Год Аргентины в России


          В фольклоре существует такое изречение: «Если бы Создатель захотел жить на Земле, он поселился бы в Аргентине». И действительно, природа этой страны уникальна. Именно в Аргентине находится низшая точка мира Салинас Чикас, она расположена на глубине 40 километров ниже уровня моря. Самый крупный в мире водопад Игуасу и самый высокий, семикилометровый, потухший вулкан Аконкагуа также находятся на её территории. И даже самая длинная на свете улица, которая насчитывает порядка двадцати тысяч домов, расположена в центральной части аргентинской столицы Буэнос-Айресе. Она называется Нивадья. Когда речь заходит о достопримечательностях Аргентины, то принято говорить «культурные ценности Земли серебра». Именно так европейцы окрестили эту страну ещё несколько веков назад; якобы из-за обилия серебряных украшений, замеченных у аборигенов.

2015-ый год объявлен перекрестным Годом культуры России и Аргентины. Событие приурочено к 130-летию дипломатических отношений двух государств. Желающим ознакомиться с культурой Аргентины следует, в первую очередь, обратить внимание на те объекты и события, которыми гордятся сами аргентинцы. Особое место в истории этой страны занимает памятник Христу Искупителю, воздвигнутый 13 марта 1904 года на границе Аргентины и Чили. Памятник был установлен как символ мирного урегулирования территориального конфликта. Автор семиметровой статуи – уроженец Буэнос-Айреса скульптор Матео Алонсо. Следует отметить, что, помимо нескольких тысяч мирных аргентинцев и чилийцев, на открытие памятника прибыли армии обеих стран. Солдатам было поручено произвести торжественный залп. На одной из памятных досок, открытой в 1937 году, выбита следующая фраза: «Скорее разрушатся эти горы, чем аргентинцы и чилийцы нарушат мир, которому присягнули у ног Христа Искупителя».

Центром классической музыки Южной Америки принято называть оперный театр «Колон» в Буэнос-Айресе. За время своего существования (с 1856 г.) театр имел две сцены. В разные годы в «Колон» выступали звёзды мировой оперы: Энрико Карузо, Лучано Паваротти, Фёдор Шаляпин и многие другие. Считается, что театр назван в честь великого первооткрывателя Христофора Колумба. Согласно проекту архитектора Жюля (Хулио) Дормаля, кресла в партере «Колон» располагались несколько ассиметрично и на большом расстоянии друг от друга. Европейские архитекторы ошибочно полагали, что это было сделано для свободного размещения кофейных столиков. Однако Дормаль пояснил: ему «пришлось прибегнуть к неоклассическому решению, чтобы дамы в пышных вечерних платьях могли не беспокоиться за свой туалет». Ещё одно новшество, принадлежащее Дормалю – это стоячие места «для приличных». К «приличным» относились небогатые люди «достойных профессий» (репетиторы, доктора) и студенты высших курсов. Для них архитектор спроектировал удобные бордюры и вентиляторы воздуха. Многие в шутку отмечали, что «Дормаль им дал всё, кроме кресел».  В настоящее время, «Колон» входит в пятёрку крупнейших театров мира, а его акустику признают эталоном оперных подмостков.

Аргентина насчитывает несколько десятков музеев изобразительных искусств. Наиболее популярными из них являются музеи Sivaram (г. Буэнос-Айрес), Caraffa и Evita (г. Кордова). Sivaram был основан в 1938 году, и первые его коллекции состояли из произведений аргентинских художников, работавших в стиле авангард. На сегодняшний день, в музее представлены картины различных стилей, авторами которых являются не только аргентинские, но и зарубежные мастера.  Музей изобразительных искусств Caraffa, возведённый в 1916 году, среди прочих работ, имеет в своих запасниках произведения всемирно известных художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо. И, наконец, музей Evita (1912-1916 гг. строительства) – это самый масштабный архитектурный ансамбль в своём роде. В него входят 12 выставочных залов, сад монументальных скульптур, тематическая библиотека, а также концертный и зрительный залы.

О музее виноградарства и виноделия (г. Кафаяте, провинция Сальта), открытом в 1982 году, аргентинцы говорят следующее: «Это место, которое передает ароматы, цвета и ощущения, связанные с нашей культурой, историей и производством вина». Музей расположился в стенах старинной винодельни, при этом интерьер помещений остался таким же, как он был в 19 веке. В залах музея можно ознакомиться с уникальными приспособлениями для   изготовления и   хранения вина,

станком для оттиска «знак качества», специальными ложечками и рюмочками, которыми пользовались при дегустации.

         С 2011 года посетители также могут увидеть оборудование инновационных технологий в виноделии. Следует отметить, что провинция Сальта, где расположен музей виноградарства и виноделия, является регионом, производящим единственный оригинальный сорт винограда Аргентины Torrontes.

Первое, с чем ассоциируется аргентинская культура у европейцев – это танго. На протяжении более чем ста лет, законодателем в мире танго является Буэнос-Айрес, а символом танго – бандонеон – музыкальный инструмент (разновидность гармоники), благодаря которому танец обрёл «пронзительно-щемящее звучание». Изначально танго исполняли только мужчины, тем самым они привлекали внимание дам. В виду того, что в Аргентине мужчин всегда было больше, чем женщин, общественность предложила им устраивать довольно необычные танцевальные соревнования. Победителем становился тот танцовщик, который «в ходе танго большее количество раз наступил на ноги своим конкурентам».  В настоящее время, когда танец танго стал парным, он, по-прежнему, остаётся особенным, с правилами, не свойственными ни одному другому танцу. В момент исполнения танго запрещено улыбаться, не допустимо смотреть партнёру в глаза, а словесное приглашение на этот танец расценивается не иначе, как оскорбление. 30 сентября 2009 года танго объявили «нематериальным культурным наследием ассоциации ЮНЕСКО».

Международный день танго празднуется 11 декабря, в день рождения его «короля» Карлоса Гарделя. В 1917 году, после исполнения песни «Mi noche triste», Гарделя признали первым официальным исполнителем танго. До этого времени музыка танго никогда не сопровождалась ни песенными стихами, ни любыми другими словами. В 20-е годы Гардель покорил «новым танго» Европу, а спустя несколько лет и Северную Америку.  Ещё при жизни (1890-1935) Карлос Гардель был удостоен почётного звания «национальное достояние Аргентины». Сегодня самым значимым местом для поклонников танго является музей Карлоса Гарделя в Буэнос-Айресе. Круглый год здесь проводятся песенные конкурсы, танцевальные соревнования, экскурсии и лекции по истории танго; в музее также представлена экспозиция из личных вещей и профессионального реквизита маэстро.

Танго посвящена и архитектурная достопримечательность столицы – пешеходный мост Puente de la Mujer. Мост был открыт 20 декабря 2001 года в деловом квартале Puerto Madero. По замыслу архитектора Сантьяго Калатрава, «силуэт моста символизирует пару, танцующую танго». Когда по реке идёт корабль, центральная часть моста «делает шаг» и разворачивается под прямым углом, тем самым пропуская судно.

В январе 2011 года в Буэнос-Айресе был открыт первый и единственный во всей Латинской Америке музей «Битлз». Его владелец – один из богатейших коллекционеров Аргентины Родольфо Васкес. Экспозиция музея представлена более чем восемью тысячами экспонатов, две из которых – это вещи, некогда принадлежащие самим музыкантам. По словам Васкеса, экспозиция будет постоянно обновляться, чтобы посетители каждый раз находили для себя что-то новое и интересное. Собрание артефактов о группе «Битлз», принадлежащее коллекционеру, занесено в Книгу рекордов Гиннесса как «самая большая частная коллекция в своём роде». На торжественном открытии музея Васкес сказал, что «настоящим коллекционером он стал в 1981 году, когда ему удалось приобрести очень ценный экспонат – автограф Джона Леннона». Приобретение обошлось в три тысячи американских долларов. Среди прочего, в коллекции представлены свидетельства о рождении музыкантов, финансовые чеки за подписями Джорджа Харрисона и Ринго Старра, личные письма. В непосредственной близости от музея расположился театральный зал имени Джона Леннона, также принадлежащий Родольфо Васкесу. В настоящее время на его сцене идёт пьеса-иллюзия «Бриллианты в раю», написанная коллекционером и повествующая о «встрече Леннона и Харрисона на небесах». Васкес также стал учредителем Ежегодного латиноамериканского конкурса молодых исполнителей песен «Битлз». Главный приз конкурса – сольное выступление в Ливерпуле, в джаз-клубе «The Cavern», откуда начинала свой творческий путь легендарная группа. 

Материал подготовлен в рамках празднования

Года Аргентины в России