Московское суворовское училище.

Интервью с руководителем генерал-майором А.М.Касьяновым


 

Особенности учебного процесса в Мс СВУ.

Нововведения не обошли Суворовское училище: с 1 сентября 2014 года вступил в силу новый Закон РФ «Об образовании…», вслед за ним стал обязательным для исполнения в общеобразовательных довузовских учебных заведениях новый «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС).

В Законе впервые в истории нашей страны получило законодательное оформление образование в «суворовских» и «кадетских» училищах.

Что же касается нового ФГОС – он установил жёсткое требование обеспечения отношения к обучающемуся не как к «объекту обучения», а как к равноправному «субъекту образовательного процесса». Правда, в методической деятельности лучших преподавателей нашего суворовского училища превалировало понимание, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который следует зажечь. Реализация такого методического понимания учебного процесса всегда требовала активного участия обучающегося в процессе познания, самостоятельного и заинтересованного поиска им знаний.

Вместе с тем в СВУ есть и значительные отличия учебного процесса от общеобразовательной школы. Важнейшее из них – военная составляющая в воспитании и обучении суворовцев, документально оформленная в «Основной образовательной программе» училища.

Военная составляющая в учебном процессе обязывает каждого преподавателя искать и находить примеры из военной сферы жизни, делать выводы о применении изучаемых тем в военном деле, следовать воинским ритуалам при организации урока и вообще – учебной деятельности.

В училище создана и успешно функционирует отдельная дисциплина, по существу – кафедра военного дела, в задачу которой входит не только проведение занятий по военной подготовке, но и по обеспечению необходимыми материалами, внедрению необходимой военной терминологии в учебный процесс по общеобразовательным дисциплинам.

Более того, суворовское училище – учебное заведение пансионного типа с постоянным режимом пребывания суворовцев в училище. Весь быт, вся повседневная деятельность, организованные по воинским уставам, представляют собой своеобразное учебное место, с одиннадцатилетнего возраста приучающие суворовцев к воинскому порядку и службе войск.

Логичным венцом этого процесса является полевой выход в летний лагерь для получения суворовцами старших классов навыков полевой общевойсковой выучки и проведения стрельб из боевого оружия.

Что общего и от чего пришлось отказаться в Суворовском училище по сравнению с традициями дореволюционного кадетского образования.

Самое главное в преемственности – формирование беззаветного патриотизма, готовности служить Отечеству, верности своему гражданскому и воинскому долгу, глубокое понимание своей личной причастности к судьбе Родины.

История нашего Отечества богата примерами для подражания. Для нас – училище-то Суворовское – особое значение имеет характер служения Родине Александром Васильевичем Суворовым.

В училище приняты дополнительные меры по изучению и понятию суворовцами на чувственном уровне военно-педагогического наследия А.В.Суворова, являющегося по выражению генерала армии А.М.Гареева, национальным достоянием России.

 

Суворов был воплощением патриотизма. Великий русский полководец беспредельно любил Россию, её культуру, традиции, обычаи, нравы и характер русского народа.

Даже высшее воинское звание «генералиссимус» было присвоено Суворову императором ПавломI не только за его выдающиеся военные заслуги, но и за его альтруистическое служение России, никак не связанное со стремлением обогатиться. Оставаясь исключительно скромным в быту, равнодушным к роскоши, способным обходиться только самым необходимым для жизни, Суворов требовал и от войск высокого понимания служения Родине, видя в этом основу православной жертвенности на поле боя. «Мы – русские! Какой восторг!».

Здесь уместно привести обращение к нам Александра Васильевича Суворова: «Потомство моё прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы чрез истину и добродетель: которые суть моих символов».

Кадетское образование до революции органично включало в себя формирование беспредельной верности Отечеству, а соответственно и воинскому долгу.

Согласитесь, что офицер и сегодня несёт в себе нерастраченные чувства подвижничества, самоотречения, печать надёжности и вселяет у окружающих чувство надёжности и защищённости. Это пришло к нам с дореволюционной России, прошло испытание и расцвело в советское время.

Эти качества неразрывно связаны с понятиями офицерской чести и человеческого чувства собственного достоинства. Поэтому мы и сегодня целеустремлённо формируем их в суворовцах.

Наше училище является федеральной экспериментальной площадкой по отработке методики формирования у суворовцев чувства собственного достоинства. Научное руководство осуществляет академик академии педагогических наук Асмолов. Разработка и реальное воплощение в жизнь теоретических положений педагогической практики на федеральном уровне – хоть и почётно, но очень ответственно. Это побуждает нас пересматривать многие положения воспитательной работы, её организации и содержания, подготовки к этой работе воспитателей. Мы хорошо понимаем, что личность воспитывается личностью.

26 января Президент России, Верховный Главнокомандующий В.В.Путин сформулировал «национальную идею России» - патриотизм, высказав мысль, что формирование патриотизма, умения служить интересам Родины надо начинать со школьной скамьи. Это указание побуждает нас более пристально посмотреть на наши планы патриотического воспитания и стиль работы по их реализации.

Неприемлемым для нас в воспитании суворовцев является потакание расслоению по имущественному признаку, что было неизбежным в дореволюционное время, исчезло в советский период, а сейчас имеет под собою реальные корни для появления вновь. Думаем, что формирование у суворовцев настоящего достоинства, личности, предполагающих уважение к окружающим, будет достаточным условием для недопущения негатива. Кроме того, высокие личностные качества суворовцев позволят в будущем (вместе с организационными мерами, предпринимаемыми Правительством РФ) окончательно устранить в армии дедовщину и неуставные отношения.

Редакция издания "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит генерал-майора А.М.Касьянова

за содержательную беседу