Колористы Москвы. Век XX. Антон Чирков


Карусель, 1937

Чирков Антон Николаевич (1902–1946 гг.) родился в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии в многодетной (11 детей) семье сельского священника. Религиозная, трудовая и дружная семья постоянно была на виду односельчан, во всем являлась для них примером.  Ежедневное посещение церкви, строгое соблюдение постов, дети и взрослые вместе отмечали все религиозные праздники. Особенностью быта семьи являлась близость к родной природе: в летнюю пору - работа в саду, в поле, походы в лес за грибами, ягодами и орехами, весёлые, шумные игры на лужайке, купания в реке; в зимнюю - самодельные лыжи и салазки, ледяные горки, игра в снежки.

С раннего возраста будущий художник наблюдает не только тяжёлую крестьянскую жизнь российской глубинки, но и  красочные сцены народных гуляний на ярмарках. Впоследствии Антон Чирков будет вспоминать: «Летом – цветные платья, сарафаны, зимой – яркие платки и шали, расшитые валенки». Эти впечатления, несомненно, определяют творчество всей его жизни и, в частности, непреодолимое стремление к колористической живописи.

В 1920 году А.Чирков поступает в Пензенское художественное училище в мастерскую к А.Штуфману и преподавателю И.Горюшкину-Сорокопудову. Друг Чиркова, скульптор Николай Абакумцев, приглашает его переехать в Москву, первое время пожить у него и поступить во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1922 году А.Чирков приезжает в Москву и начинает учиться во ВХУТЕМАСе. Его педагогами были И.Машков, П.Кончаловский, А.Осмёркин, Н.Шестаков.

Идейно живописец тесно примыкал к обществу «Бубновый валет» и только по молодости лет не смог стать членом этого Союза. Антон Чирков являлся членом и участником выставок нескольких очень известных московских объединений – «Бытие» (1926-1930гг.), «Крыло» (1927 г.), «ОМХ» (1928-1930гг.).

Новые объединения художников Москвы часто создавались выпускниками ВХУТЕМАСа. Полученные в этом учебном заведении высокопрофессиональные знания давали возможность применять свой талант в разных сферах художественного искусства: станковой живописи, графике, скульптуре, монументализме, полиграфии, дизайне. Члены творческой группы «Бытие» - последователи «Бубнового валета», обратились к реалистической пейзажной живописи, по окончании учёбы уехали на всё лето в подмосковную местность. Объединение просуществовало до 1930 года и организовало 7 ежегодных выставок, неизменно вызывая общественный резонанс в творческой столичной среде. В «Бытие» входили: П.Кончаловский, А.Осмёркин, А.Куприн, А.Лебедев-Шуйский, А.Чирков и другие.

Общество московских художников «ОМХ» было одним из самых крупных и влиятельных объединений Москвы того времени. Оно организовалось в 1928 году из представителей «Бубнового валета», «Маковца» и других наиболее ярких, но быстро распавшихся объединений. За время своего недолгого существования «ОМХ» организовало всего 2 выставки в 1928 году и 1929 году, но по своей значимости поистине знаковых и определяющих дальнейшее направление развития живописи конца 30-х годов не только Москвы, но и всей страны. В деятельности «ОМХ» принимали активное участие сразу трое профессоров – преподавателей А.Чиркова: П.Кончаловский, И.Машков, А.Осмёркин.

Становление Антона Чиркова как художника осуществлялось в творческой атмосфере подлинного искусства, под влиянием выдающихся живописцев.

Хлебы, 1924-1925
Хлебы, 1924-1925

Интересна история создания натюрморта «Хлебы», написанного Антоном Чирковым в конце 1924 – начале 1925 годов в мастерской И. Машкова, в которой одновременно над данной композицией работали еще 4 студента. Написать «Хлебы» была идея Машкова. Он дал студентам денег, и они в булочной накупили роскошных кренделей, пирожных, булок, сдоб, плюшек и баранок. Центром композиции стал рождественский кулич. Постановка натюрморта оказалась безупречной.

        Но мало кому известен тот факт, что ставил этот знаменитый «машковский» натюрморт 22-летний Антон Чирков, будучи старостой группы. Илье Машкову так понравилась эта композиция, что он сам стал писать вместе со студентами этот натюрморт.

Еще в процессе работы, к удивлению всех присутствующих, стало ясно, что натюрморт у студента Чиркова получается сильнее, чем у профессора Машкова!

К чести знаменитого живописца и прекрасного педагога, по окончании работы маэстро и сам признал это и поставил Чиркову наивысшую оценку 100 баллов. Именно «чирковский» натюрморт был отправлен на международную выставку-салон в Париж в 1925 году, а не ставший впоследствии знаменитым «машковский», который до сих пор находится в фондах Государственной Третьяковской галереи и украшает один из её залов.

В 1927 году А.Чирков получил звание художника и направление на стажировку в Италию. И.Машков лично дал ему рекомендацию в аспирантуру.

В 1930 году Антон Николаевич Чирков становится преподавателем живописи в Московском художественном училище памяти 1905 года.

23 апреля 1932 года ЦКВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым распускались все художественные объединения и заменялись новой организацией – Союзом советских художников с единым управлением и чёткой структурой для упрощения надзора за деятельностью художников в стране. В Москве был создан филиал этой организации – «МОСХ», имеющий основной своей целью искоренение независимости творческих объединений Москвы, лишения их творить многообразно и самобытно.

В 1932 году Антон Чирков становится членом «МОСХ» и участвует в ряде московских выставок. А в свободное от работы время он творит, творит, творит…

Вторая половина 30-х годов открывает новый период в творчестве А.Н. Чиркова. Буквально лавиной идут подмосковные пейзажи: восходы, закаты, Москва-река, деревня Тучково. Мазки делаются пастозными и как бы лепят форму предмета. Вместе с тем цвет чрезвычайно сложен, а краски смешиваются только на палитре.

Поездка в Самарканд в 1939 году в полной мере раскрыла колористический дар Чиркова. Поддавшись очарованию красоты и величия средневековой архитектуры, он часами бродил по площади Регистан, любуясь медресе Шир-Дор, заходил в мавзолей Шахи-Зинда, мечеть Биби-Ханым и, конечно же, на красочные восточные базары. Обилие света, цвета, замысловатых архитектурных форм буквально обрушилось на художника. Стояла страшная жара, не спадавшая даже ночью. Антон Чирков вставал до восхода солнца и до самых сумерек писал, одержимо писал знаменитые архитектурные памятники Самарканда, караван-сараи, сценки в чайханах, играющих на народных музыкальных инструментах узбеков – весь пёстрый, яркий мир Средней Азии.

Как метко выразилась заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, зав. Отделом ИЗО Государственного музея искусств народов Востока Н.В. Апчинская, «многие самаркандские работы А.Н.Чиркова в своей утончённой полихромности выглядят настоящими цветовыми симфониями».

В 1945 году Чирков готовится к реставрации Богоявленского собора в Москве: разрабатывает этапность работ, изучает, зарисовывает фрески храмов в Новгороде, Владимире, Ростове Великом. Реставрирует храм села Жигалова Московской области. Хорошую работу и изобретательность художника, следующего лучшим образцам старой русской живописи, отмечает управляющий Московской епархией митрополит Николай Крутицкий. Но все творческие планы неожиданно рушатся: 10 июня 1946 года, во время работы по реставрации храма села Жигалова, Чирков умирает от сердечного приступа.

Имя Антона Чиркова по-настоящему еще не открыто в мире искусства, но в будущем оно, без сомнения, займет видное место в плеяде художников 1-ой половины XX века.

Антон Чирков, как крупный талантливый мастер живописи, не ограничивался красивыми натюрмортами и пейзажами, его волновали события бурлившей вокруг него жизни. Картины «Захват железнодорожной станции красными», «1917 год», «Вокзал» и другие полотна отображают не только нашу историю, но и интересных художнику людей, обычаи тех мест, где он бывал. Холсты «Сельские похороны», «Иордань», портреты священнослужителей и монахов говорят о напряженной внутренней жизни Антона Чиркова, о его стремлении к идеалам духовного совершенства, о понимании возвышенной миссии русского художника.

Почти за четверть века своей творческой деятельности А.Н.Чирковым было создано около трехсот произведений живописи, графики и скульптуры. Работы Антона Чиркова, дошедшие до наших дней, находятся в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, целом ряде музеев Москвы и России, а также в личной коллекции потомков. 

Людмила Кузнецова