Евгений Самойлов


104 года со дня рождения легендарного артиста

    Евгений Валерьянович Самойлов родился 16 апреля 1912 г. в г. Санкт-Петербурге. С раннего детства отец прививал ему любовь к литературе, искусству. В доме находилась богатая библиотека, и по доброй традиции домашние собирались по вечерам слушать чтение А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. С особым воодушевлением отец читал произведения любимого им Н.В.Гоголя. Повзрослев, Евгений стал посещать Александринский и Большой Драматический театры. Но самым большим увлечением юности была живопись. Свободное время Евгений проводил в залах Эрмитажа и Русского музея, предпочтение отдавая художникам-передвижникам и своим любимым живописцам: М.А.Врубелю, И.И.Левитану, В.А.Серову, мечтал поступить в Академию художеств. 

Приятель, мечтавший о театре, уговорил его «за компанию» пойти на прослушивание в частную художественную студию Н.Н.Ходотова на Литейном. К своему изумлению Евгений увидел в списках принятых свою фамилию, а не друга. Будучи еще учеником, в 1928 году он стал заниматься по вечерам в студии на актерском отделении. Преподавателями были актеры Александринского и Мариинского театров.

В 1929 г. Самойлов продолжил актерское образование в Ленинградском художественном политехникуме, завершив его в 1930 г. С этого года началась профессиональная деятельность Самойлова в Ленинградском Театре актерского мастерства под руководством выдающегося режиссера, актера и педагога Леонида Сергеевича Вивьена. Вивьен видел в Самойлове характерного актера. Получая роли, подобные Кривому Зубу («На дне» М.Горького), начинающему артисту приходилось скрывать свою молодость за возрастным гримом и пластикой. Во многом ему помогала цепкая память рисовальщика. Со временем он играл и Актера, и Ваську Пепла («На дне» М.Горького), стремясь идти от внешней характерности к раскрытию внутреннего мира. 

В апреле 1934 г. в Ленинграде гастролировал Государственный театр имени Вс.Мейерхольда. В.Э.Мейерхольд побывал на спектаклях своего давнего соратника Л.С.Вивьена. Тогда же Самойлов получил приглашение Мейерхольда перейти в его труппу на амплуа молодого героя. Как ни тяжело было расставаться с Л.С.Вивьеном и молодежным коллективом, желание работать с Мейерхольдом было неодолимо. 

Переехав в Москву, молодой артист оказался под отеческой опекой Всеволода Эмильевича Мейерхольда, когда месяц проживал в семье режиссера. Человеческая симпатия, которая установилась между ними, подарила Самойлову общение с С.М.Эйзенштейном, А.Н.Толстым и другими выдающимися деятелями культуры — друзьями и гостями В.Э.Мейерхольда. В.Э.Мейерхольд деликатно образовывал своего ученика, обогащая его ум и сердце.

На сцену театра имени Вс.Мейерхольда Самойлова впервые вышел в роли Петра («Лес» А.Н.Островского). Чутко уловив в природе таланта Самойлова яркий темперамент и склонность к героике, Мейерхольд воспитывал актера увлеченно и взыскательно. Молодой актер оказался трудолюбивым, жадным и терпеливым учеником. Он учился на репетициях Мастера и его гениальных показах, учился у своих коллег, партнеров, с упорством осваивал биомеханику. Творчески любознательный, артист окунулся в театральную жизнь Москвы: по юношеской привычке, с галерки, пересмотрел весь репертуар МХАТа, спектакли вахтанговцев, был свидетелем оглушительного триумфа А.А.Остужева в роли Отелло. Восхищенный, эмоционально взволнованный, он учился у М.М.Тарханова, Б.В.Щукина, Р.Н.Симонова. 

В 1937 г. Самойлов сыграл две долгожданные роли – Чацкого («Горе от ума» А.С.Грибоедова) и Павки Корчагина («Одна жизнь» по роману «Как закалялась сталь» Н.Островского). В его исполнении Чацкий был не скептическим идеалистом, а страстным бунтарем. А Работа над ролью Павки Корчагина стала кардинальной в творчестве актера на пути сценического воплощения современного героя. Актер избегал портретного сходства с Николаем Островским, а мать писателя отмечала, что он похож на сына — напористого, порывистого. Работая с Мейерхольдом над ролью Павла Корчагина, Самойлов выдержал своеобразный экзамен по мастерству пластической выразительности.

Благодаря Мейерхольду, Самойлов влюбился в удивительный и прекрасный мир искусства театра и остался верен сцене всю жизнь. При расставании (Театр был ликвидирован.) артист получил от учителя, как ободряющее напутствие, краткую характеристику в служебном документе: «Е.В.Самойлов — артист, который скоро займет на театральном фронте одно их первых мест в армии советских артистов». 

Когда Самойлов оказался вне театра, его востребовал кинематограф, который давно возбуждал творческий интерес артиста. В 1934 г. он начал сниматься в лирической комедии «Случайная встреча» у режиссера И.А.Савченко. В первом экранном образе Гриши Рыбина (1936 г.) стали очевидны удивительное обаяние и жизнерадостное мироощущение артиста. В фильме «Том Сойер» режиссера Л.Френкеля он проявил талант характерного актера, создав образы братьев-близнецов адвоката и доктора Робинзонов. В 1937 г. на Киевской киностудии шли съемки фильма «Щорс», но режиссер А.П.Довженко упорно искал «своего» Щорса. Артиста пригласили на пробы и все, что было накоплено в роли Павки Корчагина, он показал на первой и единственной пробе. Режиссер нашел артиста красивого и серьезного, в глазах которого он ощутил благородный ум и высокие чувства. Самойлов вновь обрел учителя, наставника в кино, гениального режиссера романтического направления, поэта и философа, великого по своим нравственным убеждениям человека — Александра Петровича Довженко. 

В 1940 г. артист снялся у Г.Л.Рошаля в роли Кирилла Ждаркина («В поисках радости»), у Г.А.Александрова в роли инженера Лебедева («Светлый  путь»).

В «музыкально-поэтическом» фильме «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.) Самойлов исполнил роль лейтенанта Кудряшова, испытал подлинное творческое волнение в работе с легендарным режиссером И.А.Пырьевым, замечательными актерами М.А.Ладыниной, И.А.Любезновым. Съемочная группа работала на высоком подъеме в радостном предчувствии грядущей победы. Роль Кудряшова, одна из любимых артиста, счастливо совпадала с его актерскими возможностями и человеческими идеалами, позволила вновь изведать полноту жизни в образе. Поэтически обобщенный образ героя войны, воина-защитника и победителя, одухотворенный обаянием личности артиста, был узнаваемым и желанным, как ожидаемая победа.

В начале 1945 г. на экраны вышла комедия «Сердца четырех» режиссера К.К.Юдина, снятая еще до войны, в 1941 г. Герой Самойлова, лейтенант Колчин, мужественный, серьезный и ослепительно красивый, воспринимался зрителями военного времени, как победитель. 

Светлые, гармоничные, жизнеутверждающие образы, созданные артистом в комедиях 40-х годов, вселяли оптимизм и надежду, укрепляли веру в добро, любовь и дружбу. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и также горячо они любили и их создателя, вознеся своего кумира на киноолимп. К нему пришла слава. 

Любимым героем Самойлова стал генерал Скобелев («Герои Шипки», реж. С.Д.Васильев, 1955 г.). Изучение исторических документов, воспоминаний современников о Скобелеве помогло артисту осмыслить и полнее ощутить своеобразие его личности.

В 1940 году Самойлов вступил в труппу театра Революции, на сцене которого вскоре сыграл Германа («Таня» А.Арбузова) и Мортимера («Мария Стюарт» Ф.Шиллера, 1941 г.). В 1943 г. артист возвратился из Закавказья в Москву, в театр, переименованный после эвакуации в Московский театр драмы, который возглавил почти на четверть века Николай Павлович Охлопков, выдающийся режиссер, педагог и замечательный актер. 

В 1947 г. Охлопков поставил «Молодую гвардию» А.А.Фадеева — спектакль мощного патетического звучания и художественного воздействия, ставший явлением в истории советского театра. По-новому проявился талант Самойлова в роли Олега Кошевого. Стремясь к правдивому раскрытию психологического портрета своего героя, артист избегал играть изначально исключительного героя-лидера, показывая сложную эволюцию его характера: порывистый и нежный, скромный и вдумчивый юноша постепенно становится волевым и духовно зрелым бойцом, вожаком молодежного подполья.

        В 1954 г. к 30-летнему юбилею театра Охлопков осуществил свою давнюю мечту — поставил «Гамлета» У.Шекспира и доверил Самойлову главную роль. Воплощая замысел режиссера, Самойлов «от себя» передал Гамлету пережитые чувства, размышления, вложил в него свое страстное сердце художника и «на сцене появился светлый человечный Гамлет». Гамлет по праву принадлежит к выдающимся сценическим созданиям Самойлова.

      Многогранный талант Самойлова плодотворно реализовался в спектаклях Охлопкова и достиг высоких сценических свершений. Считая годы работы с Охлопковым самыми счастливыми, артист благодарен своему учителю за подлинную радость творчества, которую Самойлов считает бесценной в работе. 

В 1967 году Самойлов был принят в труппу Малого театра. Артист органически вошел в новый коллектив и принес на старейшую русскую сцену свое отточенное мастерство психологического реализма и неизменную любовь к пламенной романтике. 

Своеобразие творческой индивидуальности артиста наиболее ярко раскрылось в сценическом прочтении русской классики. Одним из лучших и любимых созданий Самойлова является образ князя Ивана Петровича Шуйского в патетическом и монументальном спектакле режиссера Б.И.Равенских «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, 1973г. (I премия «Московской театральной весны»-1974г.).

Гордый, честный человек, доблестный воин-патриот, великодушная и страстная русская натура — герой Самойлова борется с Годуновым не за власть, а за патриархальный путь развития русского государства, который по его убеждению будет ему на благо. Он защищает свои идейные воззрения также мужественно и открыто, как защищал Родину на полях битвы. «А как Самойлов играл Шуйского Ивана! Это потрясающий артист, просто до слез меня потрясал. Какой человек! Христианин, настоящий, живущий во Христе, такого образа я вообще больше не видел» — это зрительское восприятие композитора Г.В.Свиридова, автора музыки к спектаклю. 

С подлинной трагической силой играл Самойлов Игната Гордеева («Фома Гордеев» М.Горького, 1981г.), отца мятежного правдоискателя Фомы. Позднее раскаяние жизнелюбивого грешника и громадная любовь к сыну наполняли душу умирающего Игната тяжелым предвидением горькой судьбы Фомы.

 Отыграв на сцене «Дома Островского» четверть века, Самойлов впервые получил роль в пьесе великого драматурга - роль Крутицкого («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского, 1993г.) Герой Островского — в прошлом богатый чиновник, взяточник и алчный стяжатель, ныне тайный ростовщик и скряга, одержимый маниакальной страстью к деньгам, ради которых морит голодом и себя, и своих близких. Следуя за Островским, Самойлов предлагает оригинальную трактовку, подлинно новаторскую. Его Крутицкий при патологии свой скупости еще и высокомерный властолюбец, упивающийся тайным господством над людьми. Артист играет воинствующего скупца, у которого болезнь обостряется свойствами его порочной натуры. В его душе, охваченной темными страстями, нет места для угрызений совести» Герой Самойлова не кается, а безжалостно судит себя, приговаривая к смерти. Психологически сложный и колоритный образ Крутицкого является ярким свидетельством совершенного искусства перевоплощения артиста и его неувядаемого мастерства пластической выразительности.

Всего за годы работы в Малом театре Самойлов сыграл десятки ролей. Герои Самойлова, несмотря на возраст и сложные жизненные перипетии, не разменяли свои нравственные принципы, не утратили вкус к жизни, сохранив веру в человека, в добро.

Евгений Валерьянович Самойлов — Народный артист РСФСР (1954 г.); Народный артист СССР (1974 г.); лауреат Государственных премий СССР: 1941 г. (I степени за фильм «Щорс» реж.А.П.Довженко, 1939 г.), 1946 г. (II степени за фильм «В шесть часов вечера после войны» реж.И.А.Пырьева, 1944 г.), 1947 г. (I степени за спектакль «Молодая гвардия» А.А.Фадеева, 1947 г.). Е.В.Самойлов является кавалером орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Награжден медалями: «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «За освоение целины», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы»; значком «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР» и др.

Редакция издания "Мир и Личность"

благодарит пресс-службу Государственного

Академического Малого театра за предоставленный материал