Классик русского балета Денис Медведев


   Высочайший технический потенциал, пластичность, актёрское мастерство и прочие качества, присущие лишь поистине талантливым танцовщикам классического театрального жанра – балета, – являются неотъемлемой составляющей творческой деятельности Дениса Медведева.

           Созданные им образы покорили зрителя не только на российских подмостках, но и во всемирно известных театрах, таких как Королевский театр Ковент-Гарден и Колизеум, театр Пьера Кардена, Линкольн-центр и Альберт-холл. В репертуаре Дениса Медведева – роли, которые мечтали бы исполнить многие танцовщики балетного мира – Нижинский, Казанова, Тибальд, Золотой Божок – и это далеко не все партии, блестяще исполненные артистом. Трудно себе представить, что в старших классах хореографического училища один из педагогов грозился отчислить юное дарование. 

- Предвзято относился, всё время называл на «Вы» и по фамилии, - рассказывает Денис. - До трёх раз вставал вопрос о моём отчислении. Но потом я попал к Корогодскому, и, благодаря этому замечательному педагогу, мне удалось вернуть всё то, что было потеряно: технику, образность, веру в себя.

Примечательно, что, впоследствии, тот самый педагог подходил к Денису, говорил, что был не прав, ошибался.

В 1994 году Медведев оканчивает Московское хореографическое училище по классу Корогодского, и в том же году танцовщика принимают в труппу Государственного Академического Большого театра. На самом первом конкурсе в своей жизни, который проходит в городе Перми, Денис Медведев сразу же завоёвывает бронзовую награду. Далее, Медведев становится обладателем премии гран-при на Международном конкурсе в Люксембурге.

- Для меня главное – драматически сложное актёрское исполнение, сюжет, смысл, а не просто набор отдельных движений. Не люблю спорта на сцене. Танец всегда должен быть о чём-то, нести в себе смысл, переживания.

Наиболее сложными Денис Медведев считает роли Нижинского и Казановы.

- И физически, и морально устаёшь, - признаётся артист.

Денис Медведев – один из немногих танцовщиков, которому удалось воплотить на сцене образ великого Вацлава Нижинского. Балет «Нижинский» на музыку Сергея Рахманинова был поставлен в 2000 году ведущим хореографом современности Михаилом Лавровским. 

О своём герое Нижинском артист говорит с лёгкой грустью:

- Нижинский был очень одарённым человеком, индивидуальностью, открытием в мире искусства; человеком, многое перенесшим… Для меня было достаточно сложно воплотить этого персонажа на сцене. Нижинский страдал психическим расстройством – вживаться в такой образ само по себе тяжело. Спектакль начинается со сцены в психиатрической больнице, - напоминает Денис, - Нижинский – он словно не помнит себя, не помнит, что он – великий танцовщик; врачи издеваются над больным. Они показывают Нижинскому его же собственные фотографии и плакаты с балетов, а когда к больному начинает возвращаться память, и он приближается к фотографиям, чтобы разглядеть, врачи тут же их рвут. И у Нижинского опять вспышка и состояние болезни.  

Как известно, Вацлав Нижинский обладал необычайно красивым и техничным прыжком. Его прыжок часто называли «мистическим», и это не удивительно, ведь танцовщик буквально зависал над сценой. Из воспоминаний современников: «Расстояние от авансцены до задника (задний фоновый занавес) Вацлав покрывал одним прыжком; он мог «взлететь» выше своего роста и в полёте исполнить порядка десяти вращений». Многие хореографы отмечают схожесть танца Дениса Медведева и Нижинского именно в плане прыжковой техники.

Премьерные показы балета «Нижинский» в Париже имели оглушительный успех. Постановку труппа Большого театра привезла на международный фестиваль, организованный парижским театром знаменитого кутюрье Пьера Кардена, в рамках благотворительной акции.

         В главной партии–Денис Медведев. Взыскательная парижская публика по достоинству оценила его выступление, как и других выдающихся артистов труппы, которые по окончании спектакля были приглашены на торжественный ужин самим Пьером Карденом.

- Нас вызывали на овации более десяти раз, - вспоминает Денис Медведев, - но мы этого заслужили. Это был большой успех, большое и весомое событие.

Следует добавить, что балет «Нижинский» получил огромное количество положительных рецензий не только во Франции, но и в других странах мира.

           В настоящее время Денис Медведев является чуть ли не единственным танцовщиком в театре, совмещающим выступления на сцене с ведением класса в хореографическом училище. Будучи профессиональным педагогом – репетитором, Денис вырабатывает свой собственный, особый подход к каждому ученику.  

- Прежде всего, ребята должны чувствовать опору педагога. Я стараюсь своих учеников воспитывать так, как воспитывали меня, то есть всегда работать на 100%. Не терплю халтуры!

Педагогами Дениса Медведева являются уже ранее упомянутый Михаил Лавровский и Валерий Лагунов.

- Валерий Степанович Лагунов, можно сказать, заменил мне отца. Сейчас в театре он работает только со мной. На протяжении двадцати лет мы вместе готовим все мои классические партии. Валерий Степанович умеет очень хорошо показывать то, что нужно сделать, при этом учитывая возможности ученика. И всегда добавляет какую-то изюминку.

 Денис Медведев работает со многими российскими, а также зарубежными постановщиками и убеждён в том, что немаловажным аспектом их деятельности является умение раскрыть артиста.

- Огромное счастье, если удаётся раскрыть артиста до конца!

Любопытно, что в свободное время Денис Медведев с увлечением занимается восточными единоборствами.

- Восточные единоборства – это совершенно другое искусство! Смесь рукопашного боя, техники боя с ножом или каким-то другим предметом. Здесь вырабатывается реагирование в любых ситуациях. И весовая категория неважна, так как никогда не знаешь, кто тебе встретится на улице.  Если вечером предстоит спектакль, предупреждаю об этом тренера, а он уже в шутку объявляет всей группе: «Бережём Дениса! У него сегодня выступление»!

Возвращаясь к теме балета, невозможно не поинтересоваться, что значит балет для самого Дениса Медведева, и как он оценивает выбранную им профессию.

- Театр и, в частности, балет, – поясняет Денис, – один из сложнейших видов искусства, где нужно уметь выстоять, где нужно бороться, преодолевая всевозможные интриги, пробираясь сквозь огонь, медные трубы и подводные течения. Балет – это каторга в цветах. Но это и безумно красивая профессия…

Интервью с заслуженным артистом России

Денисом Медведевым провела

главный редактор издания "Мир и Личность"

Елена Чапленко

Фото - из личного архива танцовщика