Военкоры Второй Мировой...


Памятник фронтовым корреспондентам Великой Отечественной войны в Москве
Памятник фронтовым корреспондентам Великой Отечественной войны в Москве

        В первые дни войны встал вопрос о создании фронтовой корреспондентской сети. 24 июня 1941 года с целью оперативной передачи информации на фронте и в тылу было создано Советское информационное бюро. Совинформбюро, редакциям газет «Красная звезда», «Правда», «Известия» и ряду других СМИ предоставлялось право иметь постоянных корреспондентов на фронте, главной задачей которых было обеспечение информационных агентств материалами, освещавшими суровые будни войны, текущую расстановку сил, а также отвагу и героизм советского народа. Отдельно следует упомянуть о газете «Ленинградская правда». Она выходила ежедневно все девятьсот дней блокады. И только в ночь на 25 января 1942 года, когда город остался без электричества и типографские машины «встали», готовый макет номера не смогли напечатать.

Корреспондент Николай Тихонов призывал своих коллег «не просто писать, а воевать словом, поставлять фронту «душевные боеприпасы». Корреспонденты «Красной Звезды» каждый новый номер начинали с девиза «Смерть немецким оккупантам!» А спецкор Илья Эренбург писал: «В дни войны газета – воздух. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба».

В обязанности центральных и фронтовых изданий входила публикация всех важнейших документов политики СССР. Особое внимание уделялось международным соглашениям, таким как «Соглашение об отношениях между Советским Главнокомандующим и Чехословацкой администрацией после вступления советских войск на территорию Чехословакии» или «Соглашение между правительством СССР и Польским комитетом национального освобождения».

Наиболее сложным для советских СМИ стало тиражирование и распространение листовок в тылу врага, на временно оккупированных территориях. Однако, не смотря на все трудности, они издавались многотысячными тиражами, а листовка «Вести с Советской Родины», выпускаемая Управлением Советской Армии, имела тираж полтора миллиона.  На тех же территориях фашисты распространяли свои газеты, лживые статьи которых воспевали гитлеровскую Германию и пытались убедить людей в причастности Советского государства к террору, царившему на их земле. Стали прослеживаться выраженные элементы информационной войны. В связи с этим, было принято решение об отправке советских писателей – добровольцев на фронт. Все годы войны они сопровождали Красную Армию и Военно-Морской Флот. Триста писателей были награждены орденами и медалями СССР.

По подсчётам историков, в среднем, советские операторы запечатлели «полтора часа из каждых суток военных лет». Отснятый материал представлял собой не только историческую ценность, но и служил неоспоримым, наглядным доказательством бесчинства вражеской стороны. 

      Два фильма и ряд фотографий наших корреспондентов стали одними из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

Особой для фронтовых операторов стала Сталинградская битва, – впервые им пришлось производить съёмку уличных боёв, находясь в эпицентре сражений. Камеры приходилось оберегать от любых проявлений непогоды – дождя, снега, в мороз операторы их кутали в свои полушубки. Снимали без рукавиц, так как ими не удавалось подхватить нужную кнопку, рычаг. А любое промедление стоило бы не только важного кадра, но и жизни. Камеры и фотоаппараты военных корреспондентов считались очень ценными трофеями. Делалось всё возможное, чтобы именно эти вещи не попали в руки врага. Почувствовав, что не в силах держать аппарат, корреспонденты прятали его на груди, под одеждой. Не менее тяжёлой стала крупномасштабная съёмка Курской битвы. Находясь в окопах вдоль минного поля, операторы наводили объективы своих фотокамер на приближающиеся вражеские танки, тогда как сами оказывались под их прицелом. Фото – и кинооператорам удалось запечатлеть крупную победу советских войск под Москвой, тогда в бою участвовало свыше трёх миллионов солдат с обеих сторон. Отснятый материал вошёл в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». В 1942 году фильм был удостоен Государственной премии СССР и премии Американской Академии Киноискусства «Оскар». Спустя годы заокеанская публика увидела фильм фронтового оператора Романа Кармена «Неизвестная война», и вот что было сказано об этой картине: «Ни один фильм не смог передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражения мужественными кинооператорами, шедшими в первых рядах и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники».

На протяжении всей войны командование фронтов отмечало военных корреспондентов как смелых и решительных, честно исполняющих профессиональный долг. Как известно, фронтовые корреспонденты являлись офицерами.

Особо следует упомянуть о фронтовом корреспонденте Константине Симонове. Именно ему 7 мая 1945 года выдали удостоверение на право участия в церемонии подписания Акта о полной и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. В статусе корреспондента газеты «Красная Звезда» все годы войны Симонов провёл на передовой. Он был свидетелем и участником сражения на Курской дуге, помогал в обороне Одессы, в боях под Могилёвом вывел советских лётчиков из-под вражеского огня. Обо всём увиденном Симонов писал статьи, очерки, а также произведения художественной литературы, основанные на реальных событиях. Вместе с советскими войсками Константин Симонов вошёл в поверженный Берлин.

9 мая 1945 года газета «Правда» опубликовала Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. 

Елена Чапленко