Статуи неоспоримой красоты


     Статуя Давида Микеланджело Буонарроти считается самой совершенной скульптурой всех времён, воплотив в себе идеалы силы, величия и красоты. Статуя высотой более 5 метров была создана в 1501-1504 годах. Основываясь на канонах античной скульптуры, Микеланджело изобразил Давида обнажённым, придал всему его облику мужественность и гордость.

Не в пользу Давида говорит лишь один факт – преднамеренная пропорциональная неточность, а именно, отсутствие одной из мышц в области спины.  По мнению скульптора, это придало статуе особую грацию и выразительность.

 До XV столетия скульпторы ваяли Давида в образе музыканта, постепенно наделяя его чертами, более жёсткими и сложными. И на рубеже XV- XVI веков Давида стали воспринимать как воина-защитника, воина-освободителя. В частности, во Флоренции статуя Давида является символом той силы, которая способна защитить город от междоусобиц и вражеского вторжения извне. Стоит добавить, что 16 мая 1504 года – день, в который была установлена статуя, - стал национальным праздником и своеобразной точкой отсчёта времени у флорентийцев.   

Интересна судьба гипсовой копии статуи Давида, подаренной королеве Виктории в 1857 году. Образ юноши с точёными мышцами и сосредоточенным выражением лица, в последние минуты перед битвой произвёл на королеву благоприятное впечатление, и она распорядилась установить статую в лондонском художественном музее. Но при этом потребовала «придать скульптуре пристойный вид», т.е. дополнить её фиговым листком. Искусствоведы утверждают, что, не смотря на претензию королевы, статуя не претерпела никаких изменений и экспонировалась в своём первоначальном виде. Однако её прикрывали фиговым листком в дни визитов королевской семьи. Для служащих художественного музея стало довольно сложной задачей изобрести незаметные, но прочные крепления, которые смогли удерживать гипсовый листок, не повредив при этом саму скульптуру.

Другая не менее знаменитая статуя – Аполлон – повторение статуи древнегреческого ваятеля Леохара. Оригинал просуществовал сравнительно недолго и, по мнению археологов, был разрушен вследствие варварских нашествий. Аполлон – бог света и поэзии – предстаёт в образе прекрасного юноши с кифарой и луком со стрелами. Лук, в данном случае, олицетворяет утреннее солнце, а стрелы – его лучи. Бога Аполлона, а также воплощение его образа в искусстве наделяют пророческим даром.

        По преданию, глаза Аполлона видят всё, что происходит на земле, происходило ранее и произойдёт в будущем. Вплоть до сегодняшнего дня, находятся люди, утверждающие, что тот или иной глобальный процесс предрекал ещё древнегреческий бог с кифарой. 

         С момента создания и на протяжении столетий Аполлон признаётся эталоном мужской красоты, а статуя – наиболее значимым произведением древнего искусства. Отличительной чертой скульптуры является движение. Оно проявляется от вытянутой руки, сжимающей лук, до поднятой головы, до ниспадающих прядей волос, подвязанных лентой. Уникально и лицо статуи – скульптору удалось передать проницательность взгляда, устремлённого вдаль.

Статую Аполлона принято рассматривать и с несколько иной точки зрения. Как известно из истории, в 278 году до нашей эры древнегреческий бог Аполлон героически отразил нападение галлов на Дельфы. И Леохар ваял своего Аполлона в образе юноши, мгновение назад отстоявшего греческие земли. В этом случае, лук олицетворяет уже не солнце, а грозное оружие, направленное против врага.   

В разных странах мира периодически встаёт вопрос о допустимости демонстрировать статуи обнажённых юношей. Впервые нравственные начала работ древних мастеров стали предметом обсуждения католической церкви. Так, в XVI столетии католическая церковь особым законом запретила изображение определённых частей тела в любых видах искусства. Этот период нередко называют «варварским», так как скульпторы подвергались гонениям за малейший намёк на ваяние, характерное времени эллинизма. А статуи, являющиеся бесценным наследием древности, подвергали поспешной и плохо продуманной реставрации. Повсеместно стали применяться фиговые листки из бронзы, при креплении которых нарушался весовой баланс статуи, вследствие чего образовывались сколы.

 Образы обнажённых юношей широко использовались в скульптуре VIII века до нашей эры, как следствие признания силы, мужественности и выносливости приоритетами граждан греческих земель. Статуи тех лет, как правило, представляли собой изображение атлетов, а древнегреческие атлеты проводили спортивные состязания в обнажённом виде.   

Сегодня всё чаще слышны предложения о введении возрастного ценза на просмотр скульптур, признанных шедеврами мирового искусства. Имеют место и предложения о тотальном приспособлении фиговых листьев. Вопрос пока остаётся открытым, однако…

Решать проблемы нравственности, встающие перед современным обществом, путём разрушения творческого наследия недопустимо.

Елена Чапленко