссийских конкурсов артистов балета. Во многом благодаря В. Муравлёву, исполнение мужских партий в спектаклях Театра остаётся мощным, техничным, полным драматизма и артистического мастерства.

«Все свои знания, умение и мастерство я передаю молодым артистам, - отмечает Владимир. То, что не удалось реализовать мне самому, пытаюсь воплотить в учениках».

Наиболее заметным танцовщиком труппы является курсист В. Муравлёва обладатель различных премий в области профессионального искусства (в том числе,  лауреат премии «Душа Танца») Николай Чевычелов. Подобный тандем является уникальным, образцом преемственности в балете. Несколько сезонов танцовщики исполняли одни и те же партии, что позволило молодому артисту в полной мере перенять азы академизма и, что немаловажно,  умение донести до зрителя суть танца. Преемственность – ещё одна отличительная черта Театра, благодаря которой удаётся сохранить то лучшее, чем всегда славился русский классический балет – глубокое раскрытие образа, грациозность, изящность и возвышенность каждого па. 

Солист - Владимир Муравлёв
Солист - Владимир Муравлёв

       Театральные критики характеризуют Николая Чевычелова  как уникального артиста, которому подвластны партии исконно классических балетов, неоклассических, а также нового современного балета. На одних из европейских гастролей Театра кто-то из критиков в шутку заметил: «Что может сочинить только Касаткина способен станцевать только Чевычелов». Стоит добавить, что артист награждён медалью «Во имя жизни на земле» за плодотворную деятельность в области отечественного хореографического искусства.

Солист - Николай Чевычелов
Солист - Николай Чевычелов

        «Классический балет должен оставаться каноническим, - говорит Николай, - конечно, в спектаклях может присутствовать современный свет, музыкальное сопровождение, оформление – «театральные спецэффекты». Их можно применять, но не везде. Но, самое главное, чтобы танцовщик смотрелся на сцене гармонично. Для этого он должен «идти от эмоций» - все чувства пропускать через себя. Тем более что каждый выход на сцену происходит по-разному – жест, взгляд… Умение разнообразить свой танец привносит в творческую жизнь артиста эстетику и особый стиль». 

Елена Чапленко

Фото - из личных архивом Владимира Муравлёва

и Николая Чевычелова